Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Как правильно ездить на вариаторе? пошаговая инструкция + видео

Прогрев вариатора в зимнее время: как это делается?

Густое масло, грубые сальники и прокладки по периметру CVT приводят к нарушению стабильной работы вариатора, что провоцирует появление пробуксовок и увеличение нагрузки на трансмиссию. Это в свою очередь увеличивает скорость износа конусов и приводного ремня CVT, что загрязняет рабочую жидкость и приводит к еще большему износу коробки передач.

Чтобы предотвратить ускоренный износ бесступенчатой трансмиссии, необходимо прогревать силовое оборудования автомобиля – для выхода на рабочую температуру вариаторной КПП используется 2 технологии:

Прогрев на месте – метод заключается в предварительном прогреве двигателя автомобиля перед началом движения. Поскольку мотор и вариатор взаимосвязаны, CVT постепенно прогревается с выходом силового агрегата на рабочую температуру. Для комфортного прогрева требуется 25-30 минут работы мотора на холостых оборотах.

Обратите внимание! Сам вариатор во время работы на холостых оборотах не увеличивает температуру – прогрев осуществляется только путем передачи температуры двигателя. Окончательный прогрев бесступенчатой трансмиссии возможен только при начале движения, поэтому сильная динамическая нагрузка после старта авто с CVT строго не рекомендуема.. Прогрев в движении – метод заключается в начале движения с минимальными нагрузками на вариатор

Для этого необходимо не превышать рабочие обороты двигателя выше 2500-3000 в минуту, не использовать резкие нажатия на педали акселерометра и тормоза. Прогрев вариатора в движении осуществляется намного быстрее, чем при работе на холостых оборотах. Как правило, полный прогрев бесступенчатой трансмиссии происходит спустя 10-15 км пробега в щадящем режиме эксплуатации

Прогрев в движении – метод заключается в начале движения с минимальными нагрузками на вариатор. Для этого необходимо не превышать рабочие обороты двигателя выше 2500-3000 в минуту, не использовать резкие нажатия на педали акселерометра и тормоза. Прогрев вариатора в движении осуществляется намного быстрее, чем при работе на холостых оборотах. Как правило, полный прогрев бесступенчатой трансмиссии происходит спустя 10-15 км пробега в щадящем режиме эксплуатации.

Важно помнить! Резкие перепады крутящего момента на непрогретом вариаторе могут стать причиной появления задир на конусах КПП приводным ремнем, что приведет к ускоренному износу всей трансмиссии.

Греть или не греть вариатор?

Для того, чтобы разобраться в вопросе прогрева CVT Ниссан, надо понимать, что происходит с агрегатом при отрицательных температурах. Указанный узел состоит из комплекса металлических деталей, резиновых, пластиковых сальников и прокладок, а также смазочного материала.


Если температура опустилась ниже 0, вариатор необходимо греть

При значительном снижении температуры смазочный материал будет более густым. Как итог, произойдет снижение эффективности смазки при запуске вариатора, что будет сопровождаться повышением нагрузки на все механизмы устройства. Также происходит сжимание металла, пластика и резины во всём агрегате. При температуре менее пятнадцати градусов ниже нуля, отмечается работа CVT Ниссан с толчками до момента полного прогревания.

Можно сделать вывод, что проблемы с вариатором Ниссан без предварительного прогрева зимой неизбежны. Правильная эксплуатация CVT подразумевает запрет эксплуатации CVT без применения предпускового обогревателя при температуре ниже минус тридцати пяти градусов.

Правильный прогрев вариатора Ниссан

В предыдущем пункте стало понятно, что прогревать CVT необходимо. Теперь разберемся, как прогревать вариатор Ниссан зимой правильно. Ни в коем случае нельзя использовать методики по аналогии с автоматической коробкой передач, это будет сопровождаться с проявлением новых проблем. Доступны несколько правильных вариантов по прогреву вариатора Ниссан. Далее рассмотрим каждый в отдельности.


Конструкция вариатора

Первый вариант – это прогрев в движении. Он предполагает старт автомобиля сразу после запуска. При этом необходимо ограничить обороты двигателя, а также избегать резких ускорений и торможений. После разогрева можно эксплуатировать вариатор Ниссан в стандартном режиме.

Второй вариант предполагает прогрев CVT на стоянке. В этом случае понадобится запустить силовой агрегат и ожидать от пяти до двадцати минут, в зависимости от температуры окружающей среды. Ждать следует до набора двигателем рабочей температуры. Дело в том, что вариатор Ниссан обогревается непосредственно от работающего мотора до момента начала движения автомобиля. Указанный способ будет удобен владельцам машин с установленным автозапуском, так как не возникает проблем с затратой дополнительного времени.


Если температура регулярно опускается ниже -10, лучше установить предпусковой обогреватель

Третий способ считается самым рациональным и правильным среди экспертов. Правильным подходом является комплексное прогревание автомобиля, которое предполагает использование стояночного набора температуры и в процессе движения.

Данные прогрева вариатора в зависимости от температуры

  • 0 и выше – прогревание не требуется;
  • 0 – 5 – в течение 3-4 минут на движущемся автомобиле;
  • 5 – 10 – порядка пяти минут как на стоянке, так и в движении;
  • 10 – 15 – в пределах от 5 до 10 минут не трогаясь с места и от 10 до 15 минут после старта машины;
  • 15 – 23 – разогрев мотора на стоянке на протяжении 10-15 минут с последующим набором температуры в движении в течение 15-20 минут;
  • 23 – 30 – от 15 до 20 и от 20 до 30 минут соответственно на стоянке и в движении;
  • 30 – 35 – эксплуатации CVT осуществляется только при наличии необходимости, с предварительным прогревом на стоянке в течение получаса и дальнейшим набором температуры после старта с места на протяжении сорока минут;
  • менее 35 – эксплуатация не рекомендуется.


Разобранный вариатор

В Финляндии используется альтернативный способ прогрева вариатора Ниссан. Для этого агрегат оснащается электрическим подогревом, который записывается непосредственно от электросети через стандартную вилку. Набор температуры происходит в автоматическом режиме, с поддержанием рабочих параметров. Указанные модели автомобилей Ниссан отличаются характерными прорезями на бампере.

Эксплуатация зимой

Прогрев CVT

Прогрев вариатора зимой нужно осуществлять каждому владельцу транспортного средства с такой коробкой передач. Далее мы расскажем вам по пунктам, как сделать это правильно, чтобы не навредить работе агрегата. Итак, на практике процедура прогрева КПП происходит следующим образом:

  1. Для начала необходимо по очереди включить все режимы работы КПП, после чего выставить селектор вариатора в положение «D». Таким образом трансмиссионное масло в системе начнет прогреваться и быстрее пройдет по всем патрубкам и шлангам.
  2. Подождав 5-10 минут, необходимо переключить селектор КПП в положение «R» и дать двигателю немного поработать в таком режиме. Как сказано ранее, время прогрева двигателя и коробки передач напрямую зависит от температуры окружающей среды. То есть, чем холоднее на улице, тем дольше следует прогревать свое транспортное средство.

Более того, резко трогаться с место не рекомендуется даже на прогретом двигателе, даже в летнее время года. Перед непосредственным началом движения следует недолго подержать педаль тормоза (2-3 секунд будет достаточно), после чего необходимо будет его плавно отпустить. Для обеспечения нормальной работы агрегата педаль газа следует нажимать не сразу. Транспортное средство должно стартовать с места как можно плавнее и, разумеется, без рывков.

В целом прогрев очень важен для данного агрегата, в противном случае вашему автомобилю обеспечен повышенный износ КПП. Выход из строя агрегата является распространенной проблемой у отечественных автомобилистов, которые игнорируют прогрев КПП.

Замена масла

Замена трансмиссионной жидкости также является немаловажным фактором, определяющим работу CVT в целом. От российских автомобилистов очень часто можно услышать миф о том, что зимой якобы необходимо менять трансмиссионное масло и более того, необходимо использовать исключительно «синтетику».

передач Nissan

Это не более чем выдумка. На практике специалисты крайне не рекомендуют использовать синтетическое трансмиссионное масло. В большинстве своем из-за того, что в некоторых случаях смена расходного вещества может привести к мгновенной поломке агрегата.

Разумеется, если возникла необходимость смены расходного материала и этого никак не избежать, то произвести замену можно. При этом необходимо соблюдать все нормы и требования, предписанные производителем конкретного транспортного средства. К примеру, если вы являетесь владельцем автомобиля Mitsubishi, то необходимо заливать соответствующее трансмиссионное масло от производителя Mitsubishi. Эксплуатация других расходных материалов может пагубно сказаться на работе агрегата.

Распространенные ошибки

Далее мы расскажем вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают автомобилисты. Чаще всего российские и украинские водители включают нейтральную скорость, когда двигаются накатом спускаясь с горки или на каждом светофоре. Разумеется, это делается не специально, а по выработавшейся привычке после езды на механической КПП. При переключении на нейтральную скорость специалисты рекомендуют не задерживаться долго на ней. Все дело в том, что при езде в холодное время года на нейтрали в агрегате не создается необходимого давления. В результате этого фрикционы, которые не получают необходимого количества смазки, могут выйти из строя.

Если вы забуксовали в снегу, то жать педаль газа не имеет смысла, так как транспортное средство только продолжит буксовать. Наши автомобилисты очень часто не видят разницы между механикой и вариатором, в результате чего застряв в грязи или снегу начинают переключать режимы КПП, пытаясь раскачать транспортное средство вперед и назад. Это еще одна причина частых поломок вариаторных коробок передач.

Чтобы выбраться из сугроба, нужно выполнить следующие действия:

Включите пониженный режим езды «L».
Пытайтесь поехать «внатяг», периодически нажимая на педаль тормоза, таким образом обеспечивая медленное вращение колес.
Когда в результате таких действий транспортное средство начнет двигаться, следует отпустить педаль тормоза и немного (очень плавно) нужно нажимать на педаль газа. Выехать далее на нормальную дорогу вам поможет электроника

При этом очень важно не даль колесам опять начать буксовать или все действия придется повторить заново.

Чтобы больше узнать об условиях эксплуатации CVT, ознакомьтесь с сервисной книжкой вашего авто.

Чтобы продлить срок службы агрегата.

Читайте в этой статье

Как греть вариатор зимой. Все об эксплуатации вариатора в зимних условиях

Как нужно прогревать вариатор зимой? Обзор момента

Эта статья о том, как . Процедура необходимая, особенно для российских водителей. В принципе, если мороз не сильный, некоторые водители утверждают, что можно обойтись и без этого. Главное – резко не ускоряться, не совершать рывков и т.д. Когда же стоят сильные морозы, прогрев вариатора – обязательная и полезная операция, дающая гарантии длительной и безотказной работы коробки передач.

Как прогревать вариатор зимой, сегодня интересует многих водителей. Нужно это делать или нет? Узнаем важные моменты. Можно , но мы поговорим об этом позже.

Русская зима вынуждает водителей автомобилей с АКПП и вариатором быть крайне внимательными. В первую очередь надо учесть покрытие дорог, по которым придется ездить

К тому же, немаловажное значение уделять надо шинам

Коробка-вариатор почти во всем схожа с АКПП. Те же режимы работы, те же переключения, та же нейтраль. Кроме того, у вариатора есть функция, которая позволит переключать передачи вручную. Вариатор настолько похож на АКПП, что эти коробки часто путают.

Все вышеперечисленное приведено не просто так: как и АКПП, вариатор нуждается в холодные месяцы года в прогреве. Надо избегать пробуксовки, а на педали акселератора и тормоза нажимать плавно. Чтобы затормозить двигателем, лучше использовать ручной режим переключения ступеней.

Примечательно, что в процессе езды по дороге занесенной снегом, автомобили с вариатором не закопаются при медленной езде в сугробах, даже при режиме Драйв. С АКПП – полная противоположность.

Итак, опытные водители автомобилей с вариатором советуют:

Прогрев очень важен, так как если этого не делать, значительно сокращается срок эксплуатации вариатора. Он выйдет из строя и придется распрощаться с деньгами на ремонт такой коробки.

С наступлением холодного времени года и приближением морозов владельцы автомобилей с вариаторной коробкой передач или те, кто только задумывается о покупке такого авто, начинают задумываться об эксплуатации вариатора зимой.

Минусовая температура предъявляет всем агрегатам автомобиля повышенные требования, не исключением является и вариатор.

Молодо — зелено

Роботизированная коробка одна из самых молодых и родилась вместе с эпохой дешевой электроники. Создается она на основе механической ручной трансмиссии путем добавления исполнительных механизмов активации кулис и блока управления. Такие устройства выпускает немецкая ZF, японский Aisin и другие. Один из электроприводов заменяет педаль сцепления. Ну а управляет всем хозяйством электроника. Конструкция получается относительно надежная, но в морозы за двадцать непрогретая коробка, бывает, сходит с ума. Замерзают тяги электроприводов и начинаются сбои. Как этого избежать? Только дополнительным прогреванием машины. На роботе лучше не отправляться в путь сразу, как на механике, а дать возможность датчикам и электроприводам немного оттаять. Нельзя стоять и в режиме «D». Иначе на приборной панели появятся ошибки, и трансмиссия перейдет в аварийный режим, то есть на нейтраль. А на ней далеко не уедешь. Кроме того, лучше запастись специальным чехлом на радиатор, чтобы избежать чрезмерного охлаждения. В общем, роботизированная трансмиссия — самая капризная из всех.

Особенности АКПП

Когда на выбор предлагается вариатор либо же автоматическая коробка передач, объективно, не изучая вопрос детальнее, сказать, что лучше, невозможно. Для этого нужно вникнуть суть каждого типа трансмиссии, изучить его особенности, конструкцию и принцип работы.

Сразу стоит заметить, что сравниваться будет классический автомат и вариатор, фактически являющийся разновидностью автоматической коробки.

Управление автоматом осуществляется с помощью специального селектора или ручки переключения. Обычно она устанавливается в районе центрального тоннеля, но на некоторых авто, преимущественно американских производителей, располагается на рулевой колонке.

Селектор предусматривает возможность для водителя путём перемещения переключателя выбирать один из доступных режимов работы, в числе которых Drive, Parking и R, необходимый для движения задним ходом. По мере усовершенствования автоматических коробок количество режимов значительно увеличивалось. Всё чаще на современных автомобилях, даже при не самых дорогостоящих моделях, автоматы предусматривают наличие специальных режимов движения, необходимых для зимнего передвижения, спортивной езды или максимальной экономии топлива.

Классический автомат конструктивно состоит из планетарной КПП, гидротрансформатора и специальной системы управления. АКПП могут использоваться на легковых авто, в грузовом транспорте, автобусах и даже на колёсной спецтехнике.

В состав гидротрансформатора входит турбинное и насосное колесо, между которыми располагается реактор. Насосное колесо имеет непосредственную связь с коленчатым валом мотора, а турбинное соединяется с валом коробки передач. В зависимости от того, в каком режиме работает реактор, он может блокироваться обгонной муфтой или находиться в состоянии свободного вращения.

Крутящий момент от мотора на КПП передаётся за счёт потока жидкости, в роли которой выступает трансмиссионное масло. Оно подаётся с помощью лопаток насосного колеса на лопасти колеса турбинного типа. Между колёсами гидротрансформатора имеются минимальные зазоры, а сами лопасти выполняются специальной формы, чтобы создавать непрерывный круг для циркуляции рабочей жидкости. Это обеспечивает наличие жёсткой связи между мотором и коробкой передач, необходимой для плавной передачи тягового усилия.

Гидротрансформатор способен преобразовывать скорость вращения и предавать крутящий момент в строго ограниченном диапазоне. Из-за этого к нему подключается планетарная многоступенчатая коробка, которая также позволяет двигаться на машине с АКПП задним ходом.

Передачи переключаются за счёт создания высокого масляного давления. В этом процессе важнейшую роль играют фрикционные муфты. Возникающее между ними давление распределяется системой управления, состоящей из управляющего блока и электромагнитных клапанов.

Условным недостатком АКПП можно назвать то, что она стоит достаточно дорого, а также расходует больше топлива. Но это достаточно спорные минусы, поскольку современные автоматы вышли на новый уровень по эффективности. Многие из них как минимум не уступают классическим МКПП, а порой даже превосходят по показателям экономии топлива.

Изучение особенностей, которыми обладает коробка автомат, не даёт возможности сказать, что лучше, если конкурентом выступает вариатор. Для начала нужно рассмотреть характеристики самой вариаторной коробки передач.

АКПП в разрезе

Режимы вариатора

Сначала разберем основные режимы работы вариаторной коробки автомат.

Движение вперед

На вариаторной трансмиссии движение вперед обозначается символом D. Этот режим считается основным в работе коробки передач, для его активации селектор переводится в положение D. Вариаторная трансмиссия во время езды автоматически изменяет передаточное число, основываясь на оборотах силового агрегата. Управляющий модуль коробки передач будет производить мониторинг работы агрегата и мотора машины для обеспечения максимальной эффективности работы устройств.

Движение задним ходом

Для активации этого режима селектор коробки передач переводится в положение R. Конструктивные особенности трансмиссионного агрегата: в КПП отсутствует задний ход ведомого вала, который передает вращение на колеса автомобиля. Поэтому агрегат оборудуется дополнительными узлами и механизмами, которые включаются в работу при активации режима R. Чтобы не допустить появления неисправностей, рычаг коробки передач допускается переводить в этом положение после того, как машина полностью остановится. В зависимости от типа авто, для переключения селектора в режим R необходимо дополнительно нажать на специальную кнопку. Сделать это можно только после полной остановки транспортного средства.

Вариаторная коробка передач

«Нейтралка»

Нейтральная передача обозначается буквой N. Если включить селектор коробки в этом положении, то двигатель автоматически отключается от КПП. Использование нейтральной скорости допускается при езде в условиях пробок и длительном простое автомобиля. Также режим нейтральной передачи применяется для запуска автомобильного двигателя, но включать нейтраль при кратковременной остановке нельзя.

Парковка

Режим паркинга на вариаторных КПП обозначается буквой P. Когда водитель переводит селектор в это положение, специальный штифт блокирует ведомый вал трансмиссии. Это позволяет предотвратить вероятность самопроизвольной езды машины. Использование режима парковки допускается при полной остановке машины, когда авто ставится на стоянку. В большинстве авто для активации положения паркинга надо нажать на педаль тормоза и поднять ручник. Это своеобразная защита. Чтобы отключить этот режим, надо выполнить аналогичные действия в обратной последовательности.

Ручное управление

Для ручного переключения скоростей используется специальная выемка на корпусе коробки в салоне с символами «+» и «-». Как таковых передач в вариаторной трансмиссии не имеется, поэтому для удобства используется ручной режим. Вариаторная коробка передач самостоятельно изменяет передаточное число, что имитирует работу ступенчатой трансмиссии. Водитель может менять крутящий момент двигателя во время движения, переключая режимы, но по факту это только условное переключение скоростей.

Добиться полного соответствия функционирования вариаторной трансмиссии и механической коробки не получится, поскольку управляющий модуль следит за оборотами силового агрегата. Когда нужно, он самостоятельно меняет передаточное число. Это делается для предотвращения воздействия повышенных нагрузок на агрегат.

Схема изменения положения роликов при увеличении и уменьшении оборотов

Дополнительные режимы

Вариаторные коробки передач в большинстве современных автомобилей имеют дополнительные режимы работы трансмиссии:

  1. Спортивный режим (S). При его активации обеспечивается большая маневренность транспортного средства и более стремительный пуск, когда водитель жмет на газ. Такое положение актуально использовать при эксплуатации авто в интенсивном режиме работы. Но проблема в том, что вариаторные агрегаты изменяют передаточное число значительно медленнее. Благодаря этому обеспечивается хорошая тяга при повышении количества оборотов ДВС.
  2. Экономный режим (E). Такое положение — противоположность спортивному режиму. Управляющий модуль после активации настраивает коробку передач таким образом, что силовой агрегат начинает максимально взаимодействовать с КПП. Это обеспечивает минимальное потребление горючего машиной. Разумеется, по сравнению с механикой, вариаторные КПП работают менее экономично.
  3. Сложные условия использования (L). Если водитель включает рычаг КПП в это положение, то коробка обеспечивает наибольшее передаточное число, что способствует увеличению мощности ДВС. Использование этого режима актуально при езде по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.

Способы прогрева вариатора

Эти рассуждения приводят нас к выводу, что вариатор нужно прогревать до того, как он испытает большую нагрузку при езде. Сделать это можно тремя способами:

  1. Чуть прогрев мотор, начинать движение медленно и плавно, не допуская чрезмерных нагрузок на трансмиссию. Через 10–15 км пути в таком режиме вариатор можно считать прогретым. Недостатки этого способа очевидны: нельзя форсировать снежную преграду на старте или влиться в быстро движущийся поток машин. Ведь в обоих случаях вариатор испытает большую нагрузку, а он еще не прогрет.
  2. Греть вариатор от двигателя. Двигатель работает на холостом ходу и прогревает вариатор. Недостаток: ждать можно сколь угодно долго, но все равно температура рабочей жидкости вариатора будет далека от оптимума.
  3. Прогревать вариатор, обеспечив ему нагрузку на стоянке. Для этого можно затянуть ручник и включить вскоре после пуска двигателя режим D или R.

Разницу между двумя последними способами мы проверили на кроссовере Nissan X-Trail второго поколения. На нем установлены двигатель QR25 рабочим объемом 2,5 литра и вариатор JF011E. Данные получены с помощью программы на андроид-планшете и диагностического адаптера ELM327 (версии 1.5). В обоих случаях прогрев проводился на неподвижном автомобиле. Начальная температура агрегатов составила —10˚С.

Чистота и правильная буксировка

Вариатор чувствителен к температурным режимам, которые негативно отражаются на состоянии его деталей

Перед летней жарой крайне желательно проверить радиатор охлаждения — не зарос ли он «войлоком»? Очень важно состояние масла, которое вообще очень желательно менять почаще – каждые 30-40 тыс. км

То есть, как в гидромеханическом «автомате» при городской эксплуатации и правильном подходе владельца.

А если ваш «вариаторный» автомобиль вдруг встанет по какой-то причине, пусть не связанной с поломкой трансмиссии, помните — транспортировка в сервис при заглушенном моторе возможна либо при полной загрузке на эвакуатор, либо при частичной, но только если ведущие колеса загружены на платформу. Никаких «шнурков» и «галстуков»! Ну а если вы решили сдвинуть с места носителя CVT, забыв завести двигатель, то мы искренне вам сочувствуем. Ну кто же догадается, что ведомый вал продолжит вращаться от колес, а цепь или ремень будут точить неподвижный ведущий вал от двигателя.

Покупая «бесступенчатую» машину, помните – вариатор создан для комфортной и адекватной езды без крайностей. Тогда коробка, вероятно, сможет пройти порядка 200 тыс. км – принято считать, что именно такой ресурс в среднем имеют CVT. Да, вы можете возразить, мол, на «горячей» Subaru WRX тоже ставится бесступенчатая коробка передач, но согласитесь, что вариатор на спорткаре это скорее исключение, чем правило.

И напоследок. Масло не должно быть темным, горелым (запах – признак нещадной эксплуатации) и с посторонними примесями, указывающими на износ агрегата, а его уровень должен соответствовать меткам на щупе. В движении вариатор не должен выть и издавать посторонние звуки, равно как и дергать при старте и во время движения. А как у вас?

Надежность — заслуга времени

Механическая коробка передач известна давно. С тех пор, как Карл Бенц
завел свой первый трехколесный драндулет в Мангейме, ручная трансмиссия идет бок о бок с автомобилем. За свою 120-летнюю историю механика настолько эволюционировала, что не боится ни жары, ни холода. Это самая надежная трансмиссия из всех, способная переваривать 55-градусные морозы и такую же жару. Масло туда заливается синтетическое для сложных или даже экстремальных условий эксплуатации, рассчитанное на весь период жизни. Оно мало густеет на морозе, хотя после -25 градусов и ощущается некоторая вязкость. Чтобы убедиться в этом, достаточно подергать рукоятку и почувствовать возросшие усилия. После запуска мотора производители рекомендуют не ждать полного прогрева и сразу отправляться в путь, без сильных перегазовок и дрифта. Пусть валы прокрутятся, немного раскидают масло, ну а затем можно и увеличивать темп. Коробка будет наливаться теплом.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации