Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Самостоятельная модернизация двигателя: какое оборудование для чип-тюнинга автомобилей необходимо

1 Нюансы подготовки к прошивке

Разумеется, никто не застрахован от неисправного бортового компьютера, даже владельцы топовых авто. Но патриотичный призыв о поддержке отечественного производителя настолько тронул сердца наших сограждан, что автомобиль благородной марки ВАЗ встречается на дорогах чаще, чем какой-то никому не нужный мерседес. Поэтому нас интересует в первую очередь прошивка ЭБУ именно для ВАЗ Лада. Есть лишь одна проблема: задавшись целью довести свою машину до совершенства, вы с удивлением обнаружите, что полной информации с подробным описанием этапов и результатов практически нет. Обрывки чужого опыта, не более.

Эта статья – попытка систематизировать информацию об эффективном тюнинге, которого требует электронное оборудование.

Любая идея приходит неслучайно и неспроста. Основными причинами, по которым владельцам автомобилей вдруг становится необходима о прошивка ЭБУ, являются:

  • слишком явные неисправности заводского программного обеспечения;
  • малая мощность двигателя;
  • желание сэкономить топливо.

При использовании в качестве топлива сжиженного газа как альтернативы бензину также возникает необходимость обновления управляющей системы. У каждого ЭБУ своя маркировка, поскольку они бывают разных видов. Прежде чем искать информацию о том, какими способами осуществляется прошивка, сначала необходимо точно установить свой тип двигателя и блока управления, их обозначения. Затем подбирается соответствующая программа для обновления.

Те, кто ищет оборудование для прошивки ЭБУ ВАЗ, обязательно столкнутся с необходимостью отключения штатного иммобилайзера и замены его на новый, более эффективный. Этот вопрос требует обязательной консультации у специалиста, даже если вы уже достаточно разобрались в вопросе своими силами. Иначе есть риск однажды снова стать пешеходом. Принцип работы дополнительного иммо на автомобиле ВАЗ (в том числе и модели Лада Гранта) чаще всего заключается в разрыве наиболее важных мест соединения электрических цепей (например, зажигания). Даже если вашу машину взломают, она не сдвинется с места. Также существуют альтернативные системы – блокировка двигателя происходит с помощью передачи сообщения по сети контроллеров ЭБУ на шину автомобиля ВАЗ. Своими руками установить такую противоугонную систему вполне реально, главное правильно продумать размещение датчиков. Снятие авто с сигнализации осуществляется чип-ключом со специальным кодом, который вы также программируете сами.

Для скачивания программ с бортового компьютера необходим кабель

При всех перечисленных манипуляциях важно учесть тот факт, что не все компьютеры имеют стандартные СОМ-порты, а даже если и имеют, то не факт, что они работают. Опыт некоторых экспериментаторов в этом случае подсказывает использовать старый дата-кабель от сотового

С его помощью на базе подходящей вам микросхемы можно собрать адаптер. Например, прошивка ЭБУ Лада Гранта основана на микросхеме М74CAN.

ChipTuningPRO 6

Программа ChipTuningPRO предназначена для настройки калибровок систем управления впрыском автомобилей ВАЗ и ГАЗ с блоками управления Bosch M1.5.4, Bosch M1.5.4N, Bosch MP7.H, Bosch M7.9.7, Bosch M7.9.7+, Январь‑4(4.1), Январь‑5.1(5.1.1/5.1.2), Январь‑7.2, VS5.1, GM ISFI-2S, МИКАС‑7.1, МИКАС‑7.6, VS5.6 в базовой версии, а так же, при приобретении дополнительных модулей, Микас 10.3, Микас 11, VS8, Январь 7.2+, M73 и иномарок: Hyundai (Accent, Elantra, Getz), KIA (Cerato, Spectra, Carens, Shuma, Sephia), Daewoo (Lanos, Nexia, Espero, Nubira, Cielo), Chevrolet c ЭСУД SIRIUS D32/D42, MR140/HV250, BMW c ECU Siemens MS41/MS42/MS43. Подробнее здесь.

ChipTuningPRO является профессиональным инструментом и не имеет аналогов на отечественном рынке ПО.

Программа работает с файлами прошивок и позволяет вносить изменения практически во все калибровки системы управления впрыском. Вы можете изменять такие параметры, как состав топливо-воздушной смеси на разных режимах, фазу впрыска, угол опережения зажигания, топливоподачу при пуске, зоны режимов работы двигателя, различные коэффициенты коррекции и многое другое (сотни таблиц и калибровочных констант). Официальным пользователям программы предоставляется техническая поддержка, включающая в себя рассылку обновлений и консультации по использованию программы (через e‑mail). Регулярный выход обновлений дает возможность пользователю работать с самыми новыми прошивками и новыми типами ЭБУ. Программа содержит встроенную справочную систему, в которой описаны приемы работы с программой и основные алгоритмы работы математического обеспечения ЭСУД.

Начиная с версии 4 программа работает с USB хост-адаптером, являющимся ключем защиты от копирования. Это дает возможность установить программу на несколько компьютеров (одновременная работа нескольких копий программ невозможна). Совместно с программой CombiLoader представляет законченное решение для изменения параметров прошивок и их последующей записи в блоки управления.

Системные требования к компьютеру: процессор не ниже Pentium 600MHz, RAM 64Mb или более, TrueColor не менее 800×600, USB-порт. ОС Windows 2000/2003/XP.

История версий (первое описание – отличия от предыдущей версии 5)

Улучшен пользовательский интерфейс. Существенно ускорена отрисовка 3D таблиц. Добавлена возможность создания комментариев к прошивкам. Добавлена возможность изменения активной точки на 3D-поверхности с коррекцией соседних точек. Поиск калибровки по названию. Добавлена настройка цветовой схемы и стиля отображения графиков.

Новый пользовательский интерфейс позволяет настраивать цветовые схемы, рабочие панели теперь можно свободно перемещать по экрану, стиль отображения 3D-поверхностей можно изменять (в виде поверхности или сетки). Панель инструментов можно редактировать, редко используемые кнопки отключаются. Панель комментариев автоматически сворачивается для удобства работы.

Добавлена поддержка ЭБУ GM (DELCO) автомобилей Daewoo. Добавлены карты калибровок для прошивки I201CO57 (Калина 1,6 L). Добавлены карты калибровок для прошивки B126ER02 (Классика 1,45 L). Добавлены карты калибровок для прошивки B120ER17 (Нива 1,8 L, ОПП, без ДФ). Добавлены карты калибровок для прошивки VS‑5.6 ПО 438 (Волга). 

При приобретении программы пользователю предоставляется базовая конфигурация, без дополнительных модулей, которые Вы можете, по мере необходимости приобрести дополнительно:

• Модуль для чип-тюнинга автомобилей Hyundai

• Модуль для чип-тюнинга автомобилей c ЭБУ Sirius D3x/D4x

• Модуль для чип-тюнинга автомобилей c ЭБУ MR140/HV220

• Модуль для чип-тюнинга автомобилей c ЭБУ Siemens MS41/42/43• Модуль для чип-тюнинга автомобилей DAEWOO • Модуль для чип-тюнинга автомобилей KIA • Модуль для чип-тюнинга автомобилей китайского производства China • Модуль для чип-тюнинга ЭБУ МИКАС-11, VS8 • Модуль для чип-тюнинга ЭБУ МИКАС-10.3 (автомобили ЗАЗ «Славута», Daewoo украинской сборки, ГАЗ).

• Модуль для чип-тюнинга ЭБУ Январь 7.2+• Модуль для чип-тюнинга ЭБУ M73

Примечание: программное обеспечение ЭБУ МИКАС-10 и МИКАС-10.3 имеет принципиальные различия и несовместимо.

Примечание: прошивки контроллеров семейств Бош М7.9.7 и Январь‑7 сохраняются в спецаальном «сжатом» формате. Для загрузки этих прошивок необходимо использовать загрузчик CombiLoader версии 2.1.8 или выше. 

Рабочие экраны программы (скриншоты):

Дополнительные материалы:

Коммерческие прошивки ЯНВАРЬ 7.2 для ГБО

 Однорежимные версии
201CB5711183–1411020-22Однорежимная версия, оптимизированная для основного движения на ГБО. Без ДК, с регулировкой СО с диагностического оборудования.Стоимость 1000 ₽.
203RB402111–1411020-81(82) Однорежимная версия, оптимизированная для основного движения на ГБО. Без ДК, с регулировкой СО с диагностического оборудования. Калибровка Aviacop Tuning Lab.Стоимость 1000 ₽.
204RB4021114–1411020-31(32)Однорежимная версия, оптимизированная для основного движения на ГБО. Без ДК, регулировка СО с диагн. оборудования. Протокол Россия-83.Стоимость 1000 ₽.
205RB4021124–1411020-31(32)Однорежимная версия базе ПО I205DX53_RCO, оптимизированная для основного движения на ГБО. Без ДК, с регулировкой СО с диагностического оборудования. Протокол Россия-83. Калибровка Aviacop Tuning Lab.Стоимость 1000 ₽.
226BX1221067–1411020-11(12)Однорежимная версия, оптимизированная для основного движения на ГБО. Без ДК, с регулировкой СО с диагностического оборудования. Калибровка Aviacop Tuning Lab.Стоимость 1000 ₽.
 Двухрежимные версии
201CDB5711183–1411020-22 Двухрежимная версия Стандарт/Бутан. При переключении на ГАЗ форсунки и БН отключаются программно. Стоимость 1200 ₽.
203DRB402111–1411020-81(82) Двухрежимная версияДвухрежимная версия Динамик/Бутан. В качестве бензиновой версии применена динамичная коммерческая версия I203DX36, в качестве бутановой – I203RB40.  При переключении на ГАЗ форсунки отключаются программно.Стоимость 1200 ₽.
204DRB4021114–1411020-31(32) Двухрежимная версия Двухрежимная версия Динамик/Бутан. В качестве бензиновой версии применена динамичная коммерческая версия I204DX55, в качестве бутановой – I204RB40.  При переключении на ГАЗ форсунки отключаются программно.Стоимость 1200 ₽.
205DRB4021124–1411020-31(32) Двухрежимная версияДвухрежимная версия Динамик/Бутан. В качестве бензиновой версии применена динамичная коммерческая версия I205DX53, в качестве бутановой – I205RB40.  При переключении на ГАЗ форсунки отключаются программно.Стоимость 1200 ₽.
226BP1221067–1411020-11(12) Двухрежимная версияДвухрежимная версия Динамик/Бутан на «Классику». В качестве бензиновой версии применена динамичная коммерческая версия I226FX12_RCO, в качестве бутановой – I226BX12_RCO. БН и форсунки программно не отключаются, необходим эмулятор.Стоимость 1200 ₽.
226BFX5321067–1411020-11(12) Двухрежимная версияДвухрежимная версия Динамик/Бутан на «Классику». В качестве базовой версии применена динамичная коммерческая версия на основе «переднеприводного» ПО, при переключении на ГАЗ форсунки отключаются программно, произведена коррекция для работы с ГБО.Стоимость 1200 ₽.
214BXF2 Двухрежимная версияДвухрежимная версия Динамик/Бутан для замены контроллеров Bosch M7.9.7 на Январь 7.2 а/м «Нива». В качестве базовой версии применена динамичная коммерческая версия на основе «переднеприводного» ПО, c 2‑мя вентиляторами охлаждения, при переключении на ГАЗ форсунки отключаются программно, произведена коррекция для работы с ГБО. Версия для топливных систем «с обраткой».Стоимость 1200 ₽.
220BXF2 Двухрежимная версияДвухрежимная версия Динамик/Бутан для замены контроллеров Bosch M7.9.7 на Январь 7.2 а/м «Нива-Шевроле». В качестве базовой версии применена динамичная коммерческая версия на основе «переднеприводного» ПО, c 2‑мя вентиляторами охлаждения, при переключении на ГАЗ форсунки отключаются программно, произведена коррекция для работы с ГБО. Для топливных систем без обратки.Стоимость 1200 ₽.

Принцип проведения диагностики для начинающих

Диагностирующий авто человек должен не только профессионально обращаться со всеми программами и приборами, он должен в обязательном порядке проводить сбор информации и её обработку, после чего принимать окончательное решение.

Если к специалисту по чип-тюнингу приехал клиент, первым делом необходимо произвести опрос, чтобы узнать о сути проблемы, расспросить о том, когда и как проявляется неисправность.

Ещё необходимо визуально произвести осмотр подкапотного пространства. Мастер должен убедиться в отсутствии видимых повреждений, связанных с электропроводкой, шлангами и высоковольтными проводами.

Работа с инструментарием и программными приложениями должна стать третьим шагом, для начала посредством сканера нужно будет определить тип ЭБУ и системы. После установления вида заводской прошивки необходимо вспомнить о её достоинствах и возможных недостатках, составе и особенностях.

На четвёртом этапе нужно проверить свечи, специалист должен по взгляду определить количество имеющегося на них нагара и цвет образовавшегося покрытия

Следует уделить внимание пробоям на изоляторе

Затем необходимо проверить параметры датчиков и иных исполнительных элементов. Провести диагностику системы питания, чтобы узнать давление топлива. Если проблем нет — нужно включить силовой агрегат, посредством сканера узнать показания, проверить движок на наличие посторонних шумов и гула.

Далее необходимо произвести проверку мотора газоанализатором и мотортестером, чтобы получить осциллограммы высокого напряжения.

После проведения столь сложной процедуры диагностирующий авто специалист получает множество данных, которые ему придётся сопоставить друг с другом, чтобы сделать детальный анализ и вывод.

Матчасть чип-тюнинга для начинающих

  • Основы автоэлектрики. Как минимум уметь самостоятельно установить магнитолу в машину и проверить мультиметром датчик.
  • Умение паять и работать с паяльной станцией. Работа с тонкими дорожками и проводами не должна быть проблемой.
  • Умение читать схемы автомобильной электрики и электроники.
  • Умение пользоваться мультиметром и осциллографом.
  • Наличие элементарных навыков диагностики. Минимальный уровень — автосканер ELM327.
  • Понимание принципов работы датчиков двигателя и их влияние на работу автомобиля.
  • Знание технического английского. 70% мануалов написаны английском, а Google-переводчик корректный результат не даст.

Как прошить своими руками?

Оборудование

Перед тем, как решите произвести сброс ЭБУ с инициализацией и его прошивку, необходимо ознакомиться с одной из основных составляющих этого процесса. А именно речь идет о редакторе для ЭБУ автомобилей. Редактор — это специальная программа, предназначенная для внесения изменений в настройки компьютера. Если решили произвести этот процесс сами, заранее необходимо подготовить как минимум один редактор.

https://youtube.com/watch?v=qJhmwe1CxgA

Сегодня приобрести редактор для корректирования файлов компьютера — не проблема. В продаже можно встретить редакторы от различных брендов и для различных целей.

Среди популярных можно выделить:

  1. Delphi mt60. Вариант mt60 универсальный, поскольку подходит для редактирования большинства устройств, в том числе Микас от 7 до 11 версии. Приобрести mt60 для Микас 11 можно в любом специализированном магазине.
  2. Openbox. После подключения кабеля оборудования к разъему компьютера можно использовать редактор Openbox. Openbox один из распространенных вариантов. Openbox — универсальны редактор, подходит для блоков Январь, Бош и Микас 11. На практике Openbox взаимодействует с Микас 11 и прочими компьютерами, позволяя повысить защиту от угона и улучшить прочие параметры.
  3. Помимо Openbox, перенастроить компьютер Микас 11 от угона после подключения оборудования к разъему через кабель можно с помощью утилиты ЧипЭксплорер. Как и Openbox, эта программа подходит для Микас 11 и других ЭБУ.

Чтобы произвести настройку Микас 11 от угона с помощью Openbox, потребуется специальный модуль, который подключается к устройству через кабель. Разъем кабеля должен соответствовать диагностическому выходу. Процедура настройки Микас 11 или другого компьютера с помощью Openbox осуществляется в соответствии с инструкцией.

Что нужно знать?

Что необходимо знать о перепрошивке компьютера Микас 11 или другого для повышения защиты от угона? Приобретая редактор для Микас 11, необходимо проверять содержимое упаковки. В комплекте должна идти не только программа, которая позволит повысить защиту от угона, но и USB ключ, который выглядит как обычный флеш-накопитель. Если его в комплекте нет, то не сможете использовать программу. Желательно, чтобы на редактор была лицензия — в зависимости от производителя она может быть либо один год, либо полтора.

Специалисты не советуют заниматься этим самому — лучше отдать специалистам, чтобы не попасть на дорогой ремонт.

Что понадобится для чип-тюнинга?

Для того чтобы сделать чип-тюнинг двигателя своими руками, вам понадобится:

  1. Прошивка. Желательно брать качественную, проверенную либо же официальную, так как гарантий о том, что скачанная из интернета будет работоспособной, вам никто не даст.
  2. Ноутбук с подходящим программным обеспечением. Его надо будет или переустановить, или же хотя бы скачать временные версии.
  3. Программатор. Именно он будет производить прошивку. Этот прибор достаточно дорогой, так что лучше договориться о его аренде, так удастся значительно сэкономить. К тому же, если вы не собираетесь заниматься чип-тюнингом постоянно, он в будущем вам совершенно не понадобится.
  4. Программное обеспечение. Здесь надо посмотреть на софт, который должен быть изначально установлен на ноутбуке для работы с программатором и самой прошивкой.
  5. Адаптеры для соединения с портом автомобиля.

Если вы собираетесь делать чип-тюнинг двигателя более старого авто, где необходима доработка ЭБУ, то вам также понадобится:

  1. Микросхема — её следует подбирать исходя из марки автомобиля и ваших предпочтений. Обычно для таких целей отлично подходят ПЗУ 27С256 или 27С512. Микросхемы возможно купить как в специализированных магазинах, автомастерских, занимающихся прошивкой, так и заказать через интернет.
  2. Панель для микросхемы — так же, как и в случае с прошивкой, лучше взять качественную, пусть она и обойдётся дороже. Здесь экономить не стоит, ведь основная задача этой детали — защита микросхемы.
  3. Рабочий инструмент: ключи и, возможно, паяльник, бокорез.

3 Подходящее оборудование

Выше уже упоминался адаптер, который можно и нужно собрать и использовать, когда необходима перепрошивка ЭБУ ВАЗ своими руками. Что касается программ для его работы, то понадобятся комбилоадер, чиплоадер и чипэксплорер, по возможности – последних версий. Первая программа необходима для снятия защиты с того ПО, которое вы собираетесь использовать, а затем для установки защиты на него же при установке обратно на ЭБУ. Прошивка, не прошедшая процедуру снятия защиты, просто не будет работать и автоматически удалится. Программы рекомендуется скачивать заводские, в количестве от двух и более, чтобы была возможность сравнивать и комбинировать. Как раз для этих целей и понадобится чипэксплорер – может быть собрана сдвоенная прошивка.

Для проверки работоспособности адаптера понадобится ICD. Для поддержания связи с бортовым компьютером понадобится специальное оборудование – кабель для прошивки ЭБУ ВАЗ. Кабель комплектуется CD-диском с собственными драйверами. Поскольку задачи, которые выполняет кабель, бывают различными, то и названия они имеют соответственные. Например, USB KKL VAG-COM Scanner tools – кабель для диагностики оборудования, подходящий для автомобилей ВАЗ Лада Гранта. Перед тем, как приступать к осуществлению прошивки, сам коннектор необходимо проверить на работоспособность, опять же, с помощью специальной программы.

Если вам не безразлично не только состояние вашего автомобиля, собственный комфорт и эргономика, но и ваш рост как специалиста по своему транспортному средству, тогда прошивка ЭБУ ВАЗ – именно то, что вам необходимо. Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие от самостоятельного изучения всех тонкостей процесса, а также довольную улыбку от осознания того, что вы не дали себя надуть на автосервисе. Все описанные в статье процессы вполне под силу любому человеку, даже не слишком подкованному в вопросах электроники.

Двухрежимные бензиновые версии

 ЯНВАРЬ 7.2
I205DE5321124–1411020-31/32 Двухрежимная версияДинамик/эконом. Версия с ДК. При обкатке в экономичном режиме расход в городском цикле 7,3 л/100 (зимой 8л./100). Динамик – версия I205DZ53, эконом – I205EZ53.Стоимость 1500 ₽.
I205DBX121124–1411020-31/32 Двухрежимная версия Двухрежимная версия из двух мегапопулярных коммерческих прошивок I205DX61 и I205DX53. Версия с RCO. Стоимость 1500 ₽.

* Некоторые прошивки представлены в нескольких вариантах (откатаны в разных условиях). Все прошивки предназначены для чип-тюнинга исправных автомобилей. ** Расход топлива зависит от состояния автомобиля и манеры вождения гораздо больше, чем от прошивки.

Для приобретения этих прошивок необходимо принять

Какие качества помогут чип-тюнеру

  • Уравновешенность. Работу чип-тюнера с блоком можно сравнить с работой кардиохирурга. Точность, умение сосредоточиться на задаче поможет грамотно провести чиповку.
  • Стрессоустойчивость. Чип-тюнинг ответственная и в тоже время монотонная процедура, которую придется повторять изо дня в день.
  • Способность и желание учиться. Автопроизводители ежемесячно выпускают новые модели — прошивку необходимо калибровать для каждой индивидуально.
  • Клиентоориентированность. Умение находить подход к каждому клиенту.
  • Внимательность и самоанализ. Не принимать ничего на веру и детально разбирать ошибки. Мастерство приходит с опытом.

Приобретайте качественный софт, прошивки и приступайте к делу. Не обещайте клиенту невозможного ради разовой выгоды — репутация создается на честности. К тому же видеть восторг и уважение в глазах клиента, когда его автомобиль с вашей помощью «поехал» — бесценно.

Рекомендуем посмотреть

Цены на чип-тюнинг

Отзывы водителей

Найти специалиста

2 Лада Гранта как пример эффектного тюнинга ВАЗ

Вообще, заводя речь об автомобилях ВАЗ Лада Гранта, нельзя не отметить их огромный потенциал для тюнинга. Это связано с тем, что для эффективных продаж на мировом рынке машина имеет средние показатели, в том числе и по мощности двигателя. Таким образом, нет необходимости в дополнительных настройках. Эти настройки каждый владелец ВАЗ Лада Гранта сможет установить под себя.

Перепрошивка ЭБУ ВАЗ меняет исключительно программное обеспечение и не требует серьезных переделок электросети в целом. Можно заменить микросхему или установить дополнительное оборудование на Лада Гранта, однако это не является обязательным пунктом программы по улучшению ЭБУ. Любая модификация прежде всего рассчитана на обеспечение максимального комфорта в управлении автомобилями ВАЗ:

  •  отсутствие провалов при разгоне, увеличение динамики;
  •  запуск двигателя при любых температурах;
  •  устранение ошибок, связанных, например, с неисправными датчиками кислорода и т.д.

Также прошивка ЭБУ позволяет устранить множество мелких неисправностей вроде ошибок клапанов или катализаторов без ущерба для ездовых характеристик ВАЗ Лада Гранта.

В современном обществе принято беспокоится о вреде, который ты наносишь экологии. Во всяком случае, хотя бы знать его масштабы. Для этого разработаны всевозможные евростандарты, в том числе и для регулировки содержания вредных веществ в выхлопных газах. Это так называемые Евро-1, Евро-2 и так далее. С 2013 года в России топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к использованию. Прошивка ЭБУ ВАЗ Лада Гранта позволит без дополнительных затрат перейти на Евро-3, которому соответствует прошивка Startpower. В ней отключён контроль вредных выбросов, а все ошибки работы системы из-за неработающих датчиков изучены и устранены.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию