Андрей Смирнов
Время чтения: ~27 мин.
Просмотров: 0

3 сложных перекрестка — в очередности проезда путаются почти все

Содержание

3 сложных перекрестка — в очередности проезда путаются почти все

Не только начинающие водители, но и заправские автолюбители с многолетним стажем иногда «тупят» на дорогах. И прежде чем винить таких ездоков в ошибках, следует задуматься, что именно их спровоцировало, ведь нередко причиной всему становятся сложные перекрестки, способные любого сбить с толку.

Знак кругового движения

И существует как минимум три схемы дорожной конфигурации, углубленное изучение которых уж точно не окажется лишним.

Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.

Что такое перекрёсток — определение в ПДД, правила переезда перекрёстков разной конфигурации

Перекрёсток является одним из основных элементов дорожной инфраструктуры, так как на нём сходятся различные пути, проезд по которым строго регламентируется правилами дорожного движения. Какие виды пересечений проезжих частей существуют, и как их правильно преодолевать, рассматривается в данном обзоре.

  • Понятие «Перекрёсток» по ПДД
  • Виды перекрёстков
  • Общие правила проезда
    • Регулируемого перекрёстка
    • Нерегулируемого перекрёстка
    • Равнозначных
    • С круговым движением
    • С трамвайными путями
    • Неравнозначных
    • Со светофором

    Кто будет первым, согласно правил проезда перекрестков?

    Проезд перекрестков регламентируется подробными правилами ПДД (гл. 13) и их обязан знать каждый автолюбитель. Однако свыше 30% аварий происходит именно на перекрестках, причем как регулируемых, так нерегулируемых.

    Так, за девять месяцев 1918 года в Москве произошло 4883 случая ДТП с участием личного транспорта, из них на перекрестках – 94 аварии.

    Основные причины нарушений – игнорирование приоритета, проезд на красный и желтый свет, высокая скорость передвижения, возникновение спорной ситуации при завершении маневра.

    Правила проезда перекрестков

    С чем каждый день сталкивается любой водитель, вне зависимости от типа машины, стажа езды и прочего? С перекрестками. И если проезд регулируемых перекрестков не является большой проблемой ни для кого, то в иных ситуациях возможна путаница, неразбериха, и как следствие – опасная ситуация на дороге. Избежать этого можно – достаточно лишь освежить в памяти правила проезда перекрестков. С этой целью и создана данная статья – дать новые знания новичкам или помочь вспомнить их опытным водителям.

    Согласно новым изменениям, с 8 ноября 2017 года на перекрестках будет находится разметка «Вафли» («Вафельницы»), которые будут определять границы перекрестка. Она предназначена для регулирования проезда перекрестков на которых образуются заторы и поможет выполнению и соблюдению ПДД, а так же взиманию штрафа для нарушителей. Штраф за выезд на перекресток или пересечение проезжих частей с затором равен 1000 рублей.

    Тема 13.1. Проезд перекрестков. Общие правила

    Правила проезда перекрестков в картинках

    13.1.
    Если автомобиль поворачивает в одну из сторон, он должен пропустить пешеходов и людей, перемещающимся на вело транспорте, которые пересекают проезжую часть, на которую он хочет повернуть.

    Это правило работает абсолютно на всех перекрестках. Однако, некоторые перекрестки регулируются специальными светофорами для пешеходов и велосипедистов. В этом случае они обязаны передвигаться при разрешающем сигнале.

    Согласно ПДД правилам проезда перекрестков, водителю нельзя выезжать на пересечение проезжей части и зоны перекрестка (разметка 1,26), если впереди наблюдается затор. Это заставит водителя остановить транспортное средство, соответственно, движение для машин, движущихся поперечно, будет затруднено. Исключением является поворот в любую из сторон.

    Если на перекрестке функционирует светофор или регулировщик, его называют регулируемым. Если светофор демонстрирует желтый мигающий или устройство не работает, автомобилисты должны пользоваться правилами, согласно которым используются знаки в порядке приоритета.

    Так, нередко не перекрестках монтируют приоритетные знаки, которые являются главными, если светофор по тем или иным причинам работает некорректно или вовсе выключен.

    Перекресток с трамвайными путями посередине

    Вроде бы, классическое пересечение дорог, встречающееся в каждом более или менее крупном городе с трамвайными путями посередине, но статистика показывает, что путается в нем каждый четвертый, если не третий.

    В качестве примера можно привести ситуацию, когда следующий по главной дороге регулируемого перекрестка автомобиль замечает неисправность оптики (на светофоре горит желтый мигающий).

    Перекресток с трамвайными путями

    Известно, что в таких случаях в силу вступают регулирующие знаки приоритета, размещенные сразу под сигнальным прибором.

    И если водитель находится на главной дороге, как показано на картинке, то он имеет полное право проследовать первым, не уступая дорогу ни справа стоящему голубому грузовику, ни расположенному слева рельсовому транспорту.

    А как же правило «Трамвай всегда прав»? На самом деле оно имеет силу только тогда, когда оба транспортных средства находятся в равнозначных условиях.

    То есть, если трамваю и автомобилю одновременно загорается разрешающий сигнал, то тогда именно рельсовое ТС пересечет перекресток первым, что совсем неактуально для рассматриваемой ситуации.

    Что считать перекрестком, а также его разновидности

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.

    Все перекрестки можно разделить на 2 группы:

    • Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
    • Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).

    Также существует деление по визуальному признаку:

    • Х‑образные;
    • Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
    • С круговым движением

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Понятие «Перекрёсток» по ПДД

    В ПДД прописана следующая формулировка этого термина: место, где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги в одной плоскости, которое ограничивается воображаемыми прямыми, соединяющими противоположные начала закруглений проезжих частей, находящиеся на наибольшем удалении. К данному определению не относятся все выезды с территорий различных организаций и предприятий.

    Общая информация о ПДД в части пересечения перекрестков

    Существует ряд общих правил по проезду всех типов перекрестков, разработанных законодательством и содержащихся в пунктах 13.1, 13.2 ПДД. Рассмотрим наиболее важные случаи из них:

    1. Повороты в правую или левую сторону.

    Сворачивая направо/налево, автомобилист должен пропустить людей и велосипедистов, пересекающих в это время проезжую часть. Правило действует даже тогда, когда не стоит дорожный знак «Осторожно, пешеход», не нанесена «зебра» или разметка велосипедной дорожки. Исключительный случай – перекресток со специальными пешеходными светофорами, тогда путь для машины будет свободен.

    1. Перекресток с затором.

    В этой ситуации автомобилист должен встать перед стоп-линией даже при зеленом светофоре и подождать, пока не появится возможность для выполнения маневра. После срабатывания разрешающего сигнала, он вправе продолжить движение, следя за тем, чтобы не стать причиной ДТП для других транспортных средств.

    Если сигналы светофора и его боковых секций вступают в противоречие с жестами регулировщика, тогда следует руководствовать указаниями человеку.

    На каких перекрестках можно ходить наискосок?

    Последние изменения Правил дорожного движения (ПДД), касающиеся порядка функционирования пешеходных переходов, вносились в 2015 году. Поправки инициированы Министерством транспорта РФ, и, помимо существующих правил, они включают несколько новых положений. Наиболее заметные из них — это диагональные пешеходные переходы.


    Почему пешеходный переход называют зеброй? Подробнее

    В пункте 4.3 говорится: «Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

    На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».

    Круговое движение

    Даже однополосные и двухполосные кольца на дорогах являются для многих автомобилистов страшным сном, особенно, если круговое движение на них не имеет приоритета по отношению ко всем прилегающим направлением. «Кольцо главное» – обычно автомобилисты именно так описывают эту особенность.

    Круговое движение

    Ситуацию усугубляет отсутствие регулирующих движение светофоров на таких участках, чаще всего устанавливаемых на крупных кольцах мегаполисов с интенсивным движением.

    Первое, что следует помнить в данной ситуации: проезжать перекрестки с круговым движением необходимо только против часовой стрелки (актуально для стран с правосторонним движением), а не по ней.

    Кроме того, следует заранее занимать нужную полосу, перестраиваясь в крайнее правое или левое положение для поворота направо или налево, соответственно. Проще говоря, осуществить левый поворот будет гораздо проще и безопаснее, двигаясь по внутреннему радиусу, а правый по внешнему, что актуально и для езды прямо.

    Правила проезда по кругу

    Что касается приоритетов, то в случае отсутствия сигнальной оптики нужно обращать внимание на знаки. И если смотреть на приведенное выше изображение, то синему автомобилю придется уступить дорогу всем, кто выезжает на круговой перекресток и движется по кольцу прямо с левого направления, а потом еще и тем, кто выезжает на кольцо справа.

    Общие правила проезда перекрестков по ПДД

    • Всегда пропускайте пешеходов и велосипедистов, пересекающих ту дорогу, на которую вы намерены совершать поворот. Это правило работает вне зависимости от того, регулируется ли перекресток или нет. Штрафы за то, что вы не пропустили пешехода, составляют на данный момент 1500 рублей.
    • Запрещается выезжать на перекресток, если на проезжей части перед ним образовался затор. Нарушение этого правила приведет к тому, что вы не только присоединитесь к пробке, но и перегородите дорогу машинам, движущимся через перекресток слева или справа. В результате вместо одного затора получаются три, и резко возрастает риск аварии или конфликта на дороге.

    Виды перекрёстков

    Пересечения дорог могут быть таких конфигураций:

    • Т-образные;
    • Y-образные;
    • Х-образные;
    • круговые.

    Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои подвохи, так как в них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.

    Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом случае индивидуально.

    Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но угол схождения проезжих частей может быть самым разным.

    Круговые перекрёстки самые сложные, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным. Этот вид пересечения подробнее рассмотрен ниже.

    Возможные нарушения ПДД

    Ситуации, которые наиболее часто встречаются на практике:

    • автомобиль выезжает на перекресток, на котором присутствует затор, и перекрывает движение ТС в поперечном направлении. Выход из ситуации – даже при включении зеленого сигнала светофора остаться на прежнем месте (до границ перекрестка) и выждать пока затор несколько уменьшится;
    • подмена понятий «перекресток» и «выезд с прилегающей территории». Они не равнозначны и на них действуют различные правила. При выезде с парковки или со двора, пропустить всех должен именно выезжающий автомобиль. Правило «правой руки», в этом случае не действует;
    • при въезде на перекресток на разрешающий сигнал светофора или жест регулировщика и последующем наступлении запрещающего сигнала, водитель не должен останавливаться в центре пересечения и пропускать другие транспортные средства. Его обязанность – завершить маневр, вне зависимости от сигнала на выезде с пересечения;
    • остальные участники движения в ситуации, описанной выше, обязаны пропустить всех кто не успел завершить маневр;
    • если на перекрестке есть светофор, но в один из дней он перестал работать, то такой перекресток автоматически приравнивается к нерегулируемым. Предыдущие правила его проезда аннулируется (до момента начала работы светофора) и начинают действовать новые. Проезд «по привычке» будет считаться нарушением. Правило действует и в обратном направлении.

    Правила дорожного движения: проезд регулируемых перекрестков

    Правила проезда регулируемых перекрестков

    13.4.
    Если необходимо повернуть налево или развернуться по зеленому сигналу светофора, водитель должен уступить дорогу машинам, движущимся по встречному пути. Это же правило обязаны соблюдать машинисты троллейбусов и троллейбусов.

    Если автомобили пересекают перекресток и автомобиль водителя находится перпендикулярно при желтом или красном сигнале, автомобилист обязан уступить дорогу другим водителям.

    Если светофор разрешает движение рельсовому транспортному средству и автомобилю, то водителю машины следует пропустить трамвай. Но, в этой ситуации есть исключение: если водитель пересекает перекресток, а трамвай поворачивает направо, машинист рельсового транспортного средства должен уступить дорогу.

    Если авто въехало на перекресток, когда светофор демонстрирует разрешающий сигнал, водитель может двигаться в нужном направлении. Если же на пути присутствуют стоп-линии, автомобилист должен руководствоваться сигналом всех светофоров на перекрестке.
    13.8.
    Если работает разрешающий сигнал, автомобилист должен уступить путь машинам, которые заканчивают движение через перекресток. Это же относится к пешеходам, которые заканчивают переходить проезжую часть.

    Определение перекрестка и его границ для чайников

    Согласно ПДД, перекрестком считается часть дорожного полотна, в котором пересекаются/разветвляются дороги на одном уровне, соединяя тем самым противоположные части проезжих частей у начала их закруглений.


    Таким образом, перекрестком не являются любые многоуровневые пересечения дорог, которые стали возможными благодаря эстакадам и мостам.

    Одноуровневые пересечения дорог ограничиваются не реальными, а воображаемыми линиями, что существенно усложняет процесс определения границ перекрестка. Однако каждый водитель должен уметь определять, где начинается и заканчивается пересечение дорог, поскольку правила движения на перекрестке и за его пределами имеют характерные отличия. Незнание подобных нюансов может привести не только к штрафу, но и к серьезным последствиям в виде столкновений и других дорожно-транспортных происшествий.

    Таким образом, перекресток – участок дорожного полотна, в котором пересекаются дороги разного направления, а его границами служат начала закруглений проезжих частей. Начинающие автолюбители при определении границ перекрестка могут ориентироваться на так называемые бордюры, так как их углы и являются верхним точками воображаемых линий. Особенно легко по ним ориентироваться в летнее время года, когда снег, листья или грязь не ухудшают обзорность.

    Регулировщик

    Для многих автомобилистов появление на перекрестке регулирующего движение человека в форме является страшным сном, ведь сколько не приходится зубрить это правило, со временем оно все равно забывается.

    Регулировщик

    К счастью, на современных дорогах с высококачественной оптикой явление это нечастое, да и сами «живые светофоры» предпочитают давать водителям более легкие и понятные подсказки. Однако если на пересечении появится сотрудник ГИБДД, то первое, что следует запомнить, это его преимущество перед сигнальными приборами.

    Проще говоря, работа любой светофорной линзы в подобных ситуациях будет считаться некорректной и все внимание должно быть обращено на положение тела и жезла в руках ДПС-ника.

    И если водители видят его левый бок с поднятой под прямым углом вместе с жезлом правой рукой, то это значит, что двигаться можно в любом направлении, при условии, что такие маневры не будут мешать другим равноправным участникам дорожного движения.

    Очевидно, что дальнейшее следование становится возможным как для поворачивающего налево желтого автобуса, так и для уходящей вправо синей легковушки.

    Безусловно, спорных ситуаций, путающих как опытных автомобилистов, так и начинающих, намного больше. А чтобы ориентироваться в них, необходимо отнестись к изучению ПДД со всей ответственностью.

    Проезд нерегулируемого перекрестка

    1. При проезде нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог действует всем известное правило «помеха справа».
    2. Когда главная дорога на перекрестке меняет сое направление, то водители должны определить очередность проезда применив правило правой руки (помеха справа), аналогично должны поступить водители движущиеся по второстепенным дорогам. Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями
    3. Следующие почти забытое правило гласит, что если водитель не может определить тип покрытия на проезжей части, а как Вы знаете асфальтовая дорога всегда главная по отношению к грунтовой, то он должен считать себя находящимся на второстепенной дороги.Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Правила движения: проезд через нерегулируемые перекрестки

    Правила проезда нерегулируемых перекрестков

    13.9.
    На перекрестке основной и второстепенной дороги транспорт, движущийся по второстепенной, должен остановиться и уступить дорогу автомобилям, едущим по главной дороге.

    Если основная дорога меняет направление, автомобилисты, перемещающиеся по основному пути, должны использовать правила перекрестков равнозначных дорог.

    Если пересекаются две равнозначные дороги, водитель автомобиля должен уступить дорогу транспорту, который движется справа. Это же относится к машинистам рельсового транспорта.

    Пункт 13.11 правил проезда перекрестков ПДД 2020 имеет исключение: если на перекрестке действует круговое движение, автомобилист должен уступать дорогу автомобилям, перемещающимся по данному перекрестку.

    Если необходимо повернуть налево, водитель авто должен уступить проезд другим машинам, направляющимся по равнозначному пути со встречного направления/направо.

    Если водитель движется по перекрестку в темное время суток и не может определить, какое покрытие имеется на дороге, не наблюдает любые знаки приоритета, он должен считать, что проезжает по второстепенной дороге.

    Как разъезжаться с трамваем

    А вот тут-то как раз все очень просто. Снаряженная масса трамвая находится в диапазоне 20–40 тонн, это не учитывая массы пассажиров, которая в час пик может добавить еще 3–4 тонны. Снаряженная масса среднестатистического автомобиля находиться в диапазоне 1–1,7 тонны. Внимание вопрос: кто имеет преимущество?

    Это всё конечно шутка, но суть вы поняли, и правило проезда перекрестков, где присутствуют трамвайные пути, выглядит так:

    Если безрельсовое транспортное средство находиться с трамваем в равных условиях (оба едут по главной/второстепенной дороге или на зеленый сигнал или на разрешающий жест регулировщика), то трамвай всегда имеет преимущество.

    Правила проезда по нерегулируемым перекресткам

    Пересечение нерегулируемого перекрестка регламентируется ПДД с учетом вида и строения перекрестка:

    Равнозначный

    Он образуется на пересечении главной и второстепенной дорог или автомобильных трасс с грунтовым или асфальтовым покрытием.

    Если автомобилист едет прямо или собирается свернуть в левую сторону, для него действует правило – «помеха справа» (гл. 13.11, 13.12 Правил). Водитель обязан пропустить автотранспорт, который по всей траектории его движения окажется с правой стороны. Но «помеха справа» не касается трамваев – они имеют приоритет перед легковыми и грузовыми автомобилями и всегда должны ими пропускаться.

    Круговой

    Согласно внесенным с 2021 изменениям в ПДД, приоритет предоставляется транспортным средствам, передвигающимся по кругу. Въезжая на круговой перекресток, автомобилист должен пропустить всех, причем даже тогда, когда стоящий знак 4.3 «Круговое движение» не дополнен треугольником «Уступи дорогу».

    Если автолюбитель выезжает из круга, тогда работает правило – «помеха справа» и ему нужно уступить всем, кто движется с правой стороны.

    При пересечении с трамвайными путями

    Если на пути водителя находятся трамвайные пути, он обязан остановиться и пропустить трамвай. И не важно, если автомобилист находится на транспортной магистрали со знаком «Главная дорога». Трамвай имеет приоритет перед безрельсовыми авто- и спецтранспортом.

    Неравнозначных дорог

    На пересечении асфальтной (главной) и грунтовой (второстепенной) автодорог образуется неравнозначный перекресток. В этом случае приоритет получает водитель, находящийся на второстепенной или грунтовой трассе (13.9 ПДД). Если водитель едет по главной магистрали, то сворачивая налево он обязан учесть «помеху справа» и пропустить машины со встречной полосы.

    Пдд правила проезда перекрестков в картинкахПдд правила проезда перекрестков в картинках

    Если рассматривать положение автомобилей на Рис. 3 перед проездом перекрестка, то мы видим, что у синего и черного автомобилей есть помеха справа. Но, в свою очередь, белый автомобиль, выполняющий поворот налево, обязан уступить дорогу синему.

    «13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо».

    Разъехаться этим трем транспортным средствам по правилам можно только следующим образом (Рис. 4). Водитель белого автомобиля должен выехать на центр перекрестка и остановиться, в результате у водителя черного автомобиля устраняется помеха справа, и он проезжает перекресток. Теперь наступает очередь синего автомобиля, который выполняет проезд перекрестка в прямом направлении. Наконец, последним завершает свой маневр — поворот налево — водитель белого авто.
    Что ж, теперь переместимся на регулируемый перекресток, по поводу которого ведутся постоянные споры и высказываются различные мнения, от «оба должны уступать другу другу» до «таких перекрестков не бывает».

    Как водителю определить пересечение равнозначных дорог


    Равнозначным перекрестком называется пересечение дорог, имеющих одинаковое значение, то есть совпадающих по параметрам:

    1. Одинаковое дорожное покрытие (асфальт, грунт и т.п.).
    2. Ни на одной стороне не установлены знаки приоритета.
    3. За несколько метров до перекрестка установлен знак 1.6 «Перекресток равнозначных дорог».

    Стоит помнить, что любой перекресток может быть регулируемым и нерегулируемым. Если на равнозначном пересечении есть светофор или регулировщик, то нужно руководствоваться его указаниями (то есть он определяет очередность проезда). Если же не установлено никаких регулирующих систем, то перекресток является нерегулируемым, и движение по нему осуществляется с выполнением требований ПДД для данного типа участка.

    Знаки и особенности

    Дорожный знак 1.6 устанавливают за 50-100 метров до перекрестка в пределах населенного пункта, и за 150-300 метров за городом. Знак может отсутствовать на загородных грунтовых дорогах, именно поэтому каждый водитель должен уметь самостоятельно распознавать равнозначные перекрестки.

    Важно обращать внимание и на другие знаки. Если на дороге установлено обозначение 2.1, 2.3.1, 2.3.7 или 5.1., то это говорит о ее главенстве («Главная дорога»). То есть остальные дороги (примыкающие, пересекающие) являются второстепенными, а значит и перекресток неравнозначный. Преимуществом обладает тот, кто движется по главной дороге.

    Определение равнозначности

    Автомобилист может распознать равнозначное пересечение с помощью специального знака (1.6), а также при отсутствии знаков приоритета. Важнейшим пунктом является то, что асфальтированная дорога имеет преимущество перед грунтовой, а значит пересечение двух (и более) дорог с разным покрытием не может быть равнозначным. То же самое относится к перекресткам, на одной части которого установлен знак «Уступите дорогу».

    Равнозначность подразумевает то, что все пересекающиеся дороги одинаковы, и ни одна из них не обладает большим значением.

    Также, не стоит забывать и о типах перекрестков:

    • Т-образные;
    • Х-образные (четырехсторонние);
    • Y-образные;
    • с круговым движением (кольцо). Этот тип обозначается знаком 4.3, который часто сопровождается требованием уступить дорогу. На кольце действуют свои правила въезда и выезда, например, основное из них гласит, что ТС, двигающиеся по кругу, имеют приоритет перед теми, кто въезжает на кольцо. Соответственно, начинать въезд на него можно только в том случае, если другой транспорт уже проехал или траектории движения с ним не пересекаются.

    Тонкости кругового движения на перекрестке

    Собственно говоря, с 08.11.2017 года, после вступления в силу изменений никаких тонкостей не стало. А появилась вполне себе однозначная фраза: при въезде на перекресток, который обозначен знаком 4.3 водитель должен уступить дорогу тем, кто находится на круге.

    Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

    Только позволю напомнить, что въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой из попутных полос, а выезжать только с крайней правой.

    Проезда регулируемых перекрестков: основные правила

    Двигаясь по регулируемому перекрестку, автолюбитель обязан соблюдать ряд правил ПДД:

    • пересекая трамвайные пути, пропустить трамвай, который едет в любом направлении на разрешающий сигнал;
    • поворачивая налево или направо по зеленой стрелке, уступить дорогу автомобилям, движущимся ему наперерез с других направлений. Это касается и трамвая;
    • осуществляя движение, ориентироваться как на разрешающий сигнал светофора, так зеленую стрелку в боковой секции (при наличии), а также жест регулировщика «Путь свободен»;
    • сворачивая налево или направо на разрешающий сигнал светофора, горящий вместе с зеленой стрелкой, он получает приоритет – пропускать другие машины ему не нужно.

    Вышеперечисленные условия перестают действовать, если светофор сломан или переключен на работу с одним мерцающим желтым сигналом.

    Пдд правила проезда перекрестков в картинкахПдд правила проезда перекрестков в картинкахПдд правила проезда перекрестков в картинках

    Лирическое отступление

    Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

    Проезд через регулируемые перекрестки согласно ПДД 2021 года

    Все перекрестки, движение на которых зависит от сигнала светофора или указаний регулировка, считаются регулируемыми. Однако при неполадках в работе светофора или в случае временного отсутствия регулировщика он перестает быть регулируемым, и при движении следует руководствоваться исключительно знаками приоритета. Они устанавливаются вблизи пересечения проезжих частей, определяя очередность проезда.

    С регулировщиком

    На дороге с регулировщиком приоритетные знаки и дорожная разметка теряют свою важность, поэтому водитель должен обращать внимание исключительно на сигналы должностного лица. Жестов, которыми пользуется регулировки немного, однако они не всегда понятны, особенно начинающим водителям. К тому же регулировщики довольно редко встречаются на российских дорогах, что также затрудняет понимание их указаний.

    Если должностное лицо стоит левым боком к водителю с вытянутой правой рукой, указывающей вперед, то разрешен разворот и поворот влево. При любых других жестах подобные манипуляции запрещены. А вот для поворота вправо необходимо дождаться, пока регулировщик станет к автомобилю одним из боков и вытянет руки в противоположные стороны.

    К ситуациям, разрешающим поворот в правую сторону, также относятся следующие положения регулировщика:

      Стоит к транспорту лицом с вытянутой вперед правой рукой.

    Аналогичные жесты разрешают и движение прямо через перекресток. Исключением являются ситуации, когда регулировщик стоит к транспорту лицом.

    Со светофором

    Перекресток, оснащенный светофором, стоит проезжать, опираясь на его сигналы: красный, желтый, зеленый.

    Движение на красный сигнал светофора, не имеющего дополнительных секций, строго запрещено при любых обстоятельствах. Аналогичные ограничения распространяются и на желтый сигнал.

    Исключением из правил является лишь невозможность водителя остановить движение транспортного средства без помощи экстренного торможения, которое, в свою очередь, негативно сказывается на безопасности участников дорожного движения.

    При появлении зеленого цвета автолюбитель может продолжить движение на законных основаниях. А вот желтый длительно мигающий сигнал свидетельствует о том, что в данный момент перекресток является нерегулируемым, поэтому при его пересечении следует руководствоваться знаками приоритета.

    miniatura__mg_7950


    Lastphotos.ru
    Lastphotos.ru

    Как быть с трамваем?

    Зачастую у водителей возникают проблемы на дорогах с трамвайными путями посередине. Есть правила, четко регулирующие такие ситуации. Итак, у нас дорога, посередине которой проходят трамвайные пути, причем расположенные на одном уровне с проезжей частью (а не отделены от нее бордюрным камнем или иным способом на полотне). Трамвайные пути попутного направления «превращаются» в третью, дополнительную полосу, и такие маневры, как поворот налево и разворот на перекрестке, должны выполняться именно с них. Таким образом, улучшается пропускная способность дороги.

    «8.5. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.8 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

    Некоторая часть наших водителей правила этого не помнит и, поворачивая налево из левого ряда, создает помехи водителям, намеревающимся пересечь перекресток в прямом направлении. Но давайте не будем забывать о второй части пункта 8.5 — «если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.8 не предписан иной порядок движения». В этой ситуации выезд на трамвайные пути для выполнения маневра будет являться нарушением правил. И конечно, не надо забывать о заключительной части пункта 8.5: при этом не должно создаваться помех трамваю. Вот об этом наши водители почти никогда не помнят.
    Всем удачи на дорогах и отличного новогоднего настроения!

    Коварный перекресток: как не попасть в аварию

    Действия водителя во время переключения сигнала светофора

    Каждый автомобилист может продолжить движение только на зеленый сигнал (п. 6.13 ПДД). При этом он обязан пропустить людей и автотранспорт, которые еще находятся на перекрестке.

    Красный цвет светофора – знак того, что путь для авто закрыт.

    Также запрещается двигаться на желтый знак за исключением ситуаций, когда водитель начал перемещение на зеленый, но не успел закончить маневр, загорелся желтый, а затем красный свет. Здесь он не должен обращать внимания на переключения светофора и проехать перекресток (п. 13.7 ПДД) без остановок.

    Что делать, если не успеваешь остановиться

    Если водитель уже въехал на перекресток, но не может выехать оттуда, ему необходимо совершить действия, избавляющие от наказания. Еще важнее сманеврировать так, чтобы не стать виновником ДТП.

    Ещё на AutoLex.Net:

    Актуальный штраф за езду задним ходом

    Лучше всего затормозить после стоп-линии. Это противоречит Кодексу (штраф за пересечение разметки 800 р.), но является наиболее безопасным выходом из ситуации. С точки зрения закона стоило бы сразу же вернуться назад. Но этот маневр опаснее, так как может привести к столкновению с идущей следом машиной. Ускоряться, чтобы быстрее выехать с перекрестка, тоже не стоит. Так еще легче спровоцировать ДТП или в лучшем случае нарваться на штраф в 1000 р.

    Движение по некоторым перекресткам – серьезное испытание для автомобилистов. Важно верно оценивать ситуацию, не спешить, быть внимательнее к окружающей обстановке. Если есть сомнения, что удастся проехать этот отрезок, не помешав другим ТС, лучше остаться за стоп-линией и выждать.

    Порядок движения

    Проезд равнозначных перекрестков в картинках

    Проезд равнозначных перекрестков регламентируется двумя пунктами правил дорожного движения (13.11 и 13.12), первый из которых относится ко всем маневрам на перекрестке, а второй — только к повороту налево и развороту:

    13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    Поворот направо

    При выполнении поворота направо траектория белого автомобиля не пересекается с траекториями других машин, поэтому такой маневр можно выполнить независимо от того, подъезжают ли транспортные средства с других направлений.

    Движение прямо

    При движении прямо траектория белого автомобиля пересекается с траекториями других автомобилей. При этом следует уступить дорогу оранжевому автомобилю, который подъезжает к перекрестку справа.

    Поворот налево или разворот

    Напомню, что при выполнении поворота налево или разворота на равнозначном перекрестке кроме пункта 13.11 правил действует еще и пункт 13.12. Поэтому необходимо уступить дорогу как автомобилям, приближающимся справа (независимо от того, в какую сторону они едут), так и автомобилям, которые едут Вам навстречу и выполняют поворот направо или продолжают движение прямо. Т.е. следует уступить дорогу и оранжевой машине, и синей.

    Обратите внимание, траектория Вашего автомобиля не всегда будет пересекаться с траекториями вышеперечисленных машин, поэтому уступать дорогу нужно не всем автомобилям.

    Например, если на перекрестке пересекаются многополосные дороги, то автомобили смогут разъехаться и их траектории не будут пересекаться.

    Штрафы и другие виды наказания за нарушение ПДД при проезде перекрестков

    Водитель, нарушивший правила движения при проезде перекрестка, привлекается к административной ответственности (ст. 12.12 ч. 1 КоАП):

    Нарушение ПДД Сумма штрафа
    1. Проезд на красный сигнал (запрещающий жест регулировщика). 1000 рублей
    2. Повторный проезд на красный сигнал/запрет регулировщика. 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.
    3. Игнорирование требования ПДД уступить дорогу автомобилю имеющему преимущество. 1000 рублей
    4. Игнорирование требования об остановке перед стоп-линией или соответствующей разметкой при красном сигнале светофора. 800 рублей
    5. Создание препятствия для других автомобилей при проезде перекрестка с образовавшимся на нем затором. 1000 рублей.

    По ст. 32.2 КоАП водитель обязан заплатить штраф в течение 60 дней после вступления решения в силу. В течение первых 20 дней ему разрешается внести 50% оплаты (ч. 1.3 ст. 32.2. КоАП), остальная часть долга списывается.

    На каком расстоянии нужно выставить знак аварийной остановки – при его отсутствии грозит штраф?

    Поворот направо

    При повороте направо есть несколько важных правил, соблюдение которых позволит избежать неприятных ситуаций.
    В список таких правил входят:

    • перед началом манёвра необходимо занять крайнюю правую полосу;
    • удостовериться в том, что поблизости отсутствуют пешеходы;
    • придерживаться траектории движения, проходящей вдоль крайней правой стороны.

    При этом манёвр транспортного средства не должен создавать помехи для остальных участников дорожного движения.

    Если поблизости находятся пешеходы, тогда в обязанности автомобилиста входит сперва, уступить дорогу им. Идентичное действие распространяется и на велосипедистов, передвигающихся по велодорожке либо по выделенной полосе.

    Такой небольшой список позволит водителю не нарушить ПДД и минимизировать риск создания аварийной ситуации.

    Правила разворота на перекрестках

    Проезд перекрестков. Въезд и выезд

    С проездом перекрестков с выполнением поворота налево и направо мы разобрались, а теперь перейдем к разворотам. Данный маневр еще более сложен, а некоторые автомобилисты и вовсе не знают, как правильно его совершать, и это доставляет им и окружающим проблем. Допустим, вы желаете развернуться, а слева от вас тянется сплошная линия. В данном случае вам нужно будет доехать до ближайшего перекрестка и развернуться на нем.

    Перекресток с широким разделителем

    Отметим, что все перекрестки разные, но на всех действует одно общее правило: поворот совершается так, чтобы при выезде с пересечения дорог машина не выехала на встречную полосу. Рассмотрим на примере нескольких конкретных перекрестков. В первом случае пересекаются две проезжие части, поэтому на них разворот необходимо выполнять по большему радиусу, то есть, чтобы при выезде с первого пересечения вы не выехали на встречную полосу. Если на перекрестке имеется разделительная полоса, выполняйте маневр по следующей траектории (правильная отмечена галочкой, а неправильная крестиком).

    Про штрафы за выезд на встречную полосу есть отдельный материал на сайте, с которым рекомендуем ознакомиться.

    Траектории разворота с разделительной полосой

    Разворот на обычном перекрестке

    Если перекресток обычный без разделительных полос, но имеет обычные полосы разметки, вам необходимо выполнять разворот таким образом, чтобы на выезде с него вы тоже не попали на встречку. Смотрите на схеме траекторию движения – правильную и неправильную:

    Траектории на обычном перекрестке

    Учтите, что перед выполнением поворота направо, налево или разворота вам необходимо заранее перестроиться на нужную полосу. Поворот направо – в крайнюю правую, а разворот или левый поворот – в левую полосу. Все элементарно, поэтому разберется даже новичок, не закончивший автошколу.

    Итак, разворачиваться необходимо с левой полосы или с трамвайных путей при наличии знака, регламентирующего движение по полосам. Если у вас крупногабаритное транспортное средство или вы по иным причинам не можете развернуться на перекрестке по ПДД, можно немного сместиться на соседнюю полосу.

    Разворот на перекрестке с «зебрами»

    И напоследок рассмотрим ситуацию с проездом перекрестка и выполнением разворота на нем, если имеются пешеходные переходы. В данном случае вам нельзя выполнять маневр, пересекая «зебру» вдоль. Следовательно, необходимо разворачиваться по большему радиусу, как показано на следующей схеме:

    Разворот на перекрестке с пешеходными переходами

    Независимо от типа перекрестка, дорожных знаков, наличия или отсутствия светофора, не забывайте о человеческом факторе. Разумеется, все обязаны соблюдать ПДД, действующие в 2021 году и учитывать все вносимые поправки, однако другие участники дорожного движения могут допустить ошибку или нарушить правила, в результате чего возникнет аварийная ситуация. Во избежание мелкого или серьезного ДТП, будьте внимательны и оглядывайтесь по сторонам, оценивая окружающую обстановку.

    Термин перекресток

    Термин ПДД «Перекресток»
    «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    Пойдем от противного. Будем строго придерживаться каждого слова и оборота.

    Все понятно, транспртные средтства как минимум с двух дорог имеют пересечение траекторий движения.

    Тоже ясно. Не считаются, так не считаются.

    А вот тут уже начинается интересное. Водитель же должен понять перекресток перед ним или нет. В первую очередь водитель включает воображение. Далее ищет закругления проезжих частей. На простом пересечении их будет восемь, с разделительной полосой уже 12.

    Итак, у нас 12 точек, их нужно соединить, но не все. Водителю же не понятно перекресток это или нет, пока он строго не выполнит все условия определения.

    Строим воображаемые линии. Для этого нужно из 12 начал закруглении выбрать наиболее удаленные от центра перекрестка… Стоп… Водитель же строго следуя условиям термина определяет перекресток перед ним или нет и должен знать центр этого же перекрестка, который он пытается определить. И все это в процессе движения.

    Уже после этого можно сказать, что границы перекрестка условны и не имеют четких условий их определения.

    Что для водителя имеет значение на перекрестке? Это знать место, в котором применяются правила проезда перекрестков. Определять все границы перекрестка Правила дорожного движения нигде не требуют.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации