Андрей Смирнов
Время чтения: ~4 мин.
Просмотров: 0

Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Неподрессоренная масса: что это значит

Если вам кажется, что неподрессоренная масса – это что-то связанное с заменой дисков на машине с тяжелых на легкие, вы очень далеки от сути, но частично и правы. Чтобы разобраться в сути предмета и на что оказывает влияние этот самый показатель, предлагаем прочесть этот небольшой полезный материал.

Неподрессоренная масса: определение, характеристика, влияние на ход автомобиля

В автомобиле выделяют 2 блока массы: подрессоренную и неподрессоренную. Первая характеризует совокупность частей, расположенных выше подвески, а вторую составляют колеса и все детали, прилегающие к ним. Оба параметра играют важную роль в динамике автомобиля, но обычно акцент делается на подрессоренную массу, которая во много раз больше, чем неподрессоренная. Такой подход весьма ошибочен, поскольку колесная часть оказывает сильное влияние на работу автомобиля.

Соотношение неподрессоренной и подрессоренной масс

Обычно неподрессоренная масса в 15 раз меньше подрессоренной, что позволяет компенсировать толчки от колес. Чем выше это соотношение, тем более плавным и устойчивым будет ход.

расположение неподрессоренной массы

Это свойство отражает законы физики, где относительно легкое тело может сообщить при столкновении более тяжелому тем больший импульс, чем меньше разница их масс. Поэтому при отсутствии достаточной компенсации со стороны подрессоренной части, автомобиль будет терять сцепление с дорогой. Особенно сильно этот недостаток проявится при езде по ямам и ухабам, при этом передаются высокоамплитудные колебания на салон.

влияние подрессоренной массы и подвески на ход автомобиля

Таким образом, чем меньше неподрессоренная масса по сравнению с подрессоренной, тем устойчивей ведет себя автомобиль на дороге.

О влиянии неподрессоренной массы

Однозначно определить, на что оказывает все выше перечисленное, проблематично. Ведь это не просто цельный кусок конструкции, а большое количество узлов и деталей, каждая из которых обладает своим функционалом. Но если рассматривать все обобщенно, то можно говорить о влиянии неподрессоренной массы на плавность хода, устойчивость и стабильность транспортного средства. Также от нее зависят характеристики динамики и количество расходуемого топлива.

Неподрессоренная масса: на что она влияет?

Для того чтобы правильно оценить значение массы несущей конструкции автомобиля, необходимо помнить, что в первую очередь, именно за счет нее осуществляется движение. При этом неподрессоренные элементы представляют собой не монолитное тело, а динамически связанные друг с другом детали, при работе оказывающие механическое воздействие на подрессоренную часть. Как следствие, меняются характеристики движения автомобиля.

Сила этих воздействий, безусловно, связана с неподрессоренной массой, которая влияет на:

  • плавность хода;
  • устойчивость и стабильность.

Кроме того, есть два параметра, которые зависят непосредственно от массы колес: динамика и расход бензина. Такая связь обусловлена уже не импульсным взаимодействием подрессоренной и неподрессоренной частей, а изменением скорости вращения. Чем больше весит колесо, тем тяжелей его раскрутить, замедлить или развернуть в другом направлении, что увеличивает затраты энергии и удлиняет время между действием сидящего за рулем водителя и результатом.

О связи с плавностью хода и устойчивостью авто

Плавность хода и ее связь с нашим предметом разбора прямая. Преодоление неровности колесом, поднимает его вверх, как и остальную составляющую неподрессоренной массы (НМ) и эта часть авто передает некое усилие. Часть его нивелируется подвеской, но часть все равно передается кузову. Именно соотношение НМ и массы кузова определяет ощутимость усилия в салоне машины. чем больше подрессоренная масса в сравнении с НМ, тем не так ощутимы создаваемые усилия. Но не стоит забывать, что конструкторы работают как раз над уменьшением НМ. Яркий пример не лучшей пропорции указанных величин – пустой пикап, едущий по ухабам. В груженом варианте он проходил бы все неровности с большим комфортом.

Относительно устойчивости и управляемости транспортного средства работает то же стремление уменьшить НМ по отношению к подрессоренной. Чем она меньше, тем легче управлять авто.

Способы регуляции

Существует 2 теоретических способа увеличения соотношения между подрессоренной и неподрессоренной массами:

  • утяжеление надподвесочной части автомобиля;
  • облегчение неподрессоренных компонентов.

Первый метод на практике применять нецелесообразно, поскольку увеличение подрессоренной массы сильно ухудшает динамику (разгон, время торможения и др.). Второй способ, напротив, позволяет добиться нужного эффекта без утяжеления автомобиля.

Уменьшение неподрессоренной массы осуществляют в основном за счет колес. Современные методы изготовления, такие как ковка и литье, позволяют значительно облегчить эти детали. Согласно расчетам специалистов, положительный эффект от уменьшения неподрессоренной массы всего на 1 кг равен облегчению кузова на 20-30 кг.

Расход топлива и динамика

Все та же концепция уменьшения массы, но не всей НП, а определенных элементов (шина, диск, приводной вал). Чем меньше они весят, тем меньше тратится топлива и выше динамические характеристики.

Литые и кованые колеса

Как уже было отмечено выше, масса несущей части автомобиля облегчается в основном за счет колес. В этой области существуют 2 технологии уменьшения неподрессоренной массы: литье и ковка.

Первый способ подразумевает заливание металла в колесную форму с последующим обтачиванием и сверлением отверстий. Материалом изготовления служит чистый алюминий либо его сплав. В сравнении со стальным собратом, сделанное по такой технологии колесо получается легче на 15-30 %. Кроме того, этот способ достаточно быстрый.

Ковка — это заимствованное из иностранной литературы название разработанной в России технологии объемной горячей штамповки колес. Этот метод значительно сложнее и дольше литья, но позволяет добиться большей степени облегчения и прочности.

преимущество кованых колес

Уменьшение неподрессоренной массы достигается также за счет снижения количества деталей подвески (исключаются балки, мосты, карданы) и замены стальных материалов конструкций на алюминиевые.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации