Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Как проверить свечи зажигания

Содержание

Проверка работоспособности свечей зажигания

Исправность свечей зажигания является одной из неотъемлемых частей нормального функционирования двигателя внутреннего сгорания. Затрудненный пуск, неравномерная работа, повышенный расход топлива – все это веские причины проверить их состояние. Стоит также следить за тем, не закончился ли срок службы свечей зажигания, чтобы вовремя организовать их замену. Свечи в обязательном порядке следует менять каждые 35-45 тыс. км , но профилактический осмотр раньше, чем истечет этот срок, совсем не будет лишним. По итогам осмотра принимается решение, что делать: почистить свечи, заменить их, а может оказаться и так, что проблема была совсем не в них.

Регулярная проверка и замена свечей играет важную роль в работоспособности автомобиля

Проверка свечей зажигания своими руками

Неисправная свеча ведет к потере мощности автомобиля. В случае длительной работы двигателя с подключенной к нему неработающей деталью, силовому агрегату может быть нанесен ущерб, что повлияет на функционирование всех систем автомобиля. Поэтому важно следить за работоспособностью данных элементов. Чтобы произвести проверку свеч зажигание, достаточно обратиться в автосервис, обладающий необходимым оборудованием. Но можно обойтись без лишних затрат, поскольку даже новичок может сделать прибор для проверки свечей зажигания своими руками.

Оборудование и инструменты для проверки свечей зажигания

Существуют и предостережения, прибор проверки свечей зажигания необходимо надежно установить с помощью подходящего инструмента, проверить соединения наконечников, штуцеров, а также кабеля, подающего ток. Запрещено отсоединять шланги в момент работы мотора и подаче сжатого воздуха в целях личной безопасности.

инструменты для проверки свечей зажигания

Производительный и эффективный прибор проверки свечей зажигания можно сделать собственными руками, но прежде чем переходить к ознакомлению с процессом, нужно разобрать характеристики заводских моделей. Пользуются популярностью как современные образцы оборудования, так и специализированная техника производства СССР, с тонкостями использования агрегатов также следует разбираться отдельно.

Когда проверять состояние свечи зажигания – признаки неисправности свечей

Изношенная и новая свечи зажигания

Изношенная и новая свечи зажигания

Перед тем, как приступить к проверке свечей зажигания необходимо убедиться в том, что проблемы именно в них, а не в других узлах и блоках автомобиля. На наличие проблем с данными деталями могут указывать такие факторы:

  • Возникают проблемы с пуском двигателя, особенно когда он холодный.
  • Нестабильная работа силового агрегата, что явно будет проявляться на холостых оборотах.
  • Увеличивается потребление топлива.
  • Изменение цвета выхлопа, он становится сизым, что связано с попаданием не воспламенившегося топлива в выхлоп.
  • Свеча становится мокрой, на ней остается бензин и масло, однако определить это можно только выкрутив ее с головки блока цилиндров.

Срок службы классических свечей зажигания составляет до 50 тысяч км пробега. Однако на практике срок их эксплуатации редко превышает 35 тысяч км. Во многом продолжительность жизни зависит от качества топлива и смазочных материалов.

Иридиевые свечи могут отходить до 90 тысяч км пробега. Но их стоимость на порядок выше, и надо просчитать целесообразность их использования.

Как проверить свечи зажигания на наличие искры без прибора? 100% метод!

Как сделать тестер свечи зажигания

Двигатель заглох и отказывается заводиться… картина весьма печальная. Но не стоит отчаиваться: одна из самых распространенных причин – банальное отсутствие искры из-за неисправных свечей. Замена свечей зажигания – дело максимум 20 минут, после чего можно спокойно ехать дальше. Поэтому нужно знать, как проверить их на работоспособность. Месторасположение свечей. Да простят меня опытные водители, но не упомянуть, где находятся свечи, не могу. Маловероятно, что кто-то станет искать их в бардачке или багажнике, но все-таки… Свечи находятся в свечных колодцах в головках цилиндров двигателя. Грубо говоря, находим двигатель, определяем, где цилиндры. После этого сверху каждого из них находим свечной колодец. Внимание, колодцы могут быть под декоративным кожухом. После того как свечи найдены, надо их выкрутить. Для этого используем свечной ключ (на некоторых авто свечи сильно «утоплены» в колодцах, поэтому подлезть обычным ключом будет сложно, понадобится специальный). Далее проверяем свечу на исправность. Старым дедовским методом делаем это так: вставляем цоколь свечи в наконечник высоковольтного провода и прислоняем свечу к любой большой неокрашенной (!) части двигателя (что называется «на массу»). При этом надо попросить кого-нибудь «крутануть стартер». Если свеча исправна, будет видна синяя искра, бегающая между электродов. Руками браться можно только за изолятор свечи! Кратковременный удар током в несколько тысяч вольт практически безопасен для здоровья, но крайне неприятен. В качестве альтернативы такому методу (или если неудобно прислонять свечу к «массе» из-за конструктивных особенностей двигателя) можно использовать мультиметр для проверки свечей на короткое замыкание. Алгоритм проверки точно такой же: один провод мультиметра на цоколь, второй – на резьбу свечи. https://zen.yandex.ru/media/vladimirskiy_tyazhelovoz/

Принцип работы свеч зажигания и накала

Для того чтобы точно проверить элемент автомобиля мультиметром, необходимо знать принцип его работы.

Свеча зажигания

Свечи зажигания работают по принципу короткого замыкания. Ток от аккумулятора в 12 вольт преобразуется катушкой зажигания в ток до 40 000 вольт. Он идет по проводам на центральный вывод, где за счет возбуждения формирует искру между «+» электродом и «−» корпуса свечи. В этих элементах присутствует переменный резистор, который сглаживает поступающее напряжение.

Конструкция свечи зажигания

Свечи накала не образуют искры воспламенения. Они преобразуют электрическую энергию в тепло. Тем самым нагревая цилиндры дизельного двигателя, поддерживают температуры 75 градусов. Воспламенение образуется за счет сжатия горючего.

Признаки неисправности свечи

На неисправности свечей зажигания указывают следующие признаки:

  1. Двигатель не запускается или для этого надо много времени, хотя стартер крутит коленвал с необходимой скоростью.
  2. Увеличение расхода топлива и снижение мощности двигателя.
  3. При резком ускорении появляются провалы в мощности.
  4. Неустойчивая и неравномерная работа мотора.

Наличие следующих признаков указывает на то, что свеча неустойчиво или полностью не работает:

  1. На краю изолятора и электродах сухая сажа черного цвета. Это может происходить из-за обогащенной смеси, длительной работы двигателя на холостых оборотах, загрязненного воздушного фильтра или постоянной езды не низких оборотах.
  2. Масляные отложения черного цвета. Возникают при попадании масла в цилиндр, это происходит из-за большого износа поршней или направляющих клапанов.
  3. Мокрые электроды. Это случается при нескольких попытках завести мотор, но при этом топливная смесь не воспламеняется. Надо подождать, пока высохнет свеча, или почистить ее и вытереть.
  4. Оплавленные и обгоревшие электроды. Возникают при перегреве двигателя, нарушении регулировки зажигания, ошибке при выборе свечи или ее изношенности.
  5. Изношенность электродов указывает на то, что это устройство используется длительное время.
  6. Сплющенные или сломанные электроды. Такая поломка возникает вследствие неправильного выбора свечи, когда она длиннее необходимой.

Признаки неисправности

Когда необходимо проверять и менять свечи

Симптомы, перечисленные выше, могут наблюдаться и при неисправностях высоковольтных проводов, форсунок и других узлов. Но из-за более доступного расположения свечей их проверяют в первую очередь.

Если одна или несколько свечей работают некорректно (например, из-за нагара), топливно-воздушная смесь сгорает недостаточно эффективно. Простыми словами, топливо «улетает в трубу». Машина с трудом разгоняется, даже если педаль акселератора выжата в пол.

Также типичным признаком поломки является затрудненный запуск. При отсутствии искры коленвал вращается тяжелее, т.к. нагрузка ложится на два или три цилиндра, которые остались рабочими. Это чревато более интенсивным износом стартера и аккумулятора. Поэтому несвоевременная замена свечей может привести еще и к замене этих деталей, что обойдется в десятки раз дороже.

Самостоятельное выявление проблем

Процедура нетрудная. Самый простой способ – визуальный. Самый сложный связан с детальным изучением работоспособности двигателя.

Одним из явных признаков поломки этих является нарушение в работе двигателя. Например, он может тяжело запускаться, у него могут быть холостые обороты.

Другие признаки таковы:

  1. Первый связан с вращением коленчатого вала. Если его вращение осуществляется с нужной частотой, но сам мотор не запускается, это признак отсутствия зажигания. Иначе говоря, воздушная смесь не воспламеняется.
  2. Если в цилиндрах вспыхивает смесь из горючего и воздуха, мотор может трудиться крайне не стабильно.
  3. При запуске двигателя не функционирует стартер. В итоге и двигатель тоже затухает.
  4. Очень высокие расходы горючего. Если состав из топлива и воздуха не воспламеняется, то мощь силового агрегата сокращается или падает до нуля. Компенсировать потери мощности может подача увеличенной дозы горючего в цилиндры. И в результате получаются внушительные траты топлива.
  5. Не работает катализатор. Если в технологии нет зажигания, нет и возгорания топливовоздушного состава. И не загорающееся топливо оказывается в катализаторе. И там оно окисляется. И катализатор перестает функционировать.
  6. Плохо запускается холодный мотор. Во время поворачивания зажигания холодные сосредотачивают в себе конденсат. А он считается отличным проводником электричества. Если дистанция между электродами увеличивается, то и должна развиваться степень напряжения пробоя. Самостоятельно её развить нельзя, ведь энергия будет устраняться по указанным электродам, а также конусу из керамики.
  7. На поверхности есть следы механических дефектов. Это признак либо полной поломки, либо неправильной работы.
  8. На электродах имеются нагары и отложения. От самих свечей опахивает топливом. Это свидетельство того, что сама система, и все до одной неисправны.
  9. Повреждённый кабель, проводящий мощное напряжение, могут серьёзно ухудшать привычную работу.

Как заметить неисправность

Существует ряд признаков, которые позволяют заметить неисправность свечи еще до ее проверки. Главный признак наличия проблемы – невозможность завести силовой агрегат из-за отсутствия зажигания в системе. Повышенный расход топлива при работе двигателя также является основанием для подозрений о наличии неисправности. Чтобы компенсировать потерю мощности цилиндра, приходится использовать больше горючего.

Маркировка свечи

Свеча зажигания

Среди других признаков неисправности свечей, можно выделить следующие:

  1. Наличие вспышек, спровоцированных неправильной работой свечей, что сопровождается перебоями в функционировании силового агрегата.
  2. Остановка работы двигателя после выключения стартера.
  3. Поломка катализатора. Искра, производимая свечей, приводит к воспламенению горючего, поданного в цилиндр. При некорректной работе данного элемента, излишки топлива попадают в катализатор, после чего окисляются.
  4. Возникновение сложностей со стартом двигателя в холодное время года.
  5. Наличие механических дефектов на поверхности элемента.
  6. Наличие отложений, окрашенных в черный цвет.

Все признаки, перечисленные выше, позволяют заподозрить свечи в качестве главного виновника неисправности. Данные элементы необходимо проверять под давлением при помощи специальных приборов, которые присутствуют в автосервисах. Однако есть несколько методов проверки свеч без давления.

Загрязнение свечей: причины и проверка

Названная выше цифра величины пробега, к сожалению, является лишь ориентиром, и редкий комплект свечей доживает до прогнозируемого срока замены. Причин тому много:

  • некачественный бензин;
  • заводской дефект;
  • запуск двигателя в холодное время года.

Сбои в системе зажигания сразу становятся заметны: автомобиль начинает двигаться рывками или заводиться не с первого раза. Заботливый автовладелец сразу же после появления первых признаков проблемы лезет под капот, устанавливает реальную причину и принимает меры. Можно, конечно, и игнорировать эти тревожные звонки дальше, доводя машину до плачевного состояния, так как само по себе ничего не пройдет.

При проверке некоторые проблемы можно выявить визуально и без особого труда, для обнаружения других неисправностей применяется прибор для проверки свечей зажигания. Освоить работу с этим устройством не представляет особого труда, и желающим узнать, как проверить свечи зажигания, как почистить свечи зажигания и каким должен быть нормальный зазор свечи зажигания, достаточно ознакомиться со справочной литературой и проверить свои знания на практике, желательно под присмотром опытного водителя.

Проверка свечей начинается с их осмотра, и если он не выявил ничего существенного, в ход идет прибор для проверки свечей зажигания, при помощи которого и проводится диагностика. Чрезвычайно редко бывает так, чтобы из строя вышел весь комплект, поэтому следует ориентироваться, что проблемной является одна-две свечи. Впрочем, если срок службы свечей зажигания подошел к концу, а в реале он составляет не более 35 тыс. км, не стоит тратить время на проверку, лучше заменить весь набор разом.

Особого внимания заслуживает такой случай, при котором свечи были заменены совсем недавно, и с ними снова начались проблемы. Это означает наличие определенных проблем с двигателем, системой зажигания или же, например, с качеством топлива. Если не устранить причину загрязнения, свечи придется заменять снова и снова, не исключено также появление и других поломок, связанных с этим фактором. Повышенная частота замены или чистки свечей может быть вызвана следующим и причинами:

  • Неверная регулировка зажигания;
  • Зазор свечи зажигания, не соответствующий нормативу;
  • Низкое качество бензина;
  • Несоответствие характеристик свечей марке машины;
  • Постоянные повышенные нагрузки на двигатель автомобиля;
  • Повышенное загрязнение свечей;
  • Частая езда зимой на небольшие расстояния, что приводит к постоянному недостаточному прогреву двигателя.

Видео: Проверка свечей зажигания в домашних условиях /Как проверить свечу зажигания

Ещё кое-что полезное для Вас:

Как проверить свечи зажигания на авто, не снимая их

Проверка свечи зажигания без снятия

Проверка свечи зажигания без снятия

Есть простой способ как можно проверить свечи зажигания не снимая их. Для этого выполняется всего несколько простых действий. При этом никакое дополнительное оборудование не потребуется. Достаточно завести двигатель и после этого выполняем такие операции:

  • Отключаем от первой свечи высоковольтный провод (бронепровод), и слушаем как работает двигатель.
  • Если звук работы изменился, появилось троение или другие проблемы, то свеча была исправной.
  • Если ничего не изменилось, то такая свеча по умолчанию считается неисправной.

Такие действия выполняем поочередно со всеми свечами. Это самый простой и доступный способ как проверить свечи зажигания автомобиля, но далеко не единственный.

Методики диагностики

Периодически диагностировать своими усилиями свечи в собственном автомобиле крайне необходимо. Часто их диагностику выполняют специалисты, осуществляющие ТО всего автомобиля или его силовой системы.

Свечи зажигания – составляющие, вполне доступные и для самостоятельной диагностики. Проведение этой работы не является проблематичным. Важно аккуратно вынуть, сложить их по порядку, чтобы затем не перепутать.

Визуальный метод

Как уже было замечено, самый простой метод диагностики – визуальный. Как проверить работоспособность свечей зажигания? Здесь особое внимание уделяется внешнему облику. Далее предложены фотопримеры с разными кондициями:

Состояние свечей зажигания

  1. Нормальное рабочее состояние.
  2. Повышенные траты горючего.
  3. Слабый состав из горючего и воздуха.
  4. Лишнее образование присадок.
  5. Маслоотражательные колпачки в плохом состоянии.
  6. Сломан один из клапанов или перегородка между кольцами поршня.
  7. Мотор трудился слишком долго или применялось топливо низкого качества.
  8. Сгорело масло из-за выработки маслосъёмных колец поршня.

Как проверить исправность свечей зажигания? На них исключаем: деформации, сколы, разные царапины и т. д.

Если на каждом тепловом конусе сажа и гарь, то горючее подаётся равномерно и прогарает стабильно. Если есть разница в количестве нагара, топливо подаётся проблематично.

Если на элементах есть масляный нагар, это признак, что мотор топливная технология подлежат восстановлению.

Исключаем также тёмные дорожки. Это признак разрушенного глазурованного покрытия.

Если был обнаружен один или несколько их обозначенных признаков, это ещё не является свидетельством полной изношенности. Абсолютно удостовериться в этом возможно только оборудованием.

Проверка свеч зажигания

Многие автолюбители задаются вопросом как проверить свечи зажигания мультиметром. Сделать это просто. Для этого понадобиться тестер или мультиметр, с режимом проверки сопротивления. Далее необходимо:

  1. Установить прибор в положение проверки сопротивления в 20 кОм.
  2. Один щуп тестера соединить с центральным выводом свечи.
  3. Второй провод соединить с электродом «+».
  4. Рабочее сопротивление свечи должно варьироваться от 2.5 до 10 кОм.

Проверка свеч зажигания

Значение больше или меньше указанного является показателем неисправности детали.

Важно! Проверять свечи мультиметром можно только если они маркированы английской или русской букву «Р» (R). Только они имеют выходное рабочее сопротивление. Также стоит учитывать модель устройства. На рынке большое количество продукции из иридия, платины. Они имеют разные показатели сопротивления, которое может меняться в зависимости от температуры. Устройства с добавлением иридия не подлежат замеру, без подачи электрического тока.

Иридиевые свечи

Проверяются тем же способом, но сопротивление должно быть установлено выше 20 Ом. Таким образом, при замере, на элементе должна проскочит искра. Если этого не произошло, деталь является негодной.

Проверка мультиметром свеч зажигания

Важно! Для деталей, имеющих несколько корпусных электродов, замер сопротивления не является показателем работоспособности. Искра может подаваться в разброс или разной силы, что повлияет на общую работоспособность.

Для более точной проверки понадобится мегомметр. При помощи его можно проверить сопротивление изоляции. Именно пробой на корпус является частой причиной выхода из строя этих элементов двигателя.

Проверка работоспособности свечей с помощью мультиметра

При помощи мультиметра можно проверить, не поврежден ли центральный электрод. Это получится сделать самому, пользоваться тестером несложно, для этого не надо иметь специальные знания или навыки.

Материалы для работы

Для работы понадобится исправный мультиметр, надо обратить внимание, чтобы не было нарушения изоляции его проводов. Кроме этого, надо снять с двигателя элементы, которые будут проверяться.

Подготовка прибора

Перед включением прибора необходимо правильно подсоединить к нему щупы. Для этого черный включаем в разъем Com (минус, масса, общий). Красный вставляем в гнездо, которое предназначено для измерения сопротивления. У электрода рабочей свечи сопротивление должно быть в пределах 2-10 КОм. Переключатель мультиметра переводят на ближайшее верхнее значение, скорее всего это будет 20 КОм.

Подготовка прибора

Проверяем работоспособность прибора. При его включении на дисплее должна появиться 1, а при замыкании щупов появится 0. Если это так, значит, мультиметр рабочий и можно приступать к измерениям.

Измерение сопротивления

Один щуп от прибора плотно прижимают к нижней части электрода, а второй — к его верхней части. Смотрим на показания дисплея, на нем должно быть значение в пределах 2-10 КОм.

Это указывает, что электрод целый, если прибор показывает бесконечность, значит, он имеет обрыв.

Фиксирование показаний

При помощи такого метода можно проверить только целостность центрального электрода, для проверки искрообразования он не подходит. Данный способ проверки подходит для свечей, в названии которых есть русская буква Р или английская R, обозначающие, что внутри имеется сопротивление. Если таких букв нет, значит, они имеют нулевое сопротивление, и проверить их работоспособность мультиметром не получится.

Фиксирование показаний

Проверка с помощью диагностического пистолета

В продаже имеются специальные приборы для тестирования автомобильных свечей, которые имеют форму пистолетов. В рабочих частях таких тестеров предусмотрены углубления (пазы), в которые вставляются проверяемые свечи. Приборы оснащаются щупами, которые во время работы подсоединяются к аккумулятору машины.

Прибор для проверки свечей зажигания.

При нажатии на кнопку пистолета генерируется высоковольтный разряд. Если свеча исправна, возникает искра. Некоторые модели оснащаются индикаторными светодиодами, которые загораются при проверке рабочих свечей. Но необходимо учитывать, что такая диагностика не обеспечивает 100-процентной точности полученных результатов. Пистолет-тестер имитирует лишь приблизительные условия работы свечей. В двигателе эти детали подвергаются избыточному давлению, что создает несколько иные условия.

Приборы для проверки, которые можно сделать самостоятельно

Существует большое количество схем, по которым можно самостоятельно соорудить стенд, предназначенный для проверки свеч. Прибор, сделанный своими руками, поможет сэкономить деньги. Использовать такие аппараты можно многократно. Способ подойдет для тех, кто интересуется конструированием и желает иметь в распоряжении устройства собственного производства.

Проверка с помощью пьезоэлемента от зажигалки

Дешевый способ проверки – использование инструмента, сделанного из простой зажигалки. Ее необходимо разобрать. Для устройства понадобится пьезоэлемент, содержащийся внутри. Провод, выходящий из данного модуля, можно удлинить.

Чтобы проверить работоспособность свечи, достаточно подсоединить провод к наконечнику свечи, а корпус пьезоэлемента прикрепить к ее корпусу. После нажатия кнопки на пьезомодуле, должна проскочить искра. Если ее нет, деталь нуждается в замене. Конструкция простого самодельного тестера выглядит следующим образом:

Прибор имеет один существенный недостаток. При работе на деталь оказывается давление. С помощью тестера на основе пьезоэлемента давление не создается. Поэтому результаты могут быть некорректными.

Самодельное устройство для проверки свечей под давлением

Устройство, позволяющее производить такую проверку, имеет более сложную конструкцию. Но справиться с его сборкой может даже новичок. Детали для самодельного разрядника достать просто. Понадобится:

  • два шприца (один на 20 миллилитров и еще один маленький, которым будет наноситься клей);
  • гужон (должен соответствовать свечи по диаметру);
  • клей.

После приобретения всех деталей можно приступать к сборке. Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Срезается носик шприца.
  2. На образовавшийся срез наносится клейкое вещество.
  3. Устанавливается резьбовая втулка (гужон). Рекомендуется изолировать крепление с помощью герметика.

Чтобы проверить деталь, необходимо вкрутить ее в резьбовую втулку, после чего подсоединить к ней высоковольтный провод. Корпус элемента замкнуть «на массу». После этого следует запустить двигатель. Шприц позволит провести проверку под давлением. Для этого необходимо надавливать на его поршень. При наличии слабой искры, как и в случае ее отсутствия, деталь нужно заменить.

Таким образом, проверить работоспособность свеч может даже начинающий автолюбитель. Можно воспользоваться инструментами, присутствующими на рынке, либо создать самодельный тестер. Важно помнить, что давление, оказываемое самодельными устройствами, может отличаться от давления, которое оказывается на свечу во время эксплуатации.

Хотя подобные устройства не дают возможности обнаружить мелкие неполадки в работе, с их помощью можно обнаружить полностью неработающую свечу.

Другие способы проверки

Проверку можно сделать и другими способами. Для этого сначала надо выкрутить свечу из двигателя и внимательно осмотреть. Проверку ее работоспособности можно выполнить несколькими способами.

«На звук»

Данный вид проверки выполняется на работающем двигателе. Делают все в такой последовательности:

  1. Запускают мотор.
  2. По очереди снимают высоковольтные колпачки.
  3. Слушают изменения в работе мотора. Если появились перебои, значит, проверяемая свеча рабочая, когда же изменений нет, это указывает на ее неисправность.

Применение указанного метода проверки имеет такие особенности:

  • надо осторожно использовать на инжекторных моторах, т. к. можно вывести из строя ЭБУ;
  • перед началом диагностики проверяют корректность работы системы зажигания, правильность регулировки распределителя, целостность высоковольтных проводов;
  • чтобы избежать удара током, надо соблюдать правила безопасности, можно надеть резиновые перчатки, а если их нет, то во время проверки нельзя дотрагиваться до металлических частей автомобиля.

На звук

«На искру»

Этот вид проверки также называют «на массу». Одну из свечей выкручивают из двигателя, проверяют в ней зазор и при необходимости выставляют его в заданных значениях. Дальше выполняют такие действия:

  1. Подключают снятую свечу к высоковольтному проводу, затем плотно прижимают ее резьбовую часть к металлической детали кузова, чтобы обеспечить надежный контакт.
  2. Помощник включает зажигание и начинает прокручивать стартер.
  3. Если между электродами проскакивает искра яркого голубого оттенка, значит, все нормально. Когда она красного цвета, надо почистить электроды и снова проверить работоспособность этого устройства. В случае полного отсутствия искры оно подлежит замене.

Для обеспечения безопасности также рекомендуется использовать диэлектрические перчатки. Даже наличие хорошей искры при проверке этим способом не дает полной гарантии работоспособности свечи, т. к. в реальности она работает при других условиях (высокое давление).

На искру

В некоторых современных автомобилях использовать такой способ проверки не получится, т. к. часто у них короткие высоковольтные провода и они не достают до неизолированных участков мотора или кузова.

Использование пьезопистолета

Сейчас в автомагазине можно приобрести специальное приспособление, которое внешне похоже на пистолет. Пользоваться им просто, достаточно вставить проверяемый элемент в разъем такого пистолета, накрыть свечу колпачком и нажать на курок.

Если она рабочая, то на приборе загорится индикатор, иначе свеча подлежит замене.

Почистить свечи, или заменить их?

Итак, по итогам проверки были отобраны несколько свечей, которые не отвечают требованиям исправной эксплуатации. Необходимо теперь определить, что с ними делать: почистить или выбросить. Как почистить свечи зажигания? Это достаточно несложная процедура, одновременно проверяют зазор свечи зажигания и по возможности корректируют его. Эту процедуру производят при помощи специального щупа, а подгибание бокового электрода вверх или вниз можно произвести или специальным инструментом, или любым другим доступным средством., например, отверткой.Центральный электрод подгибать категорически запрещается. Необходимый зазор между двумя электродами должен быть 0,7 мм .

Так можно измерить зазор свечей зажигания

Существуют два способа: механический и химический.

  • Механический способ предполагает применение различных абразивов: ножа, напильников, при помощи которых удаляется нагар. С их использованием стоить быть осторожным, так как появление царапин может снизить эксплуатационные характеристики свечи, что приведет к её выходу из строя.
  • При химическом способе процесс очистки происходит более эффективно, но занимает больше времени. Для этого свечи обезжиривают, промывая в бензине, и на полчаса замачивают в растворе ацетата аммония, далее свечу чистят мягкой щеткой и вытирают.

При установке свечей на место надо помнить, что вкручивание всегда производится вручную, применяя свечной ключ уже после того, как свеча встала на резьбу. Завершающий этап установки производится при помощи динамометрического ключа.

Проверка мультиметром

Универсальный тестер или мультиметр помогает быстро проверить работоспособностей свечей. Такой прибор знаком многим автовладельцам, которые сталкивались с ремонтом своего транспортного средства. Главная цель использования мультиметра – выявить наличие или отсутствие замыкания внутри свечи.

Мультиметр очень прост в использовании, для его применения не требуется наличия специального опыта или навыков. Для диагностики откручиваем проводник, подсоединяем поочерёдно одну клемму на резьбу свечи зажигания, вторую на центральный выход.

При подаче напряжения должна появиться искра, что укажет на работоспособность детали, в противном случае – подлежит замене. Проверка свечей зажигания мультиметром наиболее распространённый вариант диагностики в домашних условиях.

Если в режиме прозвонки мультиметр покажет бесконечное сопротивление или очень большое, то свеча считается нерабочей.

Чтобы проверить сопротивление встроенного резистора свечи, переключатель мультиметра устанавливают на 20 кОм. Одним щупом мультиметра дотрагиваются до центрального электрода, другим до контактного вывода.

Сопротивление у всех свечей должно быть примерно одинаковым с небольшим разбросом. У свечей зажигания инжекторных двигателей сопротивление резистора порядка 4 кОм.

Как самостоятельно сделать устройство

Не всегда удается приобрести готовый аппарат для проверки свечей зажигания. Но это несложные приборы, и при желании их можно сделать самостоятельно.

Пьезоэлемент от зажигалки

Сделать такой прибор в домашних условиях несложно. Для этого придется разобрать старую пьезозажигалку. Из нее извлекается пьезоэлемент и немного удлиняется его провод. В процессе проверки один провод подсоединяют к верхнему контакту свечи, а базу блока плотно прижимают к ее корпусу. Осталось нажать на кнопку, если проверяемый элемент рабочий, в самодельном устройстве должна проскочить искра.

Пьезоэлемент от зажигалки

Прибор для проверки свечей под давлением

Существуют специальные приборы, позволяющие проверять работоспособность свечи под давлением. Ее фиксируют на аппарате, при этом электроды оказываются в герметичном сосуде, затем в нем создается давление, при котором свеча работает, и на электроды подают высокое напряжение, то есть создают условия, как в моторе.

Если купить такой пистолет нет возможности, его можно сделать самостоятельно. Сначала надо найти гужон (ввертыш) и шприц объемом 20 мл. Сопло и небольшая часть шприца срезается, и на их место вклеивают гужон, на нем делают контактную площадку. После вкручивания в гужон свечи на ее головку и контактную площадку подают высоковольтные импульсы, а при помощи поршня создают давление внутри шприца.

Таким образом, создаются условия, аналогичные тем, в которых проверяемое устройство работает в двигателе.

Тестирование без приборов

Существует простой способ проверки в гаражных или полевых условиях. Для этого нужен помощник. Один человек садится за руль, второй поочередно вынимает высоковольтные провода из двигателя и прикрепляет к ним тестируемые свечи. Когда помощник включает зажигание и крутит стартер, проверяемую свечу нужно прислонить металлической резьбой к любой металлической части кузова (без лакокрасочного покрытия). Если свеча исправна, будет возникать искра голубоватого оттенка. Если искра красная или вовсе не наблюдается, стоит искать проблему либо в свече, либо в соответствующем ВВ-проводе.

Диагностирование

Как проверить свечи зажигания самому на инжекторе? Эта методика считается одной из самых распространённых и применяемых видов проверок. В быту диагностика идёт по таким стадиям:

  1. Элементы как следует очищаются: устраняется нагар и прочие загрязнения.
  2. С применением щупа (устройства для контролирования зазора) настраивается дистанция между электродами.
  3. Нанизывается провод.
  4. Свеча прикладывается металлической стороне автомобильного силового аппарата. Так образуется требующееся электрическое взаимодействие.

Если у вас возникают сложности с проверкой по такому принципу, тогда как проверить работу свечей зажигания на инжекторе? Можете просто запустить стартер, а затем и сам двигатель. Когда при запуске сразу образуется искра синего цвета, значит, все хорошо. Если получается искра с красным оттенком, или вовсе нет, нужна замена. Проверка искры свечи зажигания на этом закончена.

Мультиметр

Устройство мультиметра

Приспособление для проверки свечей зажигания своими руками

Устройство придет на помощь владельца машин с бензиновым двигателем, ведь такие модели чаще всего страдают от проблем с зажиганием. Сделать продуктивный прибор получится из подручных средств, для этого достаточно подготовить:

  • Шприц на 20 кубов.
  • Провода.
  • Старый воспламенитель.

У свечи необходимо снять резьбу, для этого деталь зажимается в тисках и производится срез болгаркой с кругом по металлу. Импровизированный коннектор готов, можно приступать к дальнейшим действиям, изолятор важно оставить целым и неповрежденным. У шприца потребуется отрезать носик, поршень также отбрасывается в сторону, в получившееся отверстие аккуратно крепится старая усовершенствованная свеча, можно взять суперклей. В движущую часть шприца нужно продеть провод, на конце которого закрепить небольшой крокодил, этот фиксатор в дальнейшем подключают к «массе». Внутри отсека при использовании самодельного прибора проверки свечей зажигания появится искра, увидеть ее можно очень отчетливо. Причем агрегат используют как для общего, так и раздельного модуля зажигания авто, что делает компактное приспособление практичным и удобным в использовании.

Диагностика с применением мультиметра

Как проверить свечи зажигания мультиметром? Мультиметр – крайне удобный прибор для проведения подобных диагностик. Его также называют тестером. Не нужно его путать со стендовой проверкой. Стенды встречаются на СТО. Для дома он совершенно не годится.
Проверка свечей зажигания мультиметром: применяя щупы, можно осуществить их изучение на присутствие внутреннего короткого замыкания.

С мультиметром работать довольно просто. К тому же по своей конструкции он не является сложным прибором. А как проверить сопротивление свечи зажигания мультиметром? Для выявления потенциальных коротких замыканий производятся такие действия: щуп данного прибора накидывается на элемент, последний щуп – на её цокольную часть. Если при контакте образуется искра, значит, проблем нет. Она года к дальнейшему использованию. Вот как проверить свечи зажигания тестером.

Чистка свечей

Многие начинающие автовладельцы сталкиваются с такой проблемой как чистка свечей. Из-за неосторожного обращения можно повредить изделие или вывести его из строя. При чистке свечей зажигания своими руками, используют следующие общепринятые способы:

    ручной: пригодится металлическая щётка, ветошь, зубная щётка. Лёгкими движения вокруг цоколя убираем нагар, приводя изделие в стандартный вид. При необходимости используйте растворитель для удаления нагара;
  • речной песок, который можно взять на любом пляже или водоёме. Небольшое количество песка нанести на ветошь и аккуратно протирать цоколь до полного очищения от продуктов отхода;
  • пескоструйная машина используется в сервисных центрах и ремонтных мастерских. Там песок подаётся под большим давлением, вместе со сжатым воздухом;
  • ацетон или иное средство от очищения ржи. Приобрести его можно в любом автомагазине или авторынке;
  • некоторые практикуют обычную Кока-колу, но эффективность её окончательно не подтверждена.

Как видим, для проверки свечей зажигания требуется совсем немного времени, сил и средств. Достаточно 10 минут, и ваш автомобиль будет в полной боевой готовности. Следуйте рекомендациям статьи, проверяйте цвет искры, тогда всё будет хорошо.

Заключение

Все выше описанные варианты проверки искры могут дать неточный результат, так как условия проверки не соответствуют условиям работы свечи. Правильно свеча проверяется на специальных стендах, где создается избыточное давление (эмулируются условия работы в цилиндрах авто).

Чтобы не сталкиваться с непредвиденными поломками посреди дороги, нужно периодически осматривать свечи, даже если нет никаких признаков их поломок. Также стоит соблюдать регламентные сроки их замены. Оригинальные свечи в большинстве автомобилей фактически могут служить по 50-100 тысяч километров, но их следует менять через каждые 3-4 плановых ТО, что соответствует 30-40 тысячам километров пробега. Неоригинальные, в зависимости от качества, могут служить по 10-30 тыс. км.

Возможные последствия

В результате неисправностей свечей мотор начинает работать с перебоями, усложняется его запуск, увеличивается нагрузка на коленчатый вал, ГБЦ, поршня и т.д., от чего они быстрее изнашиваются и преждевременно выходят из строя. Кроме этого, увеличивается расход топлива, снижаются динамические характеристики автомобиля. Возрастает концентрация СО и СН, с которыми сложно справляться каталитическому нейтрализатору, установленному в выхлопной системе, поэтому он может выйти из строя. В самый ответственный момент мотор может не завестись.

Не надо ждать, пока свечи выйдут из строя, их замену рекомендуется проводить через 10-15 тыс. км. При появлении первых признаков неисправности этих элементов сначала выполняют проверку их работоспособности одним из описанных способов, а затем принимают решение: чистить старые свечи и регулировать в них зазор или заменить новыми.

Создание своего тестера

Метод проверки с тестером довольно эффективен. Но если у вас нет подобного прибора, его можно создать самостоятельно. Здесь основой служит зажигалка, а операции таковы:

  1. Разбирается зажигалка. Устраняется пьезоэлектронная составляющая с парой проводов.
  2. Окончания провода немного удлиняются и изолируются.

Провод крепится к верхнему контакту, а база блока присоединяется к корпусу.

Суть проверки таким устройством такова: если при нажатии его кнопки видна искра, свеча работает хорошо. Если искры нет, свеча сломана.

Диагностика. Методика остекления

Как проверить свечу зажигания на работоспособность? Методика предполагает, что верхняя сторона изолятора будет менять свой цвет. Должен получиться жёлтый цвет с хорошим, почти глянцевым блеском. По виду эти свечи похожи на стекло.

Такая дилемма образуется после весьма беспечного движения на автомобиле. Здесь может быть слишком интенсивное применение кикдаунов и перегазовка. Так нарушается образование искр на значительных оборотах, и на поверхностях возникают стеклообразования. Этот дефект нельзя устранить своими силами. И свечи подлежат замене.

Важно своевременно проводить диагностику свечей зажигания, чтобы в дальнейшем избежать проблем с двигателем.

Видео: как проверить свечи зажигания мультиметром:

Видео: как проверить искру на свече зажигания

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации