Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Классы прочности болтов по ГОСТу: особенности и маркировка

Содержание

Классы прочности метрического крепежа

От правильного выбора крепежа по классу прочности зависит надежность, безопасность, долговечность крепежного соединения и всей конструкции. Эта характеристика является такой же важной, как размер элемента. Как определить класс прочности по маркировке? Что необходимо знать о свойствах крепежных элементов? Расскажем подробно.

Классы прочности болтов по ГОСТу: особенности и маркировка

Подъемный кран упал и раздавил мужчину. Рухнул мост с автомобилями. Внезапно перевернулся КамАЗ… Неутешительные новости о трагедиях появляются регулярно. Причины разные: халатность, невнимательность, безответственность. А еще одна из причин – проблемы с болтовыми соединениями. Казалось бы, такая мелочь! А ведь на болтах в буквальном смысле держится все: они несут вибрационные, весовые и динамические нагрузки. В этой статье мы поговорим о том, какие типы болтов бывают, как узнать класс прочности болта и как читается маркировка.

Механические свойства крепежа

На настоящее время ни одна отрасль промышленности и сфера строительства не обходится без, пусть даже опосредованного, использования крепежных деталей. Данное явление предполагает, что эти изделия будут работать в условиях, отличающихся, иногда, кардинальным образом. Но, к сожалению, универсальный материал еще не изобретен. Поэтому к выбору крепежа нужно подходить со всей тщательностью. При этом особого внимания требуют такие характеристики, как устойчивость к нагрузкам вибрационного характера и к воздействию коррозии, прочность и ряд других. Они являются основой для определения механических свойств крепежных элементов. Рассмотрим самые важные из них более подробно.

Предельная нагрузка и максимальный крутящий момент для болтов разных классов прочности

Наряду со сварными, болтовые соединения являются самыми распространёнными в конструкциях, машинах и агрегатах. При использовании болтовых резьбовых соединений для достижения наибольшей надёжности и прочности необходимо максимально плотно затянуть болт и одновременно избежать повреждения самого болта. В таком случае резьбовое соединение прослужит максимально долго и эффективно.

Максимальная неразрушающая нагрузка на болт называется «максимальной предельной нагрузкой»; измеряется в Ньютонах (Н). Максимальное усилие затяжки болта называется «максимальным крутящим моментом» и измеряется в Ньютонах на сантиметр (Н•см). На эти величины влияют разные факторы, но в первую очередь класс прочности болта, затем покрытие, нанесённое на болт и гайку, наличие смазки в резьбовом соединении. В зависимости от того обезжирен ли болт перед сборкой и затяжкой или присутствует смазка, в резьбовом соединении при затяжке возникает различная сила трения, влияющая на предельный крутящий момент затяжки. При использовании смазок базовое значение максимального крутящего момента умножают на коэффициент от 0,1 до 0,3 (в зависимости от вида смазки).

Сила трения уменьшается и при наличии покрытия болта или гайки (фосфатирование, оксидирование, оцинкование, кадмирование). Величины коэффициентов на которые необходимо умножить базовую величину крутящего момента, в зависимости от комбинации покрытий болта и гайки, приведены в таблице:

В следующей таблице приведены предельные максимальные нагрузки и максимальные крутящие моменты для болтов с шестигранной головкой по DIN 933, ГОСТ Р 50793-95 (ГОСТ 7798-70, ГОСТ 7805-70) с метрической резьбой от М1,6 до М39 (данная таблица является справочной и не может служить основанием для проведения расчётов на прочность резьбовых соединений, а также в отношении ответственных резьбовых соединений. В ответственных соединениях необходимо обязательное применение поправочных коэффициентов, касающихся покрытия и смазки болтов и гаек — прим. автора).

Данные из таблицы можно применять для соединений общего назначения и малоответственных болтовых резьбовых соединений с крупным шагом резьбы. Для соединений с мелким шагом резьбы максимальный крутящий момент и момент затяжки болта необходимо определять экспериментально. Это же касается и моментов для болтов, работающих в особых условиях: в качестве стопоров, в пружинящих конструкциях, в комбинации с пружинами и пружинными шайбами, в комбинации с деталями из цветных металлов и сплавов, для регулировочных болтов.

Максимальная предельная нагрузка, Н

для классов прочности по ISO 898/1

Максимальный крутящий момент, Н•см

для классов прочности по ISO 898/1

Содержание:

  1. 1. Прочность стального крепежа
  2. 2. Классы прочности гаек
  3. 3. О прочности шайб
  4. 4. Маркировка элементов из нержавеющей стали

Характеристики и типы болтовых соединений

Для соединения металлоконструкций применяют болты разных классов точности: А, В, и С, при этом Класс А является наиболее точным, а класс С – наименее (ГОСТ ISO 4759-1-2015). Область применения и характеристики болтов различаются:

  • Болты с классом точности А применяются для соединений, в которых отверстия просверлены на проектный диаметр в собранных элементах, или по кондукторам в отдельных элементах и деталях, или просверлены или продавлены на меньший диаметр в отдельных деталях с последующей рассверловкой до проектного диаметра в собранных элементах.
  • Болты с классом точности В применяются в соединениях, в которых эти болты, преимущественно, работают на растяжение. Их устанавливают в отверстия, диаметр которых на 1-1,5 мм больше диаметра болта.
  • Болты с классом точности С устанавливаются конструктивно без предварительных расчетов. Используют их для отверстий, диаметр которых на 2-3 мм больше диаметра стержня болта.

Сборка болтовых соединений выполняется поэтапно. Сначала подготавливают стыкуемые поверхности, затем совмещают отверстия под крепеж, предварительно стягивают детали стыка, если нужно, рассверливают отверстия до размера, установленного в проекте, монтируют болты и окончательно собирают соединение.

Болтовые соединения применяют повсеместно при монтажных работах, где не используется сварка. Главный тип болтовых соединений – на накладках. В строительстве преимущественно используют многоболтовые соединения. По принципу работы можно разделить соединения на те, в которых отсутствует или, наоборот, возникает сдвиг между соединяемыми элементами. Соединения, где отсутствует сдвиг, выполняют на болтах нормальной, повышенной и грубой точности (классы В, А и С соответственно). Во втором случае крепление делают на высокопрочных болтах.

Прочность соединений напрямую зависит от типа болтов, материала изготовления крепежа и соединяемых конструкций, от метода, которым были образованы отверстия. Отверстия, в свою очередь, выполняют:

  • способом сверления, в этом случае они имеют гладкие края;
  • методом продавливания в прессе, в этом случае возникают надрывы, наклепы и заусенцы металла;
  • способом продавливания с последующим рассверливанием.

Болтовые соединения применяют как в обычных конструкциях, так и в конструкциях, которые воспринимают динамические нагрузки. Не ответственные конструкции работают без полноценной нагрузки. Особо строгих требований по прочности к крепежу таких изделий не предъявляется. К ответственным конструкциям относятся:

  • Механизмы и узлы машин, например, системы передачи, силовые установки, приводы.
  • Капитальные и несущие строительные конструкции.
  • Системы безопасности, в частности, страховочные и такелажные приборы.
  • Транспортные средства и подъемные механизмы.

При проектировании ответственных конструкций обязательно проводят испытания болтовых соединений. Их подвергают расчетам, приводят в соответствие требованиям установленных стандартов. О том, какие испытания проводятся, поговорим дальше.

Типы болтов

У этих метизов есть несколько классификаций по разным параметрам. Например, в зависимости от формы головки они бывают универсальные (с шестигранной головкой), анкерные, рым-болты и др. По форме стержня крепеж тоже различается: резьба наносится на весь стержень или занимает только часть. Сама резьба в соответствии с ГОСТ 27017-86 может быть метрической, шурупной, самонарезающей или конической.

В зависимости от назначения болты делятся на несколько видов: лемешные для сельскохозяйственной техники; мебельные, с гладкой ровной головкой, которая не выступает на поверхности мебели; дорожные для монтажа ограждений и фиксации металлических, деревянных или пластиковых конструкций; машиностроительные для соединения запчастей транспортных средств, обладают особой прочностью и стойкостью к изменениям от воздействия агрессивной внешней среды; фундаментные служат для крепления оборудования к фундаменту, имеют специальную форму головки; путевые соединяют части рельс.

Обратите внимание! Не существует универсальных болтов, которые подойдут для любой задачи. Для каждой нужно выбирать крепеж в соответствии с его классом прочности. Именно класс прочности болта влияет на безопасность конструкций, разрушение которых может привести к гибели людей.

Класс прочности – это наиболее важная характеристика для крепежа. Определяет устойчивость болтов к механическим воздействиям и показывает предел прочности на разрыв. Остановимся на ней подробнее.

bolty2

Предельная прочность при нагрузке на растяжение/разрыв

Термин «предельная прочность на разрыв» обозначает максимальное значение механической силы, которая при воздействии на растяжение на некий объект, не вызывает начало его физического разрушения. Это – важнейшая характеристика стандартного метиза. Определение ее значения и сейчас выполняется эмпирически, то есть экспериментальным путем.

Испытания на растяжение проводятся на машинах, которые так и называются – «разрывные». Они оснащены захватами для передачи силового воздействия.

apparar.jpg

В качестве испытуемых объектов выступают стандартные образцы, имеющие определенную форму: они могут быть плоскими либо цилиндрическими. Такая унификация обеспечивает возможность сопоставления результатов испытаний, проведенных в разных лабораториях.

Теперь немного цифр. Предел прочности на растяжение/разрыв стержневых метизов (обозначим литерой «λ»), выполненных из сталей конструкционных нелегированных, колеблется в диапазоне 392 МПа ≤ λ ≤ 569 МПа. У крепежа, выполненного из сталей качественных углеродистых конструкционных, этот показатель выглядит так:

9. Основные типы резьбовых соединений.

1. болтовое: 1 – винт, 2 – гайка, 3 – шайба. Всегда действ. сдвиг. нагрузка F. Болт д.б. прочным, жестким, работосп. М.б. установлен с зазором (тело болта работает на растяжение) и без (на срез). Шайба – для лучшего распр-ния нагрузки на деталь 4;

10. Теория винтовой пары. Зависимость между моментом завинчивания и осевой силы винта.

Если винт нагружен осевой силойF, то для завинчивания гайки к ключу необходимо приложить момент Тзав, а к стержню винта реактивный момент Тр, кот. удерживает стержень от вращения. При этом можно записать Тзав=Тт+Тр, где Тт — момент сил трения на опорном торце гайки; Тр — момент сил в резьбе. Тт=Ff(Dср/2), где Dср=(D1+dотв)/2 – ср.радиус опорного торца гайки, D1 – наруж. диаметр опорного торца гайки, dотв — диаметр отверстия под винт; f – коэф. трения на торце гайки. Тр=0,5Fd2tg(ψ+φ), где ψ — угол подъема резьбы, φ=arctgfпр — угол трения в резьбе; fпр — приведенный коэф. трения в резьбе, учит. влияние угла профиля. Тзав=0,5Fd2[(Dср/)f+tg(ψ+φ)]. По этой ф-ле можно подсчитать отношение осевой силы винта F к силе Fk, приложенной на ручке ключа, F/Fk, кот. дает выигрыш в силе. Стержень винта не только растягивается силой F, но и закручивается моментом Тр. КПД винтовой пары η=tgψ/tg(ψ+φ) ↑ с ↑ψ и с ↓φ.

11. Расчет витков резьбы на срез и смятие.

Основ. виды разрушения резьб: крепежных – срез витков, ходовых – износ витков. В соотв. с этим ведут расчет для крепеж. резьб по напряжениям среза τ, для ходовых – по напряж. смятия σсм. Условия прочности по напряжениям среза: τ=F/(πdpHKKm)≤[τ], где dр – расчет. диаметр, Н≈0,8d – высота гайки, К – коэф. полноты резьбы, Km – коэф. неравномерности нагрузки по виткам резьбы. Условие износостойкости по напряжениям смятия: σсм=F/Sсм=F/(πd2hZ)≤[σсм], где Z=H/р – число рабочих витков

12. Расчет на прочность резьбы и стержня винта при нагружении резьбового соединения осевой растягивающей силе.

Примером служат болты для крепления ненагруженных герметич. крышек и люков корпусов машин. В этом случае стержень болта растягивается осевой силой Fзат, возникающей от затяжки болта, и закручивается моментом сил в резьбе Т

13. Расчет на прочность стержня винта при нагружении резьбового соединения поперечной нагрузкой (болт поставлен без зазора).

Не учитывают силы трения в стыке, т.к. затяжка болта необязательна. Стержень болта рассчитывают по напряжениям среза и смятия. Условие прочности по напряжениям среза: τ=F/[(π/4)d 2 i]≤[τ], де

Прочность витков резьбы гаек и шпилек для фланцевых соединений | Трубопроводы

Разрушение витков резьбы — довольно рас­пространенный вид по­ломок крепежных изделий. Основными кон­структивными параметрами, определяющими прочность витков, яв­ляются диаметр d и шаг резьбы Р, радиус впадины резьбы R, вы­сота гайки Н (длина свинчивания), соот­ношение механических характеристик материалов болта (шпиль­ки) и гайки (корпуса). В меньшей степени влияют поперечные размеры гайки (размер под ключ).

Влияние кон­структивных параметров резьбы на ее прочность

Рис. 1. Зависимость минимальной разрывающей
силы от относительной длины свинчивания гайки

Результаты испытаний резьбовых соединений при осевых растягивающих нагрузках показывают, что при недостаточной высоте гайки происходит поломка соединения вследствие разрушения резьбы. Для повышения несущей способности резьбы увеличивают высоту гайки (длину свинчивания соединения). На рис. 1 приведена типичная за­висимость силы, разрушающей соединение, от длины свинчива­ния. Светлыми точками на кривых обозначено разрушение резьбы, темными — обрыв стержня по резьбовой части вне корпуса. Материал гаек — сталь 45 нормализованная (σв = 680 МПа), болтов — сталь 45 термоулучшенная (σв = 950 МПа). Кривые 1 получены при испытании соединений с диаметром резьбы d = 32 мм, кривые 2 — d = 24 мм, кривые 3 — d = 18 мм, кри­вые 4 — d = 12 мм, кривая 5 — d = 6 мм.

Влияние диаметра резьбы

Установлено, что с увеличением диаметра резьбы (при неизменных шаге и высоте гайки) несущая способность соедине­ния, оцениваемая по нагрузке, разрушающей резьбу, возрастает либо пропорционально диаметру (для соединений стальных шпи­лек с корпусными деталями из алюминиевых и магниевых сплавов, либо нелинейно (для стальных соединений). В по­следнем случае интенсив­ность повышения несущей способности резьбы снижа­ется при больших диамет­рах, однако несущественно, и в практических расчётах можно считать, что проч­ность резьбы увеличивается пропорционально ее диа­метру.

Влияние шага резьбы

Уменьшение шага резь­бы (см. рис. 1) при не­изменных наружном диа­метре и высоте гайки сни­жает прочность соединения, так как для мелкой резьбы труднее в пределах одного класса точности обеспечить перекрытие витков, одинаковое с крупной резьбой. Кроме того, радиальные деформации тела гайки при нагружении также сильнее сказываются на несущей способности соединений с мелкой резьбой. Снижение прочности соединения при уменьшении шага резьбы было обнаружено позднее.

Соотношение прочности материала гайки и болта

Степень влияния шага резьбы на прочность соединения в значительной мере зависит от материалов резьбовых деталей трубопроводов. При существенном различии пределов прочности материалов болта и гайки (σв, бв, г> 1,4) и одинаковых модулях упругости (Еб = Ег) прочность резьбы с увеличени

Как резьба влияет на показатели прочности

Результаты проведенных испытаний, направленных на проверку прочности резьбовых соединений, показывают следующее. При осевых растягивающих нагрузках высота гайки должна быть достаточной, иначе резьба постепенно разрушается и соединение деформируется. Для повышения несущей способности метиза обязательно увеличение высоты конструкции. Также показатель обозначается как длина свинчивания соединения.

Значение диаметра

Известно, что при большем диаметре резьбовой части метиза (главное условие — отсутствие изменений в шаге и высоте), показатели несущей способности возрастают. Характеристики увеличиваются пропорционально диаметру или нелинейно, все зависит от материала изготовления метиза. Первый случай применим для стальных крепежей, взаимодействующих с алюминиевыми или магнитными сплавами. При этом в последнем случае динамика роста показателей немного снижается. Это несущественно, поэтому не всегда учитывается во время практических расчетов.

Значение шага резьбы

Если данная техническая характеристика уменьшается, при этом наружный диаметр и высота метиза остаются прежними, прочность соединения, соответственно, становится хуже. Специфика мелкой резьбы в том, что в пределах одного класса прочности не удается надежно перекрыть витки, как у изделий с крупной резьбой. Возникают радиальные негативные изменения гайки под воздействием повышенной нагрузки. Это в целом отрицательно сказывается на несущей способности соединений, которые отличаются мелкой резьбой.

Прочность стального крепежа

Все элементы с наружной метрической резьбой, такие как болты, винты, шпильки, различаются по классу прочности в пределах от 3.6 до 12.9. Это значение содержится в маркировке и обычно наносится на головку крепежа. Чем оно выше, тем прочнее крепеж.

bolt

Рассмотрим пример. На крепеже есть маркировка 8.8. Первое число показывает предел прочности на разрыв и определяет номинальное временное сопротивление (измеряется в Н/кв.мм). Чтобы узнать, соответствует ли крепежный элемент оказываемой на него нагрузке, необходимо 8 умножить на 100 – получим 800 (Н/кв.мм). Это минимальный предел прочности. Если нагрузка ниже данного значения, элемент выдержит. Второе число обозначает предел текучести, то есть натяжения, ведущего к пластической деформации крепежа. Определяется следующим образом: минимальный предел прочности умножается на соотношение второго числа, деленного на 10. Получим: 400х0,8 = 320 (Н/кв.мм). Если нагрузка будет превышать данное значение, начнется необратимое изменение формы и структуры элемента – он начнет течь, то есть деформироваться.

На заметку: предел прочности и текучести может обозначаться не только в ньютонах на квадратный миллиметр (Н/кв.мм), но и в мегапаскалях (МПа).

Есть условное разграничение метрического крепежа в зависимости от назначения.

  • Для малонагруженных соединений подходят изделия с классом прочности 4.8 и 5.8. Такие элементы изготавливаются из конструкционной углеродистой стали (марки 10 и 20).
  • Для ответственных нагруженных соединений предназначен крепеж с маркировкой 8.8. Это один из наиболее распространенных видов изделий, производится из закаленной стали (марки 35 и 20Г2Р).
  • Для особо тяжелых конструкций служат элементы классом прочности в 10,9 и 12,9. Это наиболее прочный крепеж, который способен выдерживать многократные циклы монтажа/демонтажа. Причем может иметь меньшие размеры, чем изделия низших классов прочности. Изготавливается из легированной стали (марки 40Х и 20Г2Р).

На заметку: при определении расчетной нагрузки на метрический крепеж необходимо заложить запас прочности, чтобы соединение было максимально надежным.

Упругая деформация

Данная характеристика отображает соответствие таких свойств материала, как предел прочности и предел его текучести. Фактически, указывает диапазон силового воздействия на резьбовой крепеж стрежневого вида, при котором остаточная деформация не фиксируется. Проще говоря, после того, как нагрузка будет снята, деталь вернет свою исходную форму.

Не следует путать упругую деформацию с деформацией пластической. Последняя – это когда после прекращения воздействия внешней нагрузки форма крепежного элемента не восстановится.

deformaciya.jpg

Явление «упругая деформация» продолжается не сколь угодно долго. После достижения определенного предела начинается деформация пластическая.

Модуль упругости (обозначим «β») у крепежных деталей, выполненных из различных металлов, представлен ниже.

Из легированной стали – β = (2,1…2,2)×10 5 MПa.

Из стали углеродистой – β = (2,0…2,1)×10 5 MПa.

Из алюминия – β = 0,69×10 5 MПa.

Разрывное усилие болта

Калькулятор разрывного усилия болта

Болты

На головку болта наносится следующая маркировка:

  • клеймо завода изготовителя (CW, NH, JD, JX, THE, L, WT и др.)
  • класс прочности (3.6 — 14.9)
  • стрелка против часовой стрелки (если левая резьба)

Класс прочности для изделий из углеродистых сталей обозначают двумя цифрами через точку — 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9; 14.9.

Первая цифра обозначает предел прочности на разрыв (1/100 Н/мм²;

1/10 кг/мм²). Например один квадратный миллиметр болта с классом прочности 9.8 на разрыв выдержит 900 Н (

Вторая цифра обозначает процентное отношение предела текучести к пределу прочности на разрыв (1/10%). Например болт с классом прочности 9.8 не деформируется безвозвратно при усилии до 720 Н/мм² (

72 кг/мм²), 80% от предела прочности.

Значение предела текучести — это максимально допустимая рабочая нагрузка болта, при превышении которой происходит невосстанавливаемая деформация. При расчётах нагрузки используют 1/2 или 1/3 от предела текучести, с двукратным или трёхкратным запасом прочности соответсвенно.

По действующей международной классификации к высокопрочным болтам относятся изделия, временное сопротивление которых больше или равно 800 Н/мм² (

80 кг/мм²). Соответсвенно начиная с 8.8 для болтов и 8 для гаек.

Гайки

На гайки с высотой равной или более 0,8d наносится обозначение наибольшего класса прочности болтов, с которыми они могут использоваться. Например гайку с маркировкой 8 можно использовать с болтами с классом прочности 8.8 и менее, гайку с маркировкой 10 с болтами 10.9 и менее.

Соотношение прочности материала крепежей

Резьбовые детали для соединения трубопроводных конструкций различаются материалами изготовления. Данный фактор тоже влияет на характеристики прочности. Если болт и гайка значительно отличаются показателями между собой, то резьбовая прочность тоже изменяется при увеличении шага.

Это объясняется возникновением условий, которые способствуют деформации и дальнейшему разрушению по причине смещения максимального давления в области контакта. Воздействие переходит к основанию витков метиза. Также при этом вероятность возникновения пластических деформаций минимальна.

Предусмотрено соотношение ов, б/ов, используемое для определения показателей. Для соединения, где применяются гайки из магниевого или другого сплава, отличающегося меньшей упругостью, шаг также имеет значительное влияние, как и у соединений из стали.

Практические и предельные моменты затяжки болтов и гаек с метрической резьбой

Думаю, только реально «работающие руками» люди могут понять насколько важно точно знать практические и предельные моменты затяжки болтов и гаек из углеродистой стали с метрической резьбой.

Ведь еще неизвестно что лучше: «недотянуть» соединение, или «сорвать резьбу».

Ну что же… Эта проблема решаема, ведь к счастью, есть справочники, в которых все написано. И сейчас мы рассмотрим какие моменты затяжки для метрических болтов и гаек являются практическими, а какие — предельными

Достаточная высота гайки (длина скручивания)

Анализируя данные проведенных исследований можно прийти к выводу, что при в, б/ов, г < 3 в конкретном диапазоне показателей возможно найти достаточную высоту метиза, подходящую для достижения равной прочности крепежных элементов в соединении.

Подходящая высота гайки напрямую зависит от диаметра, а также шага резьбовой части. При этом на показатель влияют механические свойства конструкций, метод соединения и другие технические характеристики, изменяющие распределение нагрузки между витками. Если высота гайки превышена, это не оказывает положительного эффекта на соединение. Резьбовая прочность ограничена несущей способностью стержня и она не увеличивается. При необходимости обратитесь к специалистам, чтобы рассчитать подходящие показатели прочности и выбрать нужные метизы для соединения трубопроводов.

Изменения соотношения механических показателей между материалами крепежных изделий значительно влияет на возникающую деформацию, а также разрушение резьбовых витков. При разных отношениях ов, б/ов, г отличается несущая способность, даже если упругость при этом остается одинаковой.

Практические исследования прочности на примере шпилек показали, что при увеличении прочностных характеристик с 740 до 1660 МПа характеристики несущей способности возросли почти в 2 раза. Дело в том, что в данных условиях улучшаются условия для появления резьбовой деформации, поскольку нагрузка по прежнему смещается к основанию. Рекомендуется учитывать это на этапах проектирования, производства конструкции (для литых, кованых, штампованных корпусов, изготовленных из пластичных сплавов).

О прочности шайб

Свойства данных элементов не определяются прочностью на разрыв и текучесть, так как их основная задача – равномерное распределение нагрузки на опорную поверхность. Аналогом прочности является их твердость – значение может находиться в диапазоне от 35 до 45 HRC. Назначение элементов определяется материалом изготовления и защитным покрытием. Элементы без покрытия применяются в местах, где нет воздействия влаги, цинковое или оксидированное покрытие дает возможность использовать крепеж на улице без угрозы образования коррозии.

Маркировка

В соответствии с ГОСТ 1759.0-87 (СТ СЭВ 4203-83) на каждый болт ставится знак класса прочности и клеймо изготовителя. В зависимости от размера болта их наносят на торцевую или боковую поверхность головки. Также производитель может указать дополнительные характеристики крепежа. Пример показан на рисунке.

markirovka

1 (буква D) – клеймо или товарный знак изготовителя.

2 (11.14) – числовое значение указывает на номер плавки.

3 (10.9) – класс прочности шестигранных болтов. Если не указан, значит, он меньше 6.

4 (S) – болт имеет шестигранную головку, которая превышает стандартный размер.

5 (ХЛ) – климатическое исполнение: ХЛ – для холодного климата до -65 °С; У – для умеренного климата до -40 °С.

Обратите внимание! В статье приводится маркировка болтов по ГОСТ. Существуют международные стандарты, например DIN или ISO. Не стоит пугаться, если на крепеж нанесены другие обозначения.

Надеемся, наша шпаргалка и таблица классов прочности болтов поможет вам с выбором. Подобрать крепеж можно на этой странице. Если остались вопросы, звоните нашему менеджеру – он вас проконсультирует.

Срез витков крепежных изделий

При ов, б/ов, г наблюдается разрушение соединения по причине пластического изгиба витков или смятия. Во многих случаях возникает полное выламывание части соединяемой конструкции. При этом несущая способность значительно увеличена по сравнению с разрушением от среза.

Исследования показывают, что пластические деформации изделий появляются в условиях воздействия от 40% разрушающих напряжений. Интенсивность возрастает при возникновении напряжений 0,7…0,9. Изменения происходят достаточно резко, при этом значительно увеличивается температура соединения до 60°С.

В случае использования разных материалов для основания и метизов, несущая способность резьбовой части увеличивается за счет повышения показателей прочности материала шпилек.

Маркировка элементов из нержавеющей стали

Отдельно следует сказать о крепеже, изготовленном из нержавеющей стали. У него особая маркировка. Например, А2-70, где А-2 – это марка стали, 70 – предел прочности. Чтобы вычислить предел прочности, необходимо указанное значение умножить на 10: получим 700 МПа (что соответствует классу прочности крепежа из углеродистой стали 5.6).

Надеемся, что данная статья будет полезна при выборе крепежных изделий для конкретного вида работ. Вы сможете определить, подходит ли метрический крепеж под нагрузку и тип конструкции. Заказать болты, винты, шпильки, гайки и шайбы вы можете в нашем интернет-магазине. Выбрать подходящие элементы легко – в карточках товаров дана подробная информация о каждом из них.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Классы прочности болтов по ГОСТу: особенности и маркировка

Содержание

Классы прочности нержавеющего крепежа. Высокопрочный нержавеющий крепеж

фото Классы прочности нержавеющего крепежа. Высокопрочный нержавеющий крепеж

Сооружения, механизмы, морской и речной транспорт, приборы и оборудование, предназначенные для эксплуатации в условиях с повышенной агрессией окружающей среды требуют использования материалов и крепежа с высокой прочностью и стойкостью к коррозии. Для этой цели наиболее подходящими являются метизы из нержавеющей аустенитной стали по ГОСТ Р ИСО 3506-1-2009.

Антикоррозийные свойства сплава объясняются его особым химическим составом.

Аустенитная структура материала сохраняется в процессе выплавки и отпуска благодаря минимальному количеству углерода в исходном сырье и присутствию легирующих добавок. Основная доля приходится на хром (свыше 15%) и никель (более 8%).

Хром способствует повышению стойкости против коррозии, никель – улучшению пластических свойств.

Шпилька резьбовая как незаменимый тип крепежного элемента

шпилька резьбовая

Мы более 20 лет профессионально вовлечены в проектирование и производство высококачественного крепежа и метизов, которые сегодня на постоянной основе востребованы на более чем 100 предприятиях России, СНГ и ближнего зарубежья.

Задайте вопрос или запросите стоимость продукции

Содержание:

  1. 1. Прочность стального крепежа
  2. 2. Классы прочности гаек
  3. 3. О прочности шайб
  4. 4. Маркировка элементов из нержавеющей стали

Типы болтов

У этих метизов есть несколько классификаций по разным параметрам. Например, в зависимости от формы головки они бывают универсальные (с шестигранной головкой), анкерные, рым-болты и др. По форме стержня крепеж тоже различается: резьба наносится на весь стержень или занимает только часть. Сама резьба в соответствии с ГОСТ 27017-86 может быть метрической, шурупной, самонарезающей или конической.

В зависимости от назначения болты делятся на несколько видов: лемешные для сельскохозяйственной техники; мебельные, с гладкой ровной головкой, которая не выступает на поверхности мебели; дорожные для монтажа ограждений и фиксации металлических, деревянных или пластиковых конструкций; машиностроительные для соединения запчастей транспортных средств, обладают особой прочностью и стойкостью к изменениям от воздействия агрессивной внешней среды; фундаментные служат для крепления оборудования к фундаменту, имеют специальную форму головки; путевые соединяют части рельс.

Обратите внимание! Не существует универсальных болтов, которые подойдут для любой задачи. Для каждой нужно выбирать крепеж в соответствии с его классом прочности. Именно класс прочности болта влияет на безопасность конструкций, разрушение которых может привести к гибели людей.

Класс прочности – это наиболее важная характеристика для крепежа. Определяет устойчивость болтов к механическим воздействиям и показывает предел прочности на разрыв. Остановимся на ней подробнее.

bolty2

Классификация нержавеющего крепежа по прочностным показателям

Согласно ГОСТ у все аустенитные стали разделены на три класса по прочности на растяжение:

  • самый низкий класс 50 присвоен закаленной нержавеющей стали;
  • к классу 70 относится холоднодеформированная сталь марки А2 ;
  • класс 80 – это также сталь, полученная способом холодной деформации, содержащая, кроме хрома и никеля, молибден.

Стандарт предписывает обозначать марку стали и показатель прочности через дефис:

  • А1-50 – это мягкий металл, наделенный границей крепости при разрыве ≤500 Н/мм 2 или 500 МПа;
  • А2 -70 – холоднотянутая нержавеющая сталь, имеющая величину прочности на разрыв ≤ 700 Н/мм 2 или 700 МПа;
  • А4 -80 – высокопрочный сплав с границей крепости при разрыве ≤ 800 Н/мм 2 или 800 МПа.

Обозначение должно наноситься на оголовок крепежного изделия рядом либо параллельно с клеймом завода-производителя. Маркировка шпилек выполняется на гладком участке или в торце. Некоторые изготовители практикуют дополнительную цветовую кодировку класса стали. Для А2 принят зеленый тон, для А4 – красный.

Важность правильного выбора крепежа

Болты, выпускаемые современной промышленностью, могут значительно отличаться по классам своей прочности, что зависит преимущественно от марки стали, которая была использована для их изготовления. Именно поэтому выбирать болты, соответствующие тому или иному классу, следует исходя из того, для решения каких задач их планируется использовать.

К примеру, для соединения элементов легкой ненагруженной конструкции подойдут болты более низкого класса прочности, а для крепления ответственных конструкций, эксплуатирующихся под значительными нагрузками, необходимы высокопрочные изделия. Наиболее примечательными из таких конструкций являются башенные и козловые краны, соответственно, болты, отличающиеся самой высокой прочностью, стали называть «крановыми». Характеристики таких крепежных элементов, используемых для соединения элементов самых ответственных конструкций, регламентируются требованиями ГОСТ 7817-70. Такие болты делают из высокопрочных сортов стали, что также оговаривается в нормативном документе.

Крепежные элементы, как известно, бывают нескольких видов: болты, гайки, винты, шпильки. Каждое из таких изделий имеет свое назначение. Для их изготовления используются стали разных классов прочности. Соответственно, будет различаться и маркировка болтов, а также крепежных элементов других типов.

Типы шпилек резьбовых, названия и определения

Шпилька представляет собой резьбовой крепежный элемент круглого сечения с продольной осью симметрии. Резьба может быть нанесена как быстрым методом прокатки на вальцах (т.н. резьбонакатка), так и более медленно, но значительно более точно – методом точения на станке.

Резьбовая зона контакта может покрывать все изделие целиком (полнорезьбовая шпилька), так и быть нанесена по концам изделия (т.н. штанга для гладких сквозных или глухих отверстий, в России нормируется по ГОСТ 22042-76).

шпилька полнорезьбовая

шпильки запрессовочные и приварные

Этимология слова

Интересно происхождение слова «шпилька». Оно восходит к польскому термину «szpilka», от которого, в свою очередь берет начало древненемецкое слово «Spille», что значит «иголка».

Связь с крепежным элементом, по-видимому, обусловлена сходством форм этих изделий, оба из которых представляют собой вытянутые, длинные объекты. Кстати, от этого же слова происходит «шпиль», например, церковный или вышечный.

Прочность стального крепежа

Все элементы с наружной метрической резьбой, такие как болты, винты, шпильки, различаются по классу прочности в пределах от 3.6 до 12.9. Это значение содержится в маркировке и обычно наносится на головку крепежа. Чем оно выше, тем прочнее крепеж.

bolt

Рассмотрим пример. На крепеже есть маркировка 8.8. Первое число показывает предел прочности на разрыв и определяет номинальное временное сопротивление (измеряется в Н/кв.мм). Чтобы узнать, соответствует ли крепежный элемент оказываемой на него нагрузке, необходимо 8 умножить на 100 – получим 800 (Н/кв.мм). Это минимальный предел прочности. Если нагрузка ниже данного значения, элемент выдержит. Второе число обозначает предел текучести, то есть натяжения, ведущего к пластической деформации крепежа. Определяется следующим образом: минимальный предел прочности умножается на соотношение второго числа, деленного на 10. Получим: 400х0,8 = 320 (Н/кв.мм). Если нагрузка будет превышать данное значение, начнется необратимое изменение формы и структуры элемента – он начнет течь, то есть деформироваться.

На заметку: предел прочности и текучести может обозначаться не только в ньютонах на квадратный миллиметр (Н/кв.мм), но и в мегапаскалях (МПа).

Есть условное разграничение метрического крепежа в зависимости от назначения.

  • Для малонагруженных соединений подходят изделия с классом прочности 4.8 и 5.8. Такие элементы изготавливаются из конструкционной углеродистой стали (марки 10 и 20).
  • Для ответственных нагруженных соединений предназначен крепеж с маркировкой 8.8. Это один из наиболее распространенных видов изделий, производится из закаленной стали (марки 35 и 20Г2Р).
  • Для особо тяжелых конструкций служат элементы классом прочности в 10,9 и 12,9. Это наиболее прочный крепеж, который способен выдерживать многократные циклы монтажа/демонтажа. Причем может иметь меньшие размеры, чем изделия низших классов прочности. Изготавливается из легированной стали (марки 40Х и 20Г2Р).

На заметку: при определении расчетной нагрузки на метрический крепеж необходимо заложить запас прочности, чтобы соединение было максимально надежным.

Класс прочности гаек

Внимание! Класс прочности гаек маркируется только начиная с 8 класса прочности!
Гайки класс прочности 5.8 по ГОСТ
Гайка ГОСТ 5915, ГОСТ 5927, ГОСТ 15526 (класс прочности 6.0)

Гайки класс прочности 5.8 по DIN
DIN934

Гайки класс прочности 8.8 по ГОСТ
ГОСТ 5915, ГОСТ 5927,

Гайки класс прочности 8.0 по DIN
DIN 934

Гайки класс прочности 10.9, 11.0 ХЛ по ГОСТ
ГОСТ Р52645-2006, ГОСТ 22354-77

Физико-механические свойства высокопрочного крепежа из аустенитных сплавов

Важнейшие механические характеристики аустенитных (нержавеющих) сплавов:

Какие механические характеристики имеют метизы (в частности болты) из стали марок А2 и А4 в зависимости от класса прочности показано в следующей таблице:

Если сравнивать механические качества болтов из нержавеющей стали с углеродистыми метизами, то картина будет примерно такая:

Отсюда понятно, что при близких прочих величинах, граница текучести у антикоррозионных сталей ниже. Значит их пластичность выше, поэтому нержавеющие болты либо шпильки не крошатся при увеличении размера предельно возможного затяжного усилия, а также при возникновении изгибающего давления сбоку. Завышенные нагрузки обычно приводят к поломке крепежа из обычной стали, тогда как у аустенитного изделия, в крайнем случае, только сорвется резьба.

Назначение и области применения резьбовых элементов шпилечного типа

Основным назначением шпилек является обеспечение надежного резьбового соединения конструкций, узлов, агрегатов или элементов машин, нередко располагающихся на значительном удалении друг от друга – до 3 метров и более.

Шпилечный крепеж незаменим во фланцевых соединениях, являющихся «уязвимыми» точками теплоэнергетического оборудования – запорные клапана, паровые и водогрейные котлы, топки, нагреватели, турбинные установки, системы отопления.

фланцевое соединение

Читайте подробнее о фланцевом крепеже на соответствующей странице.

Зачастую без шпильки невозможно осуществление крепления агрегатов в автомобильной, тракторной и иной моторной технике, в авиа- и судостроении, возведении мостов и переправ, шахтных выработок, тоннелей и прочих ответственных – надземных и подземных – конструкций.

Механические свойства

Чтобы правильно подобрать крепеж, нужно не только ориентироваться на класс прочности, но и знать, какие характеристики за ним скрываются. От этого зависит назначение метиза. Например, болты низкой прочности класса до 6.6 подойдут для монтажа козырька надо крыльцом. Класс прочности высокопрочных болтов – от 6.6 до 12.9. Их используют при строительстве кранов, мостов, зданий, транспорта, железнодорожных путей. Это же значение определяет, может ли на крепеж прилагаться несущая силовая нагрузка.

В таблице ниже мы приведем класс прочности болтов. Расшифровка терминов до таблицы поможет вам сориентироваться в свойствах крепежа по ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898/1-78).

  • Временное сопротивление – это предел прочности болта, максимальная сила, которая может быть к нему приложена. При достижении критического параметра крепеж разрушится. Это действует для любого вида механической силы: сжатия, изгиба, скручивания, растяжения.
  • Твердость по Виккерсу – это отношение нагрузки вдавливания четырехгранной алмазной пирамиды противоположным углом к площади поверхности того предмета, на который воздействует сила. Простыми словами, это значение определяет, насколько устойчив болт к деформации от удара/соприкосновения с другим предметом.
  • Предел текучести – это максимальная рабочая нагрузка на болт. Если будет достигнута, начнется необратимая деформация без увеличения нагрузки (можно сказать, саморазрушение). При расчетах нагрузки следует выбирать болты, которые превышают необходимые требования вдвое.

Механические свойства болтов в зависимости от класса прочности

Класс прочности Временное сопротивление, МПа Твердость по Виккерсу, HV Предел текучести, МПа
3.6 300 – 330 95 – 250 180 – 190
4.6 400 – 400 120 – 250 240
4.8 400 – 420 130 – 250 320 – 340
5.6 500 155 – 250 300
5.8 500 – 520 160 – 250 400 – 420
6.6 600 190 – 250 360 – 480
6.8 600 190 – 250 640
8.8 800 – 830 250 – 335 640 – 660
9.8 900 290 – 360 720
10.9 1000 – 1040 320 – 380 900 – 940
12.9 1200 – 1220 385 – 435 1080 – 1100

Зная класс прочности, можно рассчитать среднее временное сопротивление самостоятельно. Для этого умножьте первую цифру класса прочности на 100. Например, для болта 6.6 это значение будет 600. Также можно рассчитать предел текучести, умножив временное сопротивление на вторую цифру класса прочности и поделив полученный результат на 10. Для того же болта 6.6 это будет выглядеть так: 600×6÷10 = 360.

Расчетная формула для установления нагрузки

Рассчитать предельно возможную нагрузку на метизы из нержавейки можно на основании прочностных показателей, используя следующую формулу. В качестве образца используется болт М12. А2 -70.

Np 0.2 = As * Rp0.2 = 84.3 * 450 = 37935 Н, здесь:

As – размер площади сечения болта М12 (по ГОСТ Р ИСО 3506-1-2009);

Rp0.2 – предел текучести.

Далее, полученный результат нужно разделить на 20, чтобы получить размер рабочего усилия для этого болта: 37935/20=1896 кг. Но для обеспечения безопасности при работе с крепежом данного типа надежнее делить на 30.

Класс прочности – это одна из узловых характеристик нержавеющего сплава. Ее непременно надлежит учитывать при определении расчетных усилий на болтовой крепежный узел.

Маркировка болтов по классу их прочности

Система маркировки болтов, значение которой можно посмотреть в специальных таблицах, чтобы определить, какой именно тип крепежа вам подойдет, разработана Международной организацией по стандартизации (ISO). Все стандарты, разработанные в советское время, а также современные российские нормативные документы, основываются на принципах данной системы.

Обязательной маркировке подлежат болты и винты, диаметр которых составляет более 6 мм. На крепежные изделия меньшего диаметра маркировка наносится по желанию производителя.

Маркировка не наносится на винты, имеющие крестообразный или прямой шлиц, а изделия, имеющие шестигранный шлиц и любую форму головки, маркируются обязательно.

Не подлежат обязательной маркировке также нештампованные болты и винты, которые изготовлены точением или резанием. Маркировка на такие изделия наносится только в том случае, когда этого требует заказчик подобной продукции.

Стандартное расположение маркировки на болтах

Стандартное расположение маркировки на болтах

Местом, на которое наносится маркировка болта или винта, является торцевая или боковая часть их головки. В том случае, если для этой цели выбрана боковая часть крепежного изделия, маркировка должна наноситься углубленными знаками. Выпуклая маркировка по высоте не должна превышать:

  • 0,1 мм – для болтов и винтов, диаметр резьбы которых не превышает 8 мм;
  • 0,2 мм – для крепежных изделий, диаметр резьбы которых находится в интервале 8–12 мм;
  • 0,3 мм – для болтов и винтов с диаметром резьбы больше 12 мм.

Геометрию различных видов резьбового крепежа регламентируют отдельные ГОСТы. В качестве примера можно рассмотреть изделия, выпускаемые по ГОСТ 7798-70. Такие болты с головкой шестигранного типа, относящиеся к категории изделий нормальной точности, активно используются в различных сферах деятельности.

ГОСТ 7798-70 стр.1ГОСТ 7798-70 стр.2ГОСТ 7798-70 стр.3ГОСТ 7798-70 стр.4
ГОСТ 7798-70 стр.5ГОСТ 7798-70 стр.6ГОСТ 7798-70 стр.7ГОСТ 7798-70 стр.8
ГОСТ 7798-70 стр.9ГОСТ 7798-70 стр.10ГОСТ 7798-70 стр.11ГОСТ 7798-70 стр.12

Классификация стандартов шпилек по различным технологическим аспектам

Шпильки ГОСТ, ОСТ – Россия и некоторые страны СНГ

В России и некоторых странах СНГ – участницах бывшего СССР (к примеру, Казахстан, Грузия, Беларусь) – это, традиционно, ГОСТы и ОСТы, (ГОСТом называется широкий межгосударственный стандарт, ОСТом – отраслевой).

Среди наиболее значимых ГОСТов – щепетильно учитываемых на нашем предприятии – следует отметить следующие нормативы: 11371 78 (шайбы), 9066 75 (стержни фланцевые, с температурой рабочих сред от 0 до 650 ℃), 22042 76 (для деталей с гладкими отверстиями), 22038 76 (с ввинчиваемым концом длиной 2d), 22036 76 (с ввинчиваемым концом длиной 1,6d), 22034 76 (с ввинчиваемым концом длиной 1,25d), 24705 2004 (резьба метрическая), 19256 73 (стержни под накатывание метрической резьбы), 24379.1 80 (болты фундаментные) и некоторые второстепенные.

DIN 975 и 976 – Deutsches Institut für Normung (Немецкий Институт Стандартизации)

штаб-квартира DIN в берлине

  • DIN 975 нормирует шпилечные изделия (англ. Threaded Rod) с крупной и мелкой метрической резьбой в диапазоне значений от M2 до M52. Классы прочности штанг 4.6 или 5.6. Тип контактных концов может варьировать от производителя к производителю, (но в рамках стандарта DIN 267). В целом, стандарт на шпильки DIN 975 позволяет изготавливать крепеж индивидуально, отталкиваясь от специфических требований Заказчика / Потребителя.
  • Полнорезьбовая шпилька DIN 976. Диапазон длин – от 25 миллиметров до 5 метров, включая размерности в 1000, 2000 и 3000 миллиметров. Штанги ДИН 976 предназначены для операций стягивания с использованием гаек. Материалы исполнения – латунь, нержавеющая сталь A2 и A4, углеродистые марки.

ISO – International Standard Organization

Затрагивая стандартизацию, нельзя не упомянуть и международный комитет ISO, который также занимается внедрением стандартов по всему миру, (включая Австралию, Океанию и обе Америки). Впрочем, в разрезе обозрения штанговой продукции с резьбой следует отметить лишь несколько ключевых стандартов ISO, распространяющихся на данный (и сопутствующие) типы метизов – это ISO 2339 (штифты конические), 13918 (для дуговой сварки), ISO 7089 (плоские шайбы), 7090 (шайбы плоские с фаской).

Являясь полноцикловым производителем с собственными современными линиями, «Ижснабметиз» предлагает к изготовлению шпильки по ГОСТ, DIN и ISO, а также соответствующие гайки, шайбы, стопорные кольца и любой другой крепеж, в том числе, высокопрочный, жаропрочный, усиленный, а также производство метизов в рамках индивидуального Заказа по Вашим чертежам.

Маркировка

В соответствии с ГОСТ 1759.0-87 (СТ СЭВ 4203-83) на каждый болт ставится знак класса прочности и клеймо изготовителя. В зависимости от размера болта их наносят на торцевую или боковую поверхность головки. Также производитель может указать дополнительные характеристики крепежа. Пример показан на рисунке.

markirovka

1 (буква D) – клеймо или товарный знак изготовителя.

2 (11.14) – числовое значение указывает на номер плавки.

3 (10.9) – класс прочности шестигранных болтов. Если не указан, значит, он меньше 6.

4 (S) – болт имеет шестигранную головку, которая превышает стандартный размер.

5 (ХЛ) – климатическое исполнение: ХЛ – для холодного климата до -65 °С; У – для умеренного климата до -40 °С.

Обратите внимание! В статье приводится маркировка болтов по ГОСТ. Существуют международные стандарты, например DIN или ISO. Не стоит пугаться, если на крепеж нанесены другие обозначения.

Надеемся, наша шпаргалка и таблица классов прочности болтов поможет вам с выбором. Подобрать крепеж можно на этой странице. Если остались вопросы, звоните нашему менеджеру – он вас проконсультирует.

Особенности соединения с помощью резьбы

  1. Надежность за счет использования специальной метрической резьбы и универсальности профиля. Многочисленные исследования подтверждают, что при правильно выбранном классе прочности болта, а также моменте затяжки такое соединение выдерживает большие нагрузки, а также надежно защищено от самооткручивания.
  2. Выдерживание поперечных и осевых нагрузок. Изготовленные из специальных марок стали, болты хорошо противодействуют нагрузкам в любом направлении.
  3. Несложный монтаж и демонтаж конструкций. Несмотря на то, что спустя некоторое время открутить резьбовое соединение бывает непросто (из-за коррозии металла), с помощью специальных растворителей это сделать вполне реально.
  4. Небольшая стоимость работ, которая значительно ниже затрат на сварку. Многие конструкции возводятся сегодня с использованием болтов, поскольку это требует меньше времени и сил.

Нужно отметить, что небольшим недостатком резьбового соединения можно считать сильную концентрацию напряжения в месте впадины профиля самой резьбы. По этой причине маркировка болта должна быть подобрана правильно, в точном соответствии с нагрузкой, которую испытывает деталь. Это позволит уменьшить риск как самооткручивания при слабой затяжке, так и разрыва гайки / срезания резьбы вследствие экстремального напряжения.

Болт лемешный с потайной головкой

Болт лемешный с потайной головкой

Маркировка элементов из нержавеющей стали

Отдельно следует сказать о крепеже, изготовленном из нержавеющей стали. У него особая маркировка. Например, А2-70, где А-2 – это марка стали, 70 – предел прочности. Чтобы вычислить предел прочности, необходимо указанное значение умножить на 10: получим 700 МПа (что соответствует классу прочности крепежа из углеродистой стали 5.6).

Надеемся, что данная статья будет полезна при выборе крепежных изделий для конкретного вида работ. Вы сможете определить, подходит ли метрический крепеж под нагрузку и тип конструкции. Заказать болты, винты, шпильки, гайки и шайбы вы можете в нашем интернет-магазине. Выбрать подходящие элементы легко – в карточках товаров дана подробная информация о каждом из них.

Виды резьбового крепления

Для выполнения резьбового соединения нужны как минимум две детали, одна из которых имеет наружную, а другая – внутреннюю резьбу. Существует несколько конструкционных разновидностей резьбы.

В соединяемых деталях сверлятся сквозные отверстия, после чего вовнутрь вставляется болт, который затягивается с другой стороны гайкой.

В таком типе соединения роль гайки выполняет сама деталь, в которой предварительно высверливается отверстие, затем наносится резьба, после чего с помощью болта или винта крепится другая деталь. Если применять саморезы, то сверлить предварительное отверстие не обязательно, поскольку деталь при закручивании сама автоматически делает резьбу.

С помощью шпилек

Один конец такой шпильки вворачивается в узловую деталь, а на второй специальным образом накручивается подходящая гайка.

Шпилька с ввинчиваемым концом

Шпилька с ввинчиваемым концом

Как правильно затягивать и откручивать болт

Чаще всего при затяжке болтовых соединений на различных конструкциях в домашнем хозяйстве используются обычные гаечные ключи – торцевые, рожковые и накидные. Однако в таком случае точно определить момент затяжки тяжело, поэтому в промышленном производстве и ремонтных мастерских опытные слесари применяют специальные динамометрические ключи или пневматические гайковерты, главное достоинство которых – возможность выставлять требуемый уровень затяжки, зависящий от типа механизма.

Чтобы открутить болт, используют те же самые ключи, однако в старых конструкциях чаще всего болты сильно «прикипают» к гайке из-за коррозии. Для безопасного откручивания применяют несколько простых способов:

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации