Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Грузовые автомобили СССР

Первый грузовой автомобиль в СССР – АМО-Ф-15, был выпущен на заводе Акционерного московского общества. Прототип – итальянский «Фиат» (мотор –30 л.с., г/п – 1,4 т).

Разработка своего варианта велась с января 1924 года. Первая машина собрана 1 ноября.

Новые решения:

  • увеличен клиренс (до 225 мм);
  • мощность двигателя увеличена на 17%;
  • колёса – штампованные, дисковые.

За 7 лет произведено 6285 автомобилей.

С конца 1930 года начался выпуск АМО-2 (г/п 2,5 т, мотор – 60 л.с.) из агрегатов, поставленных из США. Через год, с переходом на отечественные детали, название изменилось на АМО-3.

Грузовик АМО-Ф-15

Грузовик АМО-Ф-15

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь несение тяжелых надстроек и мощных артиллерийских систем.

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Артиллерийские установки на автомобилях ЯГ-10 во время парада 7 ноября 1940 года (кинокадр)

Д ействительно, об их военном применении сказать было бы совсем нечего, если бы не богатая родословная этого предприятия и… единственный уникальный автомобиль, неожиданно завоевавший лавры одного из первых в мире полноприводных четырехосных грузовиков.

Второй в мире четырехосный полноприводный грузовик ЯГ-12 революционной конструкции

Второй в мире четырехосный полноприводный грузовик ЯГ-12 революционной конструкции

Решение о строительстве в Ярославле завода для сборки легких машин британской компании Crossley было принято в разгар Первой мировой войны. В 1917-м в его недостроенных цехах начали изготовлять кабины и кузова для грузовиков FIAT-15 Ter, которые собирал завод АМО, а затем перевели на ремонт грузовиков White. Когда же в Москве начался выпуск грузовичков АМО-Ф-15, в Ярославле решили создать собственный вариант, приняв за основу отремонтированный Уайт-АМО.

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Первый советский тяжелый грузовой автомобиль Ярославского автозавода

Культовые советские грузовики

Автомобильные грузовые перевозки — важнейший фактор успешного развития экономики страны. Без них уже невозможно представить перевозку грузов между городами и странами. По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 января 2018 года, в России насчитывается около 3.73 миллионов грузовиков. С чего же всё начиналось?

ГАЗ-АА

Знаменитая «полуторка» – ГАЗ-АА сошла с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года. База – американский грузовик «Форд». С 1938 года – двигатель ГАЗ-ММ (50 л.с.). Были улучшены: рулевое управление, подвеска, кардан. Стартёр отличался ненадёжностью, поэтому грузовик чаще заводился рукояткой.

До 1950 года выпущено более 1 млн. экземпляров.

ГАЗ АА полуторка

ГАЗ АА «Полуторка»

Автомобили первого поколения

Так в ноябре 1925-го появился второй советский грузовик Я-3 с 30-сильным мотором и открытой кабиной из отлакированного дуба с обивкой сидений натуральной кожей. В том же году трехтонку Я-3 приняли на вооружение Красной армии для доставки личного состава и буксировки легких пушек. На ее тяжеловесность, тихоходность, трудности управления и сильный шум при движении внимания тогда не обращали.

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Трехтонный бортовой грузовик Я-3 — транспортная опора Красной армии

Первым ярославским грузовиком, которому в конце 1920-х доверили перевозку в кузове гаубицы калибра 122 мм, стал вариант Я-4 с немецким 54-сильным двигателем и вакуумным усилителем привода задних тормозов фирмы Bosch.

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства Четырехтонный автомобиль Я-4 с основными немецкими агрегатами «Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства На военном параде в Москве грузовики Я-4 с возимыми 122-мм гаубицами

С появлением облегченной и более мощной пятитонной машины Я-5 с американским мотором Hercules в 93,5 л.с. и новой закрытой кабиной возможности применения таких грузовиков в РККА существенно расширились. В 1932-м для бронетанковых и авиационных подразделений на этом шасси создали вместительные топливозаправщики, а грузовики с обычными бортовыми платформами служили для несения 122-мм пушек.

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства Многоцелевой грузовой автомобиль Я-5 с американскими агрегатами «Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства Штатный топливозаправщик бронетанковых частей РККА на базе Я-5

Для инженерных войск на автомобилях Я-5 монтировали специальные кузова пониженного расположения с откидными бортами, надколесными нишами, боковыми инструментальными ящиками и продольными подножками. Их удлиненные версии на автобусном шасси Я-6 применяли для установки зенитных прожекторов и звукоулавливателей.

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства Специальный вариант грузовика Я-5 с пониженной грузовой платформой «Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства Автомобиль инженерных войск на длиннобазном автобусном шасси Я-6

В 1934 году, с огромным отставанием от других подобных разработок, на укороченном шасси снятого с производства грузовика Я-5 собрали полугусеничный артиллерийский тягач ЯСП с движителями от французской машины SOMUA с передними ведущими зубчатыми колесами. Он мог буксировать прицепы и орудия массой до семи тонн, но к тому времени уже представлял собой исторический анахронизм.

«Наш ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Полугусеничный артиллерийский тягач ЯСП на базе Я-5 (из архива М. Соколова)

Первый грузовик из XIX века

Первым в мире грузовым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания можно считать машину, построенную в 1896 году на предприятии Готлиба Даймлера. Пионером российского грузового автомобилестроения стала модель, выпущенная на фабрике Петра Фрезе в 1901 году. И только в 1923 году известный изобретатель Карл Бенц создал первую грузовую машину с дизельным двигателем.

Грузовиками собственной разработки Российская империя могла обеспечить потребность рынка не более чем на 2%. На российских дорогах доминировали французские, английские, немецкие и американские марки. Большинство из этих машин собирали у нас — в те времена, как и сейчас, широко применяли «отвёрточное» производство.

Первый российский грузовик фото

Несмотря на рост количества грузовых автомобилей в стране и расширение области их применения, использование машин было крайне ограничено. До 1921 года грузовики работали не больше 10 дней в месяц, при этом их грузоподъёмность использовалась на 35%, для обслуживания одной машины нужно было пять человек. Особенно тяжело было с ремонтом автомобилей, так как ещё не было специализированных мастерских с квалифицированным персоналом.

ЗИС-5

Легендарный ЗИС-5 («Захар») стал модернизацией грузовиков АМО. Серийный выпуск на Заводе имени Сталина начался в октябре1933 года.

Мощность мотора возросла до 73 л.с., г/п – до 3 т. Привод тормозов – механический. В то же время, имелись: электростартер, бензонасос диафрагменного типа.

Имел более 30 модификаций. Широко использовался во время войны. Поставлялся на экспорт почти в полтора десятка стран. Произведено более полумиллиона машин.

Грузовик ЗИС-5

Грузовик ЗИС-5

ГАЗ-51

Война перенесла запуск в серию новой разработки Горьковского Автозавода на 1946 год. Конструкторы применили опыт эксплуатации техники в военное время, изучили лучшие качества грузовиков, поставлявшихся по ленд-лизу. Это позволило намного превзойти предшественников (ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ).

ГАЗ-АА — «Полуторка»

«Полуторка» — легендарная машина Горьковского автомобильного завода. Первые ГАЗ-АА построили на базе американского Ford Model AA образца 1930 года. Но после ряда модернизаций грузовик фактически стал самостоятельной отечественной машиной. Перед запуском в производство инженеры подготовили собственную техническую документацию, переработали конструкцию некоторых узлов. Первый серийный НАЗ-АА выехал с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Аббревиатуру НАЗ-АА имели первые «полуторки», аббревиатура ГАЗ появилась позднее.

ГАЗ-АА фото

Прозвище «Полуторка» автомобиль получил из-за своей грузоподъёмности в 1,5 тонны. На машину устанавливали двигатель объёмом 3.2 литра, мощностью 42 л.с. Расход топлива — 20 литров на 100 км, максимальная скорость — 70 км/ч. Свои лучшие качества — простоту, надёжность и неприхотливость — грузовик проявил во время Великой Отечественной войны. Кстати, тогда машины претерпела серьёзные изменения — модель упростили, чтобы увеличить количество выпускаемых машин. С машины убрали правую фару, зеркала заднего вида, бампер, глушитель, а также передние тормоза. Кабину стали делать из досок и фанеры, передние крылья сложной формы заменили на простые, вместо водительского сиденья появилась «скамейка» из дерева. На некоторых моделях вместо дверей были куски брезента. Такая машина получила название ГАЗ-ММ-В (военная модификация).

ГАЗ-ММ-В фото

ГАЗ-АА выпускался в 1932 — 1950 годы и стал в итоге одним из самых массовых грузовых автомобилей в истории СССР — с конвейера сошли почти 1 млн машин.

Двигатель получил ряд прогрессивных новинок:

  • смазка подшипников под давлением;
  • сменные вкладыши, хромированные кольца;
  • масляный радиатор;
  • принудительная циркуляция жидкости в системе охлаждения;
  • предпусковой подогреватель.

Автомобиль получился надёжный, неприхотливый. Легко справлялся с нагрузкой (2,5 т). Модификаций – более 20. Поставлялся за рубеж, выпускался в Польше, Северной Корее, Китае. Выпущено в СССР до 1975 года около 3,5 млн. грузовиков.

Грузовик ГАЗ-51

Грузовик ГАЗ-51

ЗиС-5 — «Трехтонка»

Грузовой автомобиль ЗИС-5 (он же АМО-5) получил прозвище «Трёхтонка» за свою грузоподъёмность в 3 тонны. Модель выпускали с 1933 по 1958 год на Заводе имени И. В. Сталина (ЗИС). Он считается вторым по распространённости грузовиком в 1930-40-х годах и одним из основных грузовых автомобилей наших войск во время Великой Отечественной войны.

ЗиС-5 фото

Во время войны его упрощённую модификацию выпускали заводы ЗИС, УльЗИС и УралЗИС. Эти машины, как и «полуторка», были с деревянной кабиной, одной фарой и без передних тормозов. На машину устанавливали рядный шестицилиндровый бензиновый мотор объемом 5,5 литра, с мощностью 73 лошадиные силы, с четырехступенчатой коробкой передач.

ЗИС-5 стал первым грузовым автомобилем советского производства, который отправляли на экспорт. Так, в 1934 году партию из 100 машин продали в Турцию.

ЗИС-5 фото

После войны начался выпуск модели ЗИС-50. Машину оснастили новым, более мощным мотором в 80 л.с. ЗИС-50 расходовал порядка 30 литров бензина на 100 км.

За все время существования ЗИС-5 выпустили 25 его модификаций под разные нужды. Но в 1958 году модель сняли с производства.

ЗИС-150/ЗИЛ-150

База – ЗИС-15. Модель пошла в серию в апреле 1948 года.

Основные параметры:

  • мотор – 90 л.с.;
  • грузоподъёмность – 4 т;
  • 5-ступенчатая КПП;
  • привод тормозов – пневматический.

Усовершенствовались мотор, карбюратор и впускной коллектор. С июля 1957 года – ЗИЛ-150.

Выпускался на нескольких предприятиях. Модификаций – более 10. До октября 1957 года выпущено около 780 тысяч машин.

Грузовик ЗИЛ-150

Грузовик ЗИЛ-150

ЗИЛ-130 — главный грузовик советских дорог

Легендарный 130-й и сейчас можно встретить на наших дорогах. ЗИЛ-130 стал одним из самых массовых советских грузовых автомобилей. Благодаря своей универсальности использовался как в народном хозяйстве, так и в армии. На его базе выпускали самосвалы, тягачи, пожарные и снегоуборочные авто, мусоровозы и множество других модификаций. Машина с грузоподъёмностью 5–6 тонн заняла нишу между лёгкими грузовиками ГАЗ-53 и более тяжёлым МАЗ-500.

ЗИЛ-130 фото

Впервые проект машины показали в 1956 году, но первый серийный автомобиль сошёл с конвейера в 1962 году, а уже в 1974 выпустили миллионный грузовик. В 1982 году с конвейера сошёл двухмиллионный ЗИЛ-130. Машину официально сняли с производства в 1994 году, к этому времени автозавод ЗИЛ выпустил 3 366 503 машины. Но про легендарный 130-й не забыли — с 1995 по 2014 год на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) выпускали последнюю его модификацию (ЗИЛ-131Н), в том числе для военных нужд, под названием УАМЗ-43140 или АМУР-43140.

ЗИЛ-131Н фото

На машину устанавливали 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 150 л.с. объёмом 6 литров. Максимальная скорость — 75 км/ч. Расход топлива — 35 литров на 100 км.

ГАЗ-66 — «Шишига»

Этот грузовик с грузоподъёмностью 2 тонны специально создавали для езды там, где не пройдёт больше ни одна другая машина. Полный привод и отличная проходимость сделали этот грузовик практически основным транспортом Советской Армии. Отличительная черта «шишиги» — сбалансированное расположение центра тяжести, что давало практически равное распределение нагрузки между передней и задней осью. Автомобиль пользовался популярностью в десантных войсках — при десантировании с парашютом машина спускается без завала кабины и приземляется сразу на все колёса. Правда, были у грузовика и существенные недостатки. Размер и расположение кабины оказались опасны для экипажа машины в случае подрыва на мине. По этой причине ГАЗ-66, начиная с 1980-х, вывели из состава боевых частей в Афганистане.

Первая серийная машина была выпущена в 1964 году, хотя опытные образцы ГАЗ-66 были готовы ещё в 1957-м, но из-за отсутствия подходящего по мощности двигателя производство пришлось отложить. Последняя машина покинула территорию сборочного цеха 1 июля 1999 года, ей на смену пришёл ГАЗ-3308 «Садко». Всего за время производства ГАЗ-66 выпустили 965 941 автомобиля.

ГАЗ-66 фото

На ГАЗ-66 устанавливали V-образный карбюраторный двигатель ЗМЗ-513 объёмом 4,3 литра и мощностью 125 л.с. Максимальная скорость грузовика — 70 км/ч, расход топлива — 18 литров на 100 км.

Урал-375 — вездеход «Обжора»

Перед конструкторами 375-го была поставлена задача сделать новый 5-тонный грузовик повышенной проходимости для нужд Советской Армии и народного хозяйства. Сборку машины наладили на автомобильном заводе в Миассе. Первый серийный грузовик Урал-375 возглавил праздничную колонну автомобилестроителей на демонстрации 7 ноября 1960 года.

Урал-375 фото

Первые модели имели складную тентовую крышу и плоское лобовое стекло, которое откидывалось на капот. Позже машина получила цельнометаллическую кабину. Модель постоянно модернизировали и улучшали. В 1964-ом машина получила индекс Урал-375Д. Благодаря своим техническим характеристикам, особенно высокой проходимости, грузовик стал лучшим в своём классе среди машин того времени. В 1972 году автомобилю присвоили высшую категорию качества. Через год Урал -375Д получил государственный «Знак качества СССР», символ высшего технического совершенства.

Урал-375Д «Град» фото

Грузовик использовали как основу для установки боевой техники, например, реактивной системы залпового огня «Град» и «Ураган». По достоинству оценили автомобиль и на гражданке: 375-й стал незаменимым помощником для нефтяников и геологов.

На машину устанавливали восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-375 объёмом 7 литров и мощностью 180 л.с. Максимальная скорость — 75 км/час. Грузоподъемность — 4500 кг. Машина получила прозвище «Обжора», так как на первых версиях 375-го расход топлива составлял 65–70 л/100 км, на более поздних снизился до 48–50 л/100 км. Производство Урал-375Д завершилось в 1992 году.

КрАЗ-255 — «Лаптёжник»

Тяжёлый грузовой автомобиль-вездеход с колёсной формулой 6 x 6 предназначен для транспортировки грузов и людей по дорогам и направлениям. Производство грузовика началось в 1967 году на Кременчугском автомобильном заводе. До 1993 года выпустили 160 732 машины. За отличные технические качества в 1975 году КрАЗ-255Б наградили государственным «Знаком качества СССР».

КрАЗ-255Б фото

Главное гражданское применение Урал-373 получил как лесовоз, тягач в автопарках и на аэродромах, а также в нефтегазовой промышленности. На машину устанавливали V-образный четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238 объёмом 15 литров и мощностью 240 л.с. Максимальная скорость — 70 км/час, а расход топлива — 70 литров на 100 км. Машина могла легко преодолевать броды до 1 метра глубиной. Своё прозвище «Лаптёжник» получил из-за установленных на нем широкопрофильных шин ВИ-3.

Лесовоз КРАЗ-255Л фото

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации