Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Образовалась воздушная пробка — в таком случае как спустить воздух из радиатора отопления?

Содержание

Завоздушена система отопления: признаки и последствия

Завоздушена система отопления

Отопление

Нередко владельцы частных домов сталкиваются с проблемой, когда завоздушена система отопления. Тепловая отдача обогревательных радиаторов снижается, увеличивается расход топлива, что ведет к увеличению трат на обогрев жилья. Это ужасно, когда котел работает в штатном режиме, а батареи отказываются отдавать комнатам тепло – платите также, а результата нет.

В этой статье рассмотрим, как понять, завоздушена система отопления или нет. Кроме того, далее будет рассмотрено, каким образом воздушные пробки могут сказаться на самих радиаторах.

Как ликвидировать завоздушивание системы отопления

Большинство жильцов квартир в многоэтажных домах, а также в частном секторе сталкивались с некоторым феноменом: часть одного и того же радиатора может оказаться теплой или горячей, а часть – холодной. Виной всему здесь завоздушивание системы отопления, которое блокирует некоторые участки отопительных приборов воздушными пробками, куда не может поступать теплоноситель. Если вы прикладываете руку к отопительному прибору в разных местах и ощущаете значительную разницу в температуре, значит, вы столкнулись именно с этой проблемой и ни с чем иным.

Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Развоздушивание батарей и насоса

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций

как спустить воздух из батареи

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Можно справиться и при помощи подручных средств! Как спустить воздух из батареи, если нет крана Маевского?

Фото 1

Причиной низкой эффективности системы отопления часто оказывается воздух, который скапливается в трубах и батареях. Чтобы устранить неполадки, необходимо спустить лишний воздух из батарей.

Обычно для этого используется кран Маевского, но если его нет, применяют другие способы.

Образовалась воздушная пробка — в таком случае как спустить воздух из радиатора отопления?

Фото 1

Воздух — отличный теплоизолятор. Это делает его малопригодным в качестве теплоносителя в закрытых системах отопления.

Если воздух попадает в радиаторы, он снижает их эффективность, а также способен частично закупорить ток воды в трубах.

Чтобы система отопления работала в штатном режиме, воздух из радиаторов лучше убрать. Эта операция называется «развоздушивание» батарей.

Как правильно спустить воздух из батареи отопления: в квартире или доме, с помощью крана Маевского и другими способами

Знать о том, как спустить воздух из батареи отопления, должен каждый хозяин частного дома или квартиры с водяным отоплением. Всё дело в том, что скопившийся воздух в радиаторе становится непреодолимым препятствием и перекрывает поток теплоносителя.

В результате радиатор обогрева перестаёт полноценно функционировать, то есть вся или часть его поверхности перестаёт нагреваться и отдавать тепло в окружающее пространство.

Фото - Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)

Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)

Чтобы устранить это явление, нужно выпустить воздух из батареи. Как это сделать своевременно и эффективно, об этом пойдёт речь в данной статье. Проведение такой операции не вызывает особых затруднений, если система отопления собрана правильно с учётом всех особенностей водяного обогрева помещений. В течение всего отопительного сезона необходимо время от времени проводить профилактические мероприятия такого характера.

Особенности регулировки

Изменение температуры в отопительной системе можно корректировать как в автоматическом режиме, так и при помощи механических приспособлений. Отрегулировав положение специальной арматуры уменьшают градус в помещении. Опция позволяет снизить или увеличить параметры в отдельном радиаторе.

Зачем нужна регулировка

Запорные устройства не только изменяют уровень прогрева батарей в комнате, но и корректируют ошибки в работе. В отопительной системе могут формироваться воздушные пробки, из-за которых теплоноситель (вода) перестает греть конструкцию. Из-за охлаждения радиатора в помещении ухудшается микроклимат. Механизмы позволяют слить влагу и ликвидировать дефект.

Самостоятельная регулировка температуры в системе помогает снизить расходы на коммуналку. При помощи запорной арматуры легко уменьшить затраты до 25%. Снижение параметров в жаркой комнате на 1С сэкономит пользователю в платежке 4-6%.

По санитарным нормам в отопительный сезон температура в жилых помещениях должна быть в пределах 18-21 С. Индивидуальный комфортный градус варьируется от 23 до 27 С. Из-за физических особенностей одному человеку может быть жарко при +24, а другой станет мерзнуть при +30 С. Если сильно греют батареи, люди часто открывают окна для проветривания. В семьях с маленькими детьми или пожилыми родителями в холода процедура опасна простудами.

Для нормализации микроклимата лучше снизить параметры при помощи запорной арматуры в радиаторе. Пользователь регулирует температуру, подстраиваясь под функциональные особенности комнаты. В спальне и на кухне можно выставить минимальные значения (20 С), в детской и санузле – предельные комфортные (24-26 С).

Как меняют параметры

После включения отопления тепловая энергия распространяется по системе дома. Микроклимат в помещении зависит от объема воды, проходящей через трубы. Поворотом вентиля или специального крана пользователь уменьшает количество горячей влаги в секциях радиатора. В итоге батарея греется менее интенсивно, что приводит к похолоданию.

При попадании в отопительную систему теплоноситель греет металлическую поверхность конструкции, которая передает энергию в воздух. Мощность прогрева часто зависит не только от объема носителя, но и от материала радиатора. Сталь, алюминий и медь разогреваются в течение нескольких минут и стынут до часа. Регулятор в таких моделях позволяет изменять градус по усмотрению пользователя. Чугунные массивные батареи очень медленно остывают, поэтому нецелесообразно ставить арматуру.

Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления

Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:

  • незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;
  • перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
  • использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
  • заливка в систему дополнительного объёма воды;
  • узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
  • при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
  • отсутствие автоматики стравливания воздуха;
  • засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
  • низкое давление в трубопроводах с горячей водой.

Признаками завоздушивания могут быть:

  1. Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
  2. Падает температура в помещении;
  3. В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
  4. В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.

Причины завоздушенности в радиаторе

Фото 2

  • Высокая температура теплоносителя — горячая вода выделяет воздух, который перемещается в верхние части составляющих контура;
  • неправильный монтаж;
  • некорректный запуск системы;
  • недостаточное давление;
  • изношенность, слабость уплотнений;
  • плохая проводимость воды (засорения в трубах);
  • плохо проведённый ремонт или профилактика (это актуально в квартирах);
  • изношенность труб и радиаторов, ржавчина;
  • отсутствие воздухоотвода в системе, неправильно установленные или неисправные воздухоотводчики.

Как найти воздушную пробку в системах общего и индивидуального отопления

При пусковых работах, при подготовке отопления к зиме или в процессе эксплуатации можно наблюдать следующие признаки воздуха:

  • бульканье теплоносителя в трубах;
  • холодная верхняя часть батарей;
  • часть системы не работает;
  • высокое сопротивление току воды в трубах.

Откуда воздух берётся в системе:

Фото 2

  1. Не полностью удалён при заполнении системы.
  2. Выделение воздуха из теплоносителя при нагреве.
  3. Завоздушивание при ремонте.
  4. Постепенное проникновение воздуха через пластиковые трубы.

Определить воздушную пробку довольно просто: завоздушенная область значительно холоднее. Применяется также и метод перкуссии — труба, заполненная жидкостью, звучит при ударе иначе, чем с воздухом.

Воздух всегда скапливается в «кармане» — высокой точке. Наиболее сложными считаются завоздушивания тёплых полов: выдержать идеальную горизонталь не всегда получается, скопившийся воздух скапливается вверху трубы, а внизу продолжается циркуляция. Выгнать такую пробку практически невозможно — потребуется опрессовка под давлением.

Откуда берется воздушная пробка

    в трубах или радиаторах по контуру есть повреждения;

Фото 2

Опасные последствия завоздушенности батарей отопления

Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.

Не знаете куда пожаловаться, если в квартире холодные батареи?

В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.

Фото - Результат коррозии коллектора батареи

Результат коррозии коллектора батареи от воздушных пробок

Неравномерный прогрев металла вызывает деформационные усилия, которые отрицательно влияют на плотность соединений элементов радиаторов и труб. В результате возникает протечка системы, и горячая вода будет поступать наружу.

Как уменьшить прогрев

Удобнее корректировать градус в отопительной системе частного дома с индивидуальным котлом. Опция работает при подаче теплоносителя снизу-вверх. В многоквартирных строениях пользователю не доступно изменение параметров средней температуры, поэтому нужны специальные устройства.

Ручные вентили

Механизм выполнили в форме обычного крана, установленного рядом с радиатором. Регулирующие виды созданы для изменения температуры. Внутри конструкции расположили запорный конус, который двигается при повороте рукоятки в разные стороны. При движении внутри увеличивается или уменьшается сечение, перекрывая доступ носителя.

Игольчатые вентили поддерживают три режима. Если повернуть арматуру до упора на 90 градусов, то прекращается или открывается поступление теплоносителя в батарею. Изменить степень прогревания поможет установка элемента в серединном положении. Плюсы вида:

  • низкая стоимость;
  • простой монтаж;
  • понятное управление.

Небольшое охлаждение батареи – основной недостаток игольчатого вентиля. При слишком горячем носителе в системе редко удается снизить жар более, чем на 4 градуса. Дешевые механизмы при длительной эксплуатации в «холодном» режиме могут подтекать.

Запорный кран

Задача шарообразной конструкций – защита помещения от утечки носителя. Два элемента врезают внизу и вверху перед батареей. Устройство поддерживает только открытое и закрытое положения. В активном режиме вода свободно перемещается по трубам. Если надо снизить температуру, то радиатор периодически отключают от тепла. После нормализации микроклимата в комнате жар снова пускают в систему проблемного помещения.

Шаровой запорный кран запрещено устанавливать в серединном положении. При частой и долгой эксплуатации в таком положении существует риск протечки. Причиной аварии становится быстрое изнашивание и повреждение деталей внутри устройства.

Шаровые краны можно устанавливать в любом положении. Перед монтажом с патрубков конструкции снимают заглушки, проверяют работоспособность поворотом. Если элемент врезают в трубу вертикально, то затвор должен быть открыт. При горизонтальной процедуре детали закрывают.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

как спустить воздух из системы отопления

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как образуется

При неграмотном заливе теплоносителя (например, с верхней точки) образуется турбулентность: вода стремится вниз, а воздух — вверх. В процессе движения жидкость вытесняет воздух, если есть подходящие неровности внутренней поверхности, он останавливается в них. Постепенно объем застрявшего воздуха растёт.

Почему важно вовремя избавиться

Даже небольшое количество воздуха в системе крайне нежелательно, хотя плюс можно найти и здесь: появление пробки — сигнал о неисправности в системе. Но неприятностей намного больше:

Фото 3

  • слабый прогрев радиаторов или его отсутствие;
  • шумы, вибрации — создают ощутимый дискомфорт;
  • сочетание воздуха и горячего теплоносителя ведёт к возникновению нежелательных химических процессов, что приводит к дополнительным наслоениям на внутренних поверхностях;
  • часть химических процессов влечёт за собой повышение кислотности внутри системы, что создаёт условия для коррозии;
  • если в системе действует циркуляционный насос, то его работа может пойти вхолостую, это приведёт к поломке.

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Откручивание винта насоса

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Устройства для спуска воздуха

Если до этого у вас не возник вопрос, как можно стравить воздух из системы отопления, он точно появился прямо сейчас. Чтобы удалить чрезмерное количество кислорода, были придуманы специальные устройства, к которым относятся:

  • Краны Маевского – самые простые и надежные изделия, предназначенные для стравливания лишнего количества воздуха. Они прекрасно подходят для любого радиатора, кроме того, монтировать подобное устройство очень просто, обладать глубокими познаниями в сантехнике не нужно. Единственным недостатком кранов Маевского является невозможность автоматизации процесса по выпуску лишнего количества кислорода. Владелец частного дома или квартиры должен будет самостоятельно это контролировать.

Совет: Данный вариант вполне подойдет для любого жилья, да и к тому же, для него не является важным качество теплоносителя, а стоимость вас приятно порадует.

  • Автоматические краны – автоматическими воздухоотводчиками в системе отопления называют устройства, которые могут стравливать лишний воздух самостоятельно. Так как человеческое вмешательство требуется только один раз – установить изделие на радиатор, то модели более комфортны в применении, чем краны Маевского. Однако за удовольствие придется заплатить, ведь стоимость такого элемента сантехники намного выше, чем у механического аналога.

Важно! Если решили выбрать автоматические краны для спуска воздуха из системы отопления, помните, они нуждаются в использовании только качественного теплоносителя. В противном случае, пропускные отверстия засорятся, что нарушит их работоспособность.

Каждое устройство для спуска воздуха из системы отопления устанавливается на радиаторе сверху на противоположной входу теплоносителя стороне.

Стоит отметить, огромное количество владельцев частных домов отдают предпочтение именно кранам Маевского, потому что чаще всего теплоноситель берется из:

  • магистрального водопровода – методом пользуются жители квартир или частных домов, главное, чтобы был доступ к системе водоснабжения;
  • естественных водоемов – данный способ забора жидкости менее распространен, но все же существует. Используется владельцами загородной недвижимости, которая отрезана от магистрального водопровода.

Что касается жидкости, так она в любом случае нуждается в фильтрации. Для этого следует покупать мощные очистительные установки, монтировать их перед входом жидкости в систему отопления жилья, а это затраты времени и денежных средств. Если качество воды оставляет желать лучшего, фильтры, конечно же, рекомендуется установить в любом случае, но нужно посмотреть правде в глаза – не каждый может себе это позволить.

Если не получается обеспечить систему качественным теплоносителем – кран Маевского именно то, что вам нужно. Неприхотлив в использовании, обладает низкой стоимостью и просто монтируется. Это устройство прекрасно удалит воздух в отопительных батареях.

Видео описание

Регулировка отопления в квартире

Автоматический регулятор

Запорный механизм минимизирует вмешательство человека в конструкцию. Подходящая температура станет поддерживаться в автоматическом режиме. Пользователь только один раз выставляет нужные параметры, а терморегулятор держит установленный микроклимат.

Запорный механизм прямого действия монтируют на входе батареи. Модель выполняют в форме герметичного цилиндра, внутри которого резервуар с жидкостью (газом). Наполнитель функционирует по законам физики и реагирует на изменение температуры воды. При повышении вещество расширяется, давит на шток и перекрывает поток тепла. При снижении градуса осуществляется обратная процедура.

Высокая стоимость комплектующих – единственный недостаток модели. Чем больше функций в устройстве, тем выше цена. Параметры можно менять в любое время, подстраиваясь под запросы обитателей помещения.

Электронный терморегулятор

Визуально модель напоминает регулирующий вентиль, но с дисплеем. На экране воспроизводится желаемая температура в комнате. Механизм работает в паре с выносным термодатчиком, который врезают на входе радиатора.

Чтобы создать благоприятный микроклимат в помещении, база передает «задание» электронному устройству. Регулятор изменяет температуру в пределах 6-26 С. За поддержанием настроек следит специальный датчик.

Часто задаваемые вопросы

Способы решения проблемы могут различаться.

После спуска воздуха батареи холодные

Если система работает неэффективно даже после удаления воздушной пробки, нужно попытаться слить еще 2-3 л теплоносителя. При отсутствии положительного эффекта радиатор необходимо тщательно продуть и прочистить от скопившихся загрязнений.

Если и после этих манипуляций нет никаких улучшений, необходимо проверить заполненность всей системы. Воздух может собираться на участках изгибов, поэтому в ходе установки необходимо соблюдать уклоны и направление разводки. В зонах, где уклон не соответствует проектным нормам, можно дополнительно поставить вентили для спуска воздуха.

Как спустить воздух в старых батареях отопления

В отопительных радиаторах старого образца нет автоматических устройств и крана Маевского. Чаще всего такое оборудование изготовлено из чугуна и включает в свою конструкцию заглушку, заделанную паклей и краской.

Для стравливания воздуха в такой системе нужно выполнить следующее:

  • для работы приготовить тряпки, тазик и газовый ключ;
  • на первом этапе перекрыть отопительную систему;
  • затем устранить краску и паклю, после чего отвинтить заглушку с помощью ключа;
  • емкость (таз) поставить под заглушкой.

После демонтажа этой детали начнет выходить воздух. Данный процесс сопровождается свистом и шипением. Сливать желательно около 10-15 л теплоносителя.

Завинчивать заглушку нужно прочно и максимально осторожно. Дополнительно ее желательно обмотать специальной прорезиненной лентой.

Если краска на заглушке слишком сильно присохла, для ее размягчения можно воспользоваться керосином. Вещество наносится на стыки и оставляется на 15-20 минут.

Особенности воздушных пробок на первом и последнем этажах

Чаще всего воздушные пробки образуются на последних этажах, что обусловлено естественными причинами.

Если же воздух скопился в радиаторе на первом этаже, это может быть следствием повреждения отопительной системы. В таком случае следует найти и устранить неисправность. При отсутствии навыков для решения проблемы лучше обратиться за помощью к специалистам.

Как быстро удалить воздух

Быстро стравить воздух из системы отопления можно по такой схеме:

  • определить место локализации пробки воздуха с помощью простукивания и прощупывания;
  • отвинтить близлежащий кран или клапан, соблюдая правила безопасности;
  • слить немного теплоносителя, после чего завинтить кран или закрыть клапан.

Предотвратить появление воздуха в отопительной системе можно, если соблюдать все правила при ее установке и регулярно обращаться к ее обслуживанию.

Действующий сотрудник управляющей компании. Пишу, помогаю, консультирую. Обращайтесь, помогу. Мой профиль ВКонтакте.

Как заполнить гравитационную систему водой

Особенность гравитационной системы состоит в её относительной простоте. Все трубы и батареи установлены с уклонами. Расчёт на то, что вода будет сама циркулировать по системе. Вместе с жидкостью выносится и воздух, который попадает в расширительный бачок.

Некоторое количество при разветвлённой системе или несоблюдении уклонов может остаться, но эти остатки легко удаляются при помощи крана Маевского, установленного в батареях. Заполнение, как правило, начинается от самой низкой точки: обратки возле котла.

Когда нужно стравливать воздух из батарей

Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды. Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.

Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.

  1. По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
  2. Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
  3. В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
  4. За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Водяное отопление с открытым баком

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Вентиль для развоздушивания батареи

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Как определить где образовалась воздушная пробка?

Теперь давайте выделим основные признаки того, что ваша система отопления завоздушивается:

  1. Непонятные шумы радиаторов. Частенько владельцы частных домов удивляются, почему обогревательные батареи начинают издавать булькающие звуки. Таким образом, изделие предупреждает вас о том, что в нем появился воздух, а значит, его следует поскорее удалить.

Воздушная пробка — причина холодной батареи

Совет: Прислушивайтесь к шуму в батареях, чтобы своевременно устранить скопившийся кислород и не допустить образование воздушной пробки.

  1. Неравномерный прогрев радиатора. Когда нарушается теплоотдача батарей, стоит обратить внимание на меру их нагревания. Если изделие сверху горячее, а снизу холодное, тут два варианта. Первый – в отопительной батарее возникла воздушная пробка, которая не дает возможности теплоносителю качественно растечься. Вторая вообще не имеет отношения к завоздушиванию – скопилась грязь или ил, который нужно прочистить.

Важно! При завоздушивании радиаторы вообще могут быть холодными, при том, что трубопровод, который подходит к ним будет очень горячим.

  1. Снижение давления. Воздух в систему может попадать только при ее разгерметизации, а это значит, где-то есть доступ кислороду. При этом из трубопровода может уходить жидкость, а вы даже не заметите ее просачивание, потому что она быстро испарится.

Совет: Если упало давление, и ухудшился прогрев, просмотрите все соединения, если какое-то послаблено – подтяните. Когда с затяжками все будет в порядке, проверьте целостность радиаторов и трубопровода.

Если нет запорных устройств

Из-за технических особенностей регулирующие механизмы нельзя установить в чугунных радиаторах. При отсутствии переключателей избыточную температуру в комнате придется изменять самостоятельно. Разберем четыре рабочих способа.

Укутывание

Если не знаете, как уменьшить жар от батареи отопления, рекомендуем прикрыть металлические поверхности плотным материалом. Плоскости конструкции можно укутать старым одеялом или несколькими толстыми пледами. Чем меньше тепла станет излучать радиатор, тем быстрее снизится градус.

Дополнительно открывают окна на проветривание. В среднем, уже через час температура с +30 С уменьшится на 1-2 С. Чтобы не простыть при распахнутых створках, обитателям лучше находится в другом помещении.

Отопительные чугунные батареи можно укутать постельным бельем, сложенным в несколько слоев. Элемент скрывают от подоконника до нижней линии, стараясь спрятать каждый сантиметр металла. Кроме основной излучающей поверхности обязательно маскируют трубы и общий стояк.

Высокая температура от радиатора часто сопровождается низким уровнем влажности. Дискомфорт проявляется в форме сухости слизистых глаз и носа. Ненадолго уменьшить неприятное ощущение помогут мокрые полотенца, которыми в 2-3 слоя прикрывают батарею. Для постоянного использования лучше приобрести увлажнитель. Прибор позволяет регулировать влагу в помещении.

Из плотной или махровой ткани можно сшить защитный чехол с подкладкой. Конструкция должна полностью охватывать все части ячеек, скрывая раскаленный металл от обителей комнаты. Фиксацию обеспечивает резинка или крепежи. При снижении градуса элемент легко снять.

Жалюзи

Уменьшить жар от батареи поможет специальный экран. Модель напоминает привычные приспособления для окон. В закрытом режиме перед радиатором стоит плотная поверхность. В активном положении ламели приподнимаются, открывая горячему воздуху доступ в комнату.

У конструкции простой монтаж, поэтому владелец сможет установить жалюзи в течение 10-15 минут. Экран защищает обитателей жилья от ожогов, что актуально для семей с маленькими детьми и животными. Декоративная поверхность не только спрячет радиатор, но и привнесет в дизайн нужное настроение.

Самодельный экран

Жар от батареи распространяется в разные стороны. Чтобы минимизировать дискомфорт, профессионалы советуют использовать специальный экран. Конструкция не только снижает лишнее тепло от отопительной поверхности, но и обеспечивает равномерное излучение.

В самодельных видах применяют многослойные материалы с фольгированной основой. Внутри сырья расположен пенопласт или полиэтилен вспененный. При сочетании с блестящей поверхностью можно экранировать 80-85% тепла.

Фольгированный материал продают в виде небольших рулонов. Толщина изделия – от 3 до 4 мм. Средство монтируют в короб из пенопласта блестящей стороной к горячей поверхности. При жаре экран просто приставляют к радиатору, закрывая все секции. Трубы оборачивают нарезанными полосками сырья.

Как спустить воздух из батарей отопления в квартире

Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.

Заключение

Устранить воздушную пробку из радиатора достаточно просто, и вы уже сделали первый шаг к решению этой проблемы:

  • узнали причины возникновения;
  • последствия проблемы;
  • разобрали сантехнические устройства, которые помогут спустить кислород.

Вторым шагом будет ремонт, а чтобы узнать, как правильно его сделать подписывайтесь на рассылку и получите нужные материалы с пошаговым разбором работы.

Если клапана нет: как развоздушить «глухую» батарею

В старых системах отопления с чугунными батареями краны Маевского не предусматривались, развоздушивание производилось самотёком или методом откручивания пробки радиатора.

Чтобы развоздушить батарею, потребуются:

  • Разводной сантехнический ключ.
  • Тазик.
  • Тряпки.

Очищаем верхний торец батареи от краски, кладём на стык тряпку, смоченную проникающей смазкой (WD-40, керосин, тормозная жидкость). Через несколько часов пытаемся отвернуть пробку.

Справка! Резьба может быть как левой, так и правой! Прилагайте поочерёдно усилия то в одну, то в другую сторону попеременно. Следите, при движении в которую сторону пробка начинает отходить от батареи.

Как только слышно движение воздуха, прекращаем отворачивание пробки.

Фото 7

Подставляем тазик и обкладываем пробку тряпками — вместе с воздухом обязательно будут прорываться брызги теплоносителя.

Как только шипение прекратится, подматываем под пробку паклю или фум-ленту и заворачиваем её на место.

Если есть возможность, для облегчения повторных развоздушиваний, глухую пробку заменяем на такую же, только с установленным краном Маевского. Для этого придётся изолировать батарею от отопления, слить с неё воду.

Важно! Ни в коем случае нельзя пытаться заменить пробку на батарее под давлением — поток горячей воды не даст возможности завернуть резьбу.

В частном доме развоздушивание всегда должно сопровождаться контролем количества теплоносителя, и если его недостаточно, доливать. В открытых расширительных бачках жидкости должно быть не меньше половины бачка, в закрытых — накачано давление до 2 атмосфер.

Что может быть, если не производить развоздушивание вовремя

Кислород — поддерживает коррозию труб и батарей. Плохо влияет на работу крыльчатки насосов принудительной циркуляции. Журчание воздуха в радиаторах не добавляет тишины и уюта в доме.

Скопления газов могут полностью перекрыть целую плеть системы отопления.

Фото 8

Воздух скапливается не за один день — дегазация воды процесс длительный, протяжённостью в несколько лет.

По истечении этого срока в системе заправлена «мёртвая» вода, не поддерживающая окисления и шламообразования.

Применение гликолевых антизамерзающих составов не везде приемлемо — в сочетании, к примеру, с цинком, ведёт к окислениям и шламообразованию, забиванию трубопроводов и теплообменника.

Развоздушить новые батареи самостоятельно не составит труда, в них обычно установлены терморегуляторы и краны Маевского. Когда их нет, лучше обратиться за помощью к профессиональному сантехнику — он обладает достаточными знаниями и инструментами, чтобы не превратить ваше жилище в горячее озеро.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором рассказывается, как правильно стравить воздух из радиатора отопления.

Как часто развоздушивать радиаторы в частном доме

Удалять скопившиеся газы нужно перед началом каждого отопительного сезона. Если в качестве теплоносителя используется вода, то не торопитесь её часто менять. В свежей жидкости будет содержаться большое количество растворенного кислорода, который позже оседает в виде пузырьков на стенках батарей и котла. Со временем из воды частицы газа «уходят», и развоздушивание потребуется всё реже.

При первом пробном пуске обязательно стоит проверить систему на наличие холодных мест, и обязательно провести регламентные работы.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации