Андрей Смирнов
Время чтения: ~29 мин.
Просмотров: 1

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Содержание

Правила проезда перекрёстков со светофорами с дополнительной секцией

Нынешние Правила дорожного движения созданы для того, чтобы упорядочить движение транспортных средств и не только, сделать его более безопасным и снизить уровень аварийности. Но постоянно дополнение и изменение правил не может не смущать автомобилистов. Плюс трактовка не всегда и всем понятна. Особенно это касается водителей, которые лишь недавно оказались за рулём.

Правила проезда перекрёстков со светофорами

Если при проезде обычного светофора с 3 сигнальными фонарями никаких особых проблем возникать в принципе не может, то наличие дополнительных секций вызывает ряд вопросов и неоднозначных реакций.

В 6.4 пункте ПДД прописано, что при наличии чёрной контурной стрелки на основном зелёном сигнале светофора она сообщает о дополнительных секциях и указывает иное разрешённое направление движения, нежели сигналы на дополнительных секциях.

Не все автолюбители знают и понимают, как нужно действовать в той или иной ситуации, и что необходимо делать при наличии дополнительных секций. Этот вопрос требует обязательного детального рассмотрения, что позволит действовать максимально правильно и аккуратно.

Как по правилам проехать перекресток, регулируемый светофором в 2020 году?

Автобус на перекрестке и светофор

Многие начинающие водители боятся выезжать на оживленные участки города, сильно теряясь на перекрестках. И хотя теоретический курс в автошколе довольно подробно рассматривает этот вопрос, умение применять свои знания на практике приходит не сразу, да и спорные ситуации не прибавляют уверенности в себе.

Правила дорожного движения о развороте на перекрёстке

Многие водители сталкиваются с ситуацией, когда срочно нужно совершить разворот на перекрёстке. Их пугает возможность создать аварийную ситуацию, ведь пространство для разворачивания авто ограниченное. Во избежание таких ситуаций — присматривайтесь к знакам, которые видите на дорогах. Следите и за машинами, которые движутся рядом.

  • Что является разворотом по ПДД
  • Правила разворота на перекрёстке
    • Траектории разворота
    • Регулируемых
    • Равнозначных
      • Видео: нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
      • Видео: Разворот на перекрестке

      Регулируемые перекрестки с круговым движением

      Предшествующие статьи серии «Правила проезда перекрестков с круговым движением» были посвящены правилам проезда нерегулируемых перекрестков. В этой статье будет рассмотрен еще один важный тип кольца — регулируемый. Напомню, что регулируемым называется перекресток, на котором установлены светофоры или стоит регулировщик.

      В настоящее время на дорогах можно встретить следующие разновидности кольцевых перекрестков, оснащенных светофорами:

      Перейдем к рассмотрению представленных вариантов.

      Что такое перекрёсток — определение в ПДД, правила переезда перекрёстков разной конфигурации

      Перекрёсток является одним из основных элементов дорожной инфраструктуры, так как на нём сходятся различные пути, проезд по которым строго регламентируется правилами дорожного движения. Какие виды пересечений проезжих частей существуют, и как их правильно преодолевать, рассматривается в данном обзоре.

      • Понятие «Перекрёсток» по ПДД
      • Виды перекрёстков
      • Общие правила проезда
        • Регулируемого перекрёстка
        • Нерегулируемого перекрёстка
        • Равнозначных
        • С круговым движением
        • С трамвайными путями
        • Неравнозначных
        • Со светофором

        3 сложных перекрестка — в очередности проезда путаются почти все

        Не только начинающие водители, но и заправские автолюбители с многолетним стажем иногда «тупят» на дорогах. И прежде чем винить таких ездоков в ошибках, следует задуматься, что именно их спровоцировало, ведь нередко причиной всему становятся сложные перекрестки, способные любого сбить с толку.

        Знак кругового движения

        И существует как минимум три схемы дорожной конфигурации, углубленное изучение которых уж точно не окажется лишним.

        Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

        Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.

        Проезд перекрестков. Урок 11 из учебного пособия Сергея Скляренко.

        Проезд перекрестков

        Сегодня Вашему вниманию представляется отрывок из учебного пособия Сергея Скляренко, посвященный проезду перекрестков. Сергей работает преподавателем автошколы города Калуги и ранее его пособие было доступно исключительно его учащимся.

        С разрешения автора 11 урок пособия будет опубликован на PDDMASTER.RU и будет доступен для изучения всем желающим. В первую очередь этот урок предназначен читателям, испытывающим затруднения в понимании правил проезда перекрестков, в том числе учащимся автошкол и водителям, недавно получившим водительское удостоверение.

        Напомню, что ранее были опубликованы следующие статьи Сергея Скляренко:

        Как выглядит такой светофор

        Стандартные сигналы светофора знают даже те, кто никогда сам за руль не садился. Красный, зелёный и жёлтый свет указывает на необходимость остановиться или начать движение. И здесь всё предельно понятно. А вот с дополнительной секцией до сих пор разобрались не все автомобилисты.

        Первым делом следует понять разницу между светофорами с дополнительными секциями и со светофорами направлений. В случае с последними стрелки указывают на запрет или разрешение начала движения по определённым полосам или их группам. При этом каждая отдельная стрелка отвечает за движение конкретно в своей полосе.

        Не все автолюбители понимают, зачем нужна дополнительная секция светофора и как трактовать наличие такого элемента со стрелкой прямо, налево или направо. Дополнительная секция, в отличие от светофора направлений, отвечает за возможность повернуть с основной полосы в правую или левую сторону. Подобные решения используются для того, чтобы разгрузить чрезмерно оживлённые перекрёстки. Осуществляя проезд специального светофора, оснащённого дополнительной секцией, водителю делается подсказка, когда он может повернуть налево, направо и продолжить своё движение.

        При наличии достаточного опыта и знаний, такие светофоры действительно существенно помогают автомобилистам. А вот у новичков вызывают ряд проблем и затруднений.

        Как выглядит такой светофор

        Правила осуществляемого проезда на участках, где установлены светофоры с дополнительными и подсказывающими секциями, напрямую зависят от того, в каком сочетании или комбинации загораются эти окна. Для этого следует заглянуть в ПДД и узнать, что на этот счёт говорят действующие Правила дорожного движения.

        Не сложно представить себе классический светофор с трёмя окнами (красное, зелёное и жёлтое). На уровне расположенного зелёного окна может находиться 1 или 2 дополнительных секции. Это самый распространённый вариант. Хотя есть и иная ситуация, где секция размещается на уровне красного сигнала светофора. О ней также расскажем отдельно.

        Чаще всего автолюбители, у которых дополнительные секции работающего светофора вызывают сложности и опасения, сталкиваются с несколькими ситуациями. Про них стоит поговорить подробнее:

        • допсекции отключены;
        • допсекция горит, а параллельно включён зелёный сигнал основного светофора;
        • горит допокно, но на светофоре зажёгся красный.

        Необходимо изучить все виды светофоров и рассмотреть ситуации, связанные с дополнительной секцией. Это позволит понять, как себя вести водителю в той или иной ситуации. Если разобраться в вопросе, то окажется, что ничего сложного в этом деле нет.

        Что является разворотом по ПДД

        По правилам дорожного движения, разворот — это форма манёвра, благодаря которому транспортное средство может менять направление. Они осуществляются на любом виде дорог и шоссе, а также на перекрёстках. Чтобы совершить манёвр, необходимо видеть все автомобили, которые движутся вокруг. Также вы должны попадать в поле зрения других водителей, чтобы не стать участником и виновником ДТП.

        Знаете ли вы? В Финляндии нет фиксированной системы штрафов. Сумма исчисляется в процентном соотношении от последнего дохода, внесённого в декларацию.

        Понятие «Перекрёсток» по ПДД

        В ПДД прописана следующая формулировка этого термина: место, где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги в одной плоскости, которое ограничивается воображаемыми прямыми, соединяющими противоположные начала закруглений проезжих частей, находящиеся на наибольшем удалении. К данному определению не относятся все выезды с территорий различных организаций и предприятий.

        Перекресток с трамвайными путями посередине

        Вроде бы, классическое пересечение дорог, встречающееся в каждом более или менее крупном городе с трамвайными путями посередине, но статистика показывает, что путается в нем каждый четвертый, если не третий.

        В качестве примера можно привести ситуацию, когда следующий по главной дороге регулируемого перекрестка автомобиль замечает неисправность оптики (на светофоре горит желтый мигающий).

        Перекресток с трамвайными путями

        Известно, что в таких случаях в силу вступают регулирующие знаки приоритета, размещенные сразу под сигнальным прибором.

        И если водитель находится на главной дороге, как показано на картинке, то он имеет полное право проследовать первым, не уступая дорогу ни справа стоящему голубому грузовику, ни расположенному слева рельсовому транспорту.

        А как же правило «Трамвай всегда прав»? На самом деле оно имеет силу только тогда, когда оба транспортных средства находятся в равнозначных условиях.

        То есть, если трамваю и автомобилю одновременно загорается разрешающий сигнал, то тогда именно рельсовое ТС пересечет перекресток первым, что совсем неактуально для рассматриваемой ситуации.

        Что считать перекрестком, а также его разновидности

        Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

        Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.

        Все перекрестки можно разделить на 2 группы:

        • Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
        • Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).

        Также существует деление по визуальному признаку:

        • Х‑образные;
        • Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
        • С круговым движением

        Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

        Урок 11. Проезд перекрёстков.

        Перекрёстки бывают двух типов.

        • Регулируемые перекрёстки.
        • Нерегулируемые перекрёстки.

        Признаки.

        Регулируемые перекрёстки.

        • Движение регулируется светофором.
        • Движение регулируется регулировщиком.

        Нерегулируемые перекрёстки.

        • Светофор и регулировщик отсутствуют.
        • Светофор не работает.
        • Светофор работает в режиме жёлтого мигающего сигнала.

        Важно научиться определять тип перекрёстка, так как правила проезда регулируемых перекрёстков и нерегулируемых перекрёстков отличаются друг от друга. При решении билетов Вам встретятся перекрёстки с установленными перед ними светофорами и знаками приоритета. Важно понимать, что это предметы, исключающие друг друга.

        Невозможно руководствоваться одновременно и светофором, и знаками приоритета. В этом случае действует правило.

        Вы видите работающий светофор и знаки приоритета. Это вещи, исключающие друг друга. Нельзя руководствоваться и тем и другим одновременно. В данном случае нужно руководствуемся светофором, на знаки не обращаем внимания. Выезжаем на середину перекрёстка, уступаем дорогу автобусу, пешеходам и заканчиваем манёвр.

        Если бы светофор не работал или работал в режиме жёлтого мигающего сигнала, то мы, находясь на главной дороге, имели бы преимущество перед автобусом.

        Общие правила для регулируемых и нерегулируемых перекрёстков.

        2. Запрещается выезжать на перекрёсток, если за ним образовался затор, который вынудит Вас остановиться, создавая помехи другим транспортным средствам.

        (Билеты 6/14, 7/14, 8/14, 9/13, 17/13).

        Допсекция запрещает движение

        При подъезде к такому светофору можно увидеть, что допокна или боковые секции не горят, либо они светятся запрещающим красным цветом.

        Тут всё предельно просто. Когда секция не горит или горит, но красным, двигаться в том направлении, куда указывает стрелка, в настоящее время запрещено.

        В такой ситуации бессмысленно смотреть на цвет основного светофора или то, в каком направлении повёрнута стрелка допсекции. Если она отключена или подсвечивается красным, двигаться в том направлении нельзя ни при каких обстоятельствах. Следует дождаться зелёного.

        Виды перекрёстков

        Пересечения дорог могут быть таких конфигураций:

        • Т-образные;
        • Y-образные;
        • Х-образные;
        • круговые.

        Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои подвохи, так как в них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.

        Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом случае индивидуально.

        Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но угол схождения проезжих частей может быть самым разным.

        Круговые перекрёстки самые сложные, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным. Этот вид пересечения подробнее рассмотрен ниже.

        Круговое движение

        Даже однополосные и двухполосные кольца на дорогах являются для многих автомобилистов страшным сном, особенно, если круговое движение на них не имеет приоритета по отношению ко всем прилегающим направлением. «Кольцо главное» – обычно автомобилисты именно так описывают эту особенность.

        Круговое движение

        Ситуацию усугубляет отсутствие регулирующих движение светофоров на таких участках, чаще всего устанавливаемых на крупных кольцах мегаполисов с интенсивным движением.

        Первое, что следует помнить в данной ситуации: проезжать перекрестки с круговым движением необходимо только против часовой стрелки (актуально для стран с правосторонним движением), а не по ней.

        Кроме того, следует заранее занимать нужную полосу, перестраиваясь в крайнее правое или левое положение для поворота направо или налево, соответственно. Проще говоря, осуществить левый поворот будет гораздо проще и безопаснее, двигаясь по внутреннему радиусу, а правый по внешнему, что актуально и для езды прямо.

        Правила проезда по кругу

        Что касается приоритетов, то в случае отсутствия сигнальной оптики нужно обращать внимание на знаки. И если смотреть на приведенное выше изображение, то синему автомобилю придется уступить дорогу всем, кто выезжает на круговой перекресток и движется по кольцу прямо с левого направления, а потом еще и тем, кто выезжает на кольцо справа.

        Стрелка и сигнал зелёного цвета

        Рассмотрим иную ситуацию, когда сигнал светофора, а также сама дополнительная секция устройства со стрелкой горят зелёным. И тут действия водителей зависят от конкретной ситуации. А точнее от того, как выглядит сам светофор:

        • устройство имеет только одну боковую стрелку (левая или правая соответственно);
        • на устройстве одновременно две стрелки, указывающие в боковые направления.

        Не сложно догадаться, что левая секция будет отвечать за поворот налево, а правая направо.

        Здесь есть две неоднозначные ситуации, связанные с тем, как в том или ином случае правильно проезжать дорожный участок. Смотрите на то, в какую из сторон позволяет выполнить поворот допокно.

        1. Зелёным горит правая допстрелка, сигнал светофора зелёный. Если вам требуется двигаться направо, то в таком положении дополнительная секция со стрелкой основного светофора позволяет выполнить манёвр. Внимательно следите за стрелкой допсигнала. В этой ситуации автомобилист имеет право выполнить поворот в правую сторону. Уступать дорогу требуется лишь пешеходам, переходящим проезжую часть в той стороне, куда водитель поворачивает. Но чаще всего светофоры на перекрёстке работают в тандеме, и в такой ситуации пешеходам будет гореть красный.
        2. Горит зелёным левая допсекция, но текущий цвет основного светофора красный для водителя. В подобной ситуации осуществлять поворот налево можно. Обычно преград на пути движения возникать не должно и уступать не приходится. В странах с правосторонним движением, к числу которых относится России, левую сторону зачастую используют в качестве разгрузочной. Иные участники движения в этот момент не могут ехать в сторону поворота, который вы осуществляете. Но есть одно исключение. Когда по встречной полосе ТС движется прямо или поворачивает в правую от себя сторону, им вы обязаны уступать дорогу.

        Но это ещё далеко не полный перечень ситуаций, с которыми может столкнуться автомобилист.

        Стрелка и сигнал зелёного цвета

        Распространенные вопросы

        1. Какие штрафы предусмотрены за нарушение данных ПДД?
          Даже если водитель повернет направо или налево на основной зеленый свет при потухших допсекциях, его действие будет приравнено к проезду на запрещающий сигнал, что является серьезным нарушением.

        Размер штрафа за него составляет 1000 (ст. 12.2 КоАП РФ). Аналогичные санкции будут применены в том случае, если движение прямо осуществлялось на красный при активных допсекциях.

        Между тем понять правила проезда даже сложных перекрестков со светофором не так сложно, как может показаться изначально, главное, усвоить простой алгоритм, позволяющий быстро соображать и принимать единственно правильные решения.

        Разворот на разных видах перекрёстков

        Водитель, который собирается совершать разворот, должен помнить о правилах осуществления манёвра. Нельзя, чтобы транспортное средство заступало на участок пересечения двух дорог. Вне зависимости от выбора нужного способа движения, необходимо следить за правилами дорожного движения. Существует несколько типов перекрёстков. На каждом из них манёвры совершаются по определённым правилам.

        Ознакомьтесь: что такое перекресток, виды перекрестков.

        Регулируемых

        Разворачиваться на регулируемых перекрёстках можно по следующему принципу:

        Равнозначных

        Чтобы развернуться на равнозначном перекрёстке, необходимо совершить несколько простых действий:

        Видео: нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

        Т-образных

        На подобного типа перекрещении дорог разворачиваться могут только малогабаритные автомобили. Если у вас крупногабаритный внедорожник, то маневрировать на нём не получится, ведь у него широкий радиус направления. Запрещается на Т-образных перекрёстках совершать обратный ход (задний) и поворачивать. Если нарушить это условие, то штрафные санкции составят 700 руб.

        До начала совершения действий сориентируйтесь на том, где расположена главная дорога, т. к. она может быть неровной. В случае отсутствия таких указателей, как «Стоп» или «Уступи дорогу», придерживайтесь правила «Уступи дорогу».

        Важно! Во время смены движения авто не забывайте о включении поворотного сигнала. Продолжайте двигаться, если рядом не будет других автомобилей.

        С трамвайными путями

        В регламенте ПДД указано, что транспортные средства рельсового типа имеют право на преимущество перед остальными ТС. Исключение — если вы движетесь по дороге основного типа, а трамвай по прилегающей. Если случилось так, что светофор даёт право на движение машине и трамваю, то первая уступает путь.

        Если зелёный цвет светит только автомобилисту, то нужно двигаться по регламенту дорожного движения. Чтобы изменить направление на перекрёстке с наличием трамвайных путей, достаточно ориентироваться на движение рельсового транспорта. Вы имеете право совершить манёвр, если едете по основной дороге.

        С разделительной полосой

        Чтобы совершить разворотное движение, необходимо учитывать диаметр разделительной полосы. Если она не прилегает к перекрёстку, то выбирайте малый радиус движения — выделенного места будет более чем достаточно. Если пересечение перекрёстка обладает линией разделительного типа, то придерживайтесь большой траектории движения.

        Если проигнорировать этот фактор, то машина окажется на встречной полосе. Нарушение чревато лишением водительских прав, если рядом окажутся сотрудники ГИБДД.

        Со светофором

        Если вы решили развернуться на перекрёстке, где установлен светофор, то движение осуществляется лишь влево.

        При этом нужно придерживаться следующих рекомендаций:

        Видео: Разворот на перекрестке

        Правила проезда нерегулируемых перекрёстков.

        Существует всего три правила, и применяются они поочерёдно, в зависимости от старшинства.

        1. Преимущество у того, кто подъехал к перекрёстку по главной дороге;

        2. Преимущество трамвая;

        3. Помеха справа.

        Правило 1. Для перекрёстков неравнозначных дорог.

        Вспомним правила, определяющие главенство одной дороги по отношению к другой.

        Главная дорога – это дорога, обозначенная знаками 2.1 «Главная дорога», 2.3.1 – 2.3.7 «Пересечение (примыкание) с второстепенной дорогой, 5.1 «Автомагистраль». Если знаков нет, то главной считается дорога с любым твёрдым покрытием по отношению к грунтовой.

        При проезде перекрёстков неравнозначных дорог, преимущество имеет транспортное средство, находившееся до въезда на перекрёсток на главной дороге перед теми, кто подъехал по второстепенной дороге.

        Дальнейшее направление движения транспортных средств значения не имеет. Это правило касается абсолютно всех.

        (Билеты 11/15, 13/15, 22/15, 29/15).

        Правило 2. Преимущество трамвая. Для дорог равных по значению.

        Если на дорогах равных по значению встречаются трамвай и «не трамвай», то преимущество в движении имеет трамвай, причём независимо от направления его движения.

        (Билеты 22/14, 23/14, 29/14, 36/14, 37/15, 38/14, 39/14).

        Правило 3. Для транспортных средств равных по значению, находящихся на равнозначных дорогах.

        3.1. При повороте налево или развороте, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, движущемуся со встречного направления прямо или направо. (Билет 1/14, 18/15).

        3.2. При движении через перекрёсток необходимо уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа. (Билеты 2/14, 11/14, 12/14, 14/14, 16/14, 18/14, 20/14, 26/14, 27/14, 28/14, 35/14, 37/14).

        Регулируемое пересечение проезжих частей на круге

        Еще одна интересная схема, которая может использовать в том числе и на перекрестках большого размера. В данном случае светофоры установлены перед каждым пересечением проезжих частей, т.е. перед каждым из въездов.

        Несмотря на то, что перед нами единый перекресток с круговым движением, останавливаться водитель должен перед каждым из светофоров (если горит запрещающий сигнал). Пункт 13.7 ПДД:

        13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

        При этом приоритет автомобилей определяется с учетом сигналов светофора, включенных на рассматриваемом пересечении проезжих частей.

        Разметка 1.26:

        Если автомобилист не закончил проезд перекрёстка до появления запрещающего сигнала, он имеет право и должен закончить свой манёвр.

        Исключение в этом правиле — стоп-линия с соответствующим знаком:

        Правила разворота

        При необходимости развернуться или сменить направление налево, водитель после разрешающей движение команды пропускает встречный транспорт, едущий прямо или направо, а затем проводит свой манёвр. То же правило действует и при наличии в комплектации светофора секции «стрелка». Сначала нужно пропустить машины, движущиеся в другом направлении.
        Если при совершении манёвра дороги двух машин пересекаются, первоочерёдность проезда принадлежит автомобилю, проезжающему справа.

        Важно! На многополосном полотне равнозначного пересечения, прежде чем развернуться, автомобилист перестраивается в полосу, подходящую направлению его проезда.

        Обгон

        Перед выполнением манёвра нужно убедиться в отсутствии помех для других участников дорожного движения.
        Обгонять другие транспортные средства на однополосных пересечениях дорог, как нерегулируемых, так и при наличии светофора, запрещено. Можно проехать лишь по главной дороге, двигаясь прямо.

        Совершая манёвр, помните: пересекать сплошную или двойную сплошную белую линию на дорожном полотне запрещено. Действие также запрещено на участке «зебры».

        Запрещается опережать машину, идущую впереди и при этом намеревающуюся повернуть налево или также обогнать транспорт впереди. Нельзя проводить манёвр, если о подобном шаге сигнализирует водитель позади вас.

        Рекомендуем для прочтения:

        • Обгон на перекрёстке: можно или нет
        • Правила проезда перекрестков: кто должен проехать первым?
        • Что такое перекресток, виды перекрестков
        • Что такое пересечение проезжих частей на перекрёстке

        Остановка

        Останавливаться на участке трёхстороннего пересечения можно в месте, противоположном боковому проезду, при наличии разметки «разделительная полоса» или «сплошная». В других случаях остановку нельзя совершать ни на участке перекрёстка, ни на 5-метровом отрезке до самого пересечения. Наглядный пример на изображении:

        Регулировщик

        Для многих автомобилистов появление на перекрестке регулирующего движение человека в форме является страшным сном, ведь сколько не приходится зубрить это правило, со временем оно все равно забывается.

        Регулировщик

        К счастью, на современных дорогах с высококачественной оптикой явление это нечастое, да и сами «живые светофоры» предпочитают давать водителям более легкие и понятные подсказки. Однако если на пересечении появится сотрудник ГИБДД, то первое, что следует запомнить, это его преимущество перед сигнальными приборами.

        Проще говоря, работа любой светофорной линзы в подобных ситуациях будет считаться некорректной и все внимание должно быть обращено на положение тела и жезла в руках ДПС-ника.

        И если водители видят его левый бок с поднятой под прямым углом вместе с жезлом правой рукой, то это значит, что двигаться можно в любом направлении, при условии, что такие маневры не будут мешать другим равноправным участникам дорожного движения.

        Очевидно, что дальнейшее следование становится возможным как для поворачивающего налево желтого автобуса, так и для уходящей вправо синей легковушки.

        Безусловно, спорных ситуаций, путающих как опытных автомобилистов, так и начинающих, намного больше. А чтобы ориентироваться в них, необходимо отнестись к изучению ПДД со всей ответственностью.

        Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

        Довольно часто новички, недавно оказавшиеся за рулём, пугаются красного цвета главного светофора, несмотря на наличие дополнительных разрешительных знаков, дающих добро выполнить манёвр. В итоге такая машина может застопорить всё движение.

        Представьте ситуацию, что перед вами загорелась или горит допстрелка зелёным цветом, указывая в левую или правую сторону движения. Но сам светофор горит красным. Это сильно смущает некоторых водителей, и они считают, что движение для них запрещено. Но всё зависит от того, в каком направлении вы движетесь. Такая ситуация указывает на возможность совершения поворота в том направлении, в котором указывает зелёная дополнительная стрелка. Но уступить дорогу автомобилистам, которые движутся в других направлениях, вы обязаны.

        Несмотря на то, что в светофоре горит красный, наличие зелёного света в дополнительной секции даёт право повернуть в указанную стрелку сторону, не дожидаясь зелёного сигнала от самого светофора.

        Что же касается необходимости уступить дорогу, то тут речь идёт о том, чтобы не создавать помехи. Не начинайте, не продолжайте и не возобновляйте своё движение, если для этого другим водителям требуется сбросить скорость или сменить направление собственного движения. Грубо говоря, когда из-за вашего манёвра другие водители притормаживают или меняют траекторию, это говорит о нарушении ПДД с вашей стороны, поскольку вы сыграли роль помехи.

        Допстрелка зелёного цвета параллельно с красным сигналом светофора

        В правилах чётко не говорится о том, какому именно транспорту, в зависимости от стороны их приближения, вы обязаны уступить. В этой ситуации рисковать не стоит. Лучше взять за правило необходимость уступать дорогу в ситуациях, когда горит красный светофор, но зелёная допсекция.

        Комбинация из зелёного дополнительного сигнала и основного красного указывает исключительно на возможность двигаться в том направлении, куда показывает допсекция. Только необходимо запомнить, что вы в такой ситуации не имеете приоритетное или первоочередное правило. Оно у тех автомобилистов, перед которыми одновременно горят зелёный светофор и зелёная стрелка досигнала. Потому именно им требуется обязательно уступить дорогу, а также не создавать помехи иным участникам движения, осуществляя манёвр такого рода.

        Возможные ошибки

        Когда водители совершают развороты, они могут допускать ряд ошибок. Это может послужить причиной для создания ДТП. Самая распространённая ошибка — автомобилисты не пропускают ТС, движущиеся навстречу, даже если ситуация обязывает сделать это.

        Другие возможные ошибки:

        • когда на дороге есть разделительная полоса, манёвр совершается по малому радиусу. Если это увидит сотрудник ГАИ, он может воспринять ваши действия, как попытку проезда на полосу встречного движения. За такую ошибку легко лишиться водительских прав;
        • водители не следят за авто, которые движутся рядом или сзади. Некоторые могут обгонять машину, которая заехала на дальнюю траекторию движения. Это самая распространённая причина для ДТП.

        Важно! В процессе движения по узкому пересечению дорог, нельзя наезжать на места для пешеходов, бордюры или сплошную линию.

        Регулируемый перекресток, не являющийся круговым движением

        Внимательно посмотрите на приведенный рисунок. Перед нами все тот же перекресток, имеющий форму кольца, однако круговым движением он не является, т.к. отсутствуют дорожные знаки 4.3 «Круговое движение».

        Важной особенностью является то, что перед водителем в данном случае не единый большой перекресток, а несколько маленьких. Тем не менее движение организовано так, что машины едут по кольцу. Это довольно часто сбивает водителей с толку. Подобные перекрестки можно встретить, например, в Москве. Причем они могут иметь довольно причудливую конфигурацию.

        Кроме того, на каждом из маленьких перекрестков может быть организована собственная схема движения. Например, два въезда могут быть регулируемыми, а два — неравнозначными перекрестками. Причем никакого противоречия с точки зрения ПДД при этом не возникает, т.к. перед водителем несколько отдельных перекрестков.

        В завершение хочу отметить, что при установке светофоров на перекрестке в форме круга схему движения стараются сделать максимально понятной для водителей. Однако если у Вас возникли сложности с определением приоритета на кольце, то напишите об этом в комментариях ниже.

        Нерегулируемый перекрёсток

        Порядок проезда на нерегулируемом трёхстороннем пересечении следующий:

        Т-образные перекрёстки, особенно нерегулируемые, считаются сложными участками, поэтому важно разобраться в них, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие.

        Проезд нерегулируемого перекрестка

        1. При проезде нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог действует всем известное правило «помеха справа».
        2. Когда главная дорога на перекрестке меняет сое направление, то водители должны определить очередность проезда применив правило правой руки (помеха справа), аналогично должны поступить водители движущиеся по второстепенным дорогам. Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями
        3. Следующие почти забытое правило гласит, что если водитель не может определить тип покрытия на проезжей части, а как Вы знаете асфальтовая дорога всегда главная по отношению к грунтовой, то он должен считать себя находящимся на второстепенной дороги.Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

        Три случая, когда трамвай должен уступить дорогу «не трамваю».

        1. Когда трамвай движется на стрелку, включённую одновременно с красным сигналом светофора.

        2. Когда трамвай движется по второстепенной дороге, а «не трамвай» — по главной.

        3. Когда трамвай выезжает из депо.

        В этом месте имеет смысл разобрать несколько комплексных задач проезда нерегулируемых перекрёстков.

        1.

        Решаем задачу последовательно: главная дорога — преимущество трамвая — помеха справа.

        На главной дороге – мы, трамвай А и автомобиль слева. Трамвай Б – на второстепенной дороге, он «отдыхает».

        Первым проезжает трамвай А, так как он трамвай, да ещё на главной дороге. Автомобиль слева для нас не преграда, так как пропускать нужно помеху справа. Мы едем после трамвая А. Далее проезжают автомобиль и трамвай Б.

        2.

        Перекрёсток равнозначных дорог. Правило 1 неприменимо. Остаются правила 2 и 3. Первым проезжает трамвай, а за ним мы, у автомобиля слева помеха справа (мы).

        3.

        У нас помеха справа – мотоцикл. У мотоцикла помеха справа – встречный автомобиль. У встречного автомобиля помехи справа нет, а с нами он разъезжается правым бортом. Поэтому первым начинает движение встречный автомобиль, затем исчезает помеха справа у мотоцикла, затем у нас. Мы можем проехать только после проезда мотоцикла.

        Нюансы движения прямо

        Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда автомобилисту требуется двигаться прямо, а перед ним возникает светофор, имеющий дополнительную секцию.

        В подобной ситуации движение прямо допустимо только в 2 ситуациях:

        • водителю, который собирается ехать прямо, горит зелёный свет основного светофора;
        • водителю горит основной зелёный и дополнительно загорается зелёная допстрелка.

        Если основной сигнал в настоящее время красный, а стрелка зелёная, то движение по прямой в этой ситуации запрещено. Тут нет ничего сложного, потому с прямым проездом светофора, имеющего дополнительную секцию, проблем зачастую у автомобилистов не возникает.

        Где запрещено выполнять разворот

        Запрещено разворачивать транспортное средство, если вы видите следующие дорожные знаки:

        Как разъезжаться с трамваем

        А вот тут-то как раз все очень просто. Снаряженная масса трамвая находится в диапазоне 20–40 тонн, это не учитывая массы пассажиров, которая в час пик может добавить еще 3–4 тонны. Снаряженная масса среднестатистического автомобиля находиться в диапазоне 1–1,7 тонны. Внимание вопрос: кто имеет преимущество?

        Это всё конечно шутка, но суть вы поняли, и правило проезда перекрестков, где присутствуют трамвайные пути, выглядит так:

        Если безрельсовое транспортное средство находиться с трамваем в равных условиях (оба едут по главной/второстепенной дороге или на зеленый сигнал или на разрешающий жест регулировщика), то трамвай всегда имеет преимущество.

        Доспекция с неактивными стрелками

        Не так часто в ПДД трактуется вопрос, который касается проезда светофора, оснащённого вспомогательными секциями, где сами боковые окна не светятся. То есть стрелки неактивные. Это вызывает некоторые затруднения у автомобилистов, они останавливаются, ждут сигнала, задерживают других участников движения.

        Доспекция с неактивными стрелками

        Представьте, что машина приближается к перекрёстку и для неё загорается основной зелёный свет светофора. Но боковая секция остаётся неактивной. На ней не загорается красная или зелёная стрелка. В этой ситуации паниковать и ждать, пока она станет активной, нет необходимости. По правилам вам разрешается спокойно совершить запланированный манёвр.

        Штраф за нарушение правил

        В ст. 12–14 КоАП указаны следующие размеры штрафных санкций:

        • не занята левая полоса или отсутствие включённых поворотников — 700 руб.;
        • обратный ход в местах, где это не предусмотрено — от 800 руб.;
        • смена направления движения в запрещённых местах — 1-2 тыс. руб.;
        • движение по дальней траектории, которая была неуместна — 1,5 тыс. руб.;
        • выезд за пределы пересечения дорог (нарушение правил по малому радиусу) — 5-6 тыс. руб. Если будет повторное нарушение, то вас лишат водительских прав на 1 год.

        Есть определённые ситуации, связанные с нарушением ПДД, за которые не предусмотрены штрафные санкции. К ним относят пропуск транспортных средств первой необходимости (машины скорой помощи, полиции, пожарной службы или ТС с маяками). Также вам не выпишут штраф, если вы нарушили ПДД, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие. К исключениям относят и ситуации, когда часть дороги закрыта из-за ремонта дороги или ДТП.

        Водителям, у которых малый стаж вождения, может показаться, что совершать разворот на пересечении дорог — это сложная и опасная процедура. Но, если тренироваться и следить за окружающими транспортными средствами, то сделать это не так сложно. Главное — следовать ПДД, чтобы не получить штраф и не лишиться водительского удостоверения.

        Тонкости кругового движения на перекрестке

        Собственно говоря, с 08.11.2017 года, после вступления в силу изменений никаких тонкостей не стало. А появилась вполне себе однозначная фраза: при въезде на перекресток, который обозначен знаком 4.3 водитель должен уступить дорогу тем, кто находится на круге.

        Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

        Только позволю напомнить, что въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой из попутных полос, а выезжать только с крайней правой.

        Зелёная стрелка на уровне красного сигнала

        Не менее важно рассмотреть несколько иную ситуацию, когда дополнительная секция присутствует, но находится на не уровне зелёного сигнала, а располагается непосредственно слева или справа от красного фонаря главного светофора.

        Подобный вариант светофора появился относительно недавно. Конструктивно это классический светофор с 3 фонарями, дополненный табличкой с графическим изображением в виде зелёной стрелки. В зависимости от расположения, она смотрит направо или налево.

        Главной отличительной чертой такого светофора выступает именно уровень расположения таблички. Если в случае с дополнительными секциями, которые загораются красным и зелёным, они монтируются на уровне зелёного фонаря светофора, то тут табличка крепится около красного сигнала.

        Подобное относительное нововведение регулируется двумя пунктами ПДД. Это 58.4 и 20.1.

        Трактовка действий автомобилиста напрямую зависит от того, в какую сторону направлена вспомогательная табличка.

        1. Табличка с изображением зелёной стрелки направлена в правую сторону. Если на самом светофоре горит красный, то автомобилисту требуется остановиться согласно правилам запрещающего сигнала. Но потом разрешается продолжать движение, и осуществлять манёвр. Предварительно водитель обязан убедиться в том, что его манёвр безопасен. Аккуратно продолжается движения, исключая создание помех для других транспортных средств, которые движутся в приоритетном для себя направлении. Ещё водитель, поворачивающий по зелёной табличке на красный свет светофора, обязан при повороте направо пропустить всех пешеходов. В этот момент наверняка для пешеходов горит зелёный.
        2. Табличка с зелёной стрелкой направлена в левую сторону. Такое возможно на участках автодороги с односторонним движением. Тут, как и в предыдущем случае, необходимо остановить своё транспортное средство перед красным сигналом. После этого, придерживаясь правил безопасного движения и предотвращения создания помех, начать движение влево. Подобный манёвр разрешается только после того, как транспортное средство выполнило полную остановку и исключительно из левой крайней полосы. Прежде чем поворачивать в левую сторону, водитель обязуется пропустить всех пешеходов и другие транспортные средства по принципу приоритета.

        Эти моменты обязательно стоит учитывать, подъезжая к светофорам подобного типа. Это поможет уберечься не только от нежелательных штрафов, но также и от аварий, ДТП и прочих неприятных инцидентов на дороге.

        Лирическое отступление

        Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

        Важные правила из ПДД

        Если говорить о ситуации с правилами проезда светофоров с дополнительными секциями, то тут стоит акцентировать внимание на нескольких ключевых правилах, предусмотренных в ПДД.

        Их можно назвать основополагающими. Опираясь на них, каждый автомобилист сможет принять верное решение в той или иной ситуации. Основные выдержки следующие:

        • Стрелки, имеющие красный, зелёный или жёлтый цвет, являются абсолютно равнозначными и соответствующими основным цветам стандартного светофора, оснащённого круглыми секциями. Но стрелки отвечают исключительно за движение в том направлении, на которое они указывают.
        • Если стрелка показывает в левую сторону, это даёт право водителю не только повернуть влево, но также и выполнить разворот. Но это возможно лишь в случае, когда подобный манёвр не идёт в противовес конкретной дорожной ситуации. Когда иные обстоятельства позволяют развернуться, водитель при наличии стрелки влево может выполнить соответствующий манёвр.
        • Когда стрелка имеет зелёный текущий цвет, но сочетается с основным сигналом предупредительного жёлтого или запрещающего красного цвета, тогда перед поворотом автомобилисты обязаны уступить дорогу всем автотранспортным средствам, которые движутся в приоритетном направлении.
        • Если речь идёт о трамвае, который движется согласно разрешающей зелёной стрелке на дополнительной секции, но основной светофор красный или жёлтый, трамвай также обязуется уступить дорогу и действовать по принципу приоритетного направления других машин.

        Опираясь на эти пункты, разобраться с особенностями пересечения светофора, имеющего допсекции, будет намного проще. Не ленитесь периодически перечитывать ПДД, изучать свежие издания и активно следить за нововведениями в вопросах правил движения.

        Трактовка правил, ГОСТы и штрафы

        Тут стоит вернуться к пункту 6.4 действующих Правил дорожного движения, который касается вопроса контурной стрелки основного сигнала светофора и дополнительных секций.

        Исходя из этого пункта правил, некоторые автомобилисты сделали поспешный вывод. Согласно их мнению, если контурная стрелка на главном светофоре отсутствует, то по такому сигналу двигаться можно в любом удобном для водителя направлении, несмотря на дополнительную секцию.

        Основная трактовка правил

        Это категорически неправильный вывод, обусловленный тем, что текст правил попросту неправильно прочли или трактовали.

        В пункте 6.4 ничего не говорится о запретах или разрешениях. Этот пункт только информирует участников движения. О чём именно, уже было рассмотрено ранее. Контурная стрелка просто информирует и указывает, но никак не разрешает и не запрещает. Это важно понимать.

        Когда контурной чёрной стрелки нет, то тут не о чем информировать, сообщать или указывать. При этом в случае отсутствия чёрной контурной стрелки не стоит считать, что все остальные направления, которые не указаны стрелками, разрешены.

        Тут следует подвести 2 важных итога, которые окончательно помогут ответить на вопрос.

        1. Контурная чёрная стрелка на светофоре есть. Это отлично. С помощью такого решения дорожные службы проявляют заботу о водителях и информируют о том, что используются дополнительные секции. Когда видимость на дорогах плохая, это сильно помогает. Также допсекции и контурная стрелка не заставляют думать о том, куда двигаться можно, а куда нельзя. Выполнять манёвры разрешено в тех направлениях, в которые повёрнуты контурные стрелки.
        2. Контурная стрелка отсутствует. Это плохо. Подобные дорожные светофоры выполнены с нарушением стандартов, то есть ГОСТа. В этой ситуации автомобилисту приходится внимательнее смотреть на дорожную обстановку и думать. К примеру, когда допсекция стоит справа, но она выключена, поворот вправо водителю запрещён. Если допсекция слева и она тоже выключена, поворачивать налево или разворачиваться категорически нельзя.

        Проблема второго варианта в том, что при условии плохой видимости заметить отключённую допсекцию и проехать перекрёсток, опираясь только на основные сигналы светофора, нарушив тем самым ПДД, довольно просто.

        Но есть и другая проблема. Это неправильная трактовка факта несоответствия светофора ГОСТу. Определённая категория автомобилистов уверены, что при несоответствии светофора следовать его правилам они не обязаны. То есть можно смело нарушать ПДД, и им за это ничего не будет. Это совершенно не так. Избежать штрафа, акцентируя внимание на то, что светофор выполнен с нарушениями по ГОСТу, вы никак не сможете. Потому лучше следовать изложенным выше правилам и принципам совершения манёвров.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации