Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Притирочная паста для клапанов какая лучше

Притирочная паста – купить или сделать самому?

Для специальной обработки различного машино- и судостроительного оборудования – корпусов и пробок кранов, гидравлических агрегатов, седел и других элементов двигателей, применяется притирочная паста. О ней разговор в статье.

Какую притирочную пасту лучше использовать для притирки клапанов

Впускные и выпускные клапаны автомобильных двигателей работают в очень тяжёлых условиях, поскольку повышенные рабочие температуры в сочетании с интенсивным трением обуславливают интенсивный износ. Чтобы этот процесс происходил медленнее, клапаны притирают, используя различные формулы притирочных паст.

Пасты для притирки клапанов. Какую выбрать?

притирочная паста для клапанов

Впускные и выпускные клапаны автомобильных двигателей работают в очень тяжёлых условиях, поскольку повышенные рабочие температуры в сочетании с интенсивным трением обуславливают интенсивный износ. Чтобы этот процесс происходил медленнее, клапаны притирают, используя различные формулы притирочных паст.

Для чего необходима притирка

притирка клапанов своими руками

Процесс притирки клапанов вручную

При покупке автомобиля большинство смотрит на степень сжатия в цилиндрах. Этот параметр зависит от большого числа факторов, среди которых и состояние поршней, и колец, и клапанов. Последние могут просто плохо закрывать отверстия вследствие износа рабочей поверхности или прогорания. А негерметичная камера сгорания – это причина малого давления в цилиндре. Внешний признак – ухудшаются характеристики, разгон становится медленным, автомобиль просто «не тянет», а при большой нагрузке даже малый уклон становится почти непреодолимым препятствием.

И если вы провели капремонт двигателя, а компрессия в цилиндрах далека от идеала, то первым делом смотрите на клапаны, насколько хорошо они закрывают впускные и выпускные отверстия. На некоторых моделях автомобилей установлена система, которая проводит притирку в процессе работы. Все достаточно просто – клапан вращается вокруг своей оси, лишний металл стачивается и в итоге образуется идеально ровная поверхность. При соприкосновении с блоком не наблюдается зазоров, отверстия закрываются максимально плотно. Но в большей части автомобилей таких систем нет, поэтому приходится все делать вручную. Способов всего три, их и рассмотрим детально.

Зачем притирать клапана?

Притирка представляет собой разновидность полировки, когда абразивные частицы, попадая между деталями разной твёрдости, внедряются в более мягкий материал. В результате чистота поверхности более твёрдого изделия в паре трения возрастает. Притирочные составы широко используются в практике авторемонта для получения правильного сопряжения угловых размеров клапана и седла. У правильно притёртых клапанов площадь поверхности контакта увеличивается примерно вдвое.

Качественная притирка клапанов решает, таким образом, две задачи:

  • Создаёт лучшее уплотнение между клапаном и головкой, что предотвратит выход газов во время такта сжатия.
  • Предотвращает подгорание клапанов, поскольку увеличенная площадь контакта обеспечивает лучший отвод тепла от клапанов к головке.

Притирка реализуется нанесением специального состава – притирочной пасты для клапанов — на края клапанов с последующим их вращением по головке.

1 Поршневой механизм автомотора – эффективен ли он без притирки?

Домашними мастерами притирочная паста используется для обработки клапанов автодвигателей. Мотор любого транспортного средства – это набор сложных узлов и механизмов. Правильно функционировать они будут лишь в случаях, когда все их элементы слаженно и четко взаимодействуют друг с другом. Проблемным элементом силового автомобильного агрегата являются клапаны. Интересующие нас составы как раз и используются для повышения качества их работы. Притирки дают следующие результаты:

  • удаление лишнего тепла от тарелок клапанов;
  • высокий уровень герметичности клапанного (шатунно-поршневого) механизма.

Поршневой механизм автомотора – эффективен ли он без притирки?

После грамотно выполненной притирки зазоры между клапанами становятся минимальными, что обеспечивает важный эффект – повышение общего уровня компрессии механизма. Мотор начинает функционировать без сбоев. Необходимость в притирке чаще всего возникает после капремонта двигателя. А сама процедура выполняется при помощи притирочной плиты или шарошками.

Состав притирочной пасты

Основными компонентами паст для притирки клапанов являются:

  1. Масло, повышающее теплоёмкость и уменьшающее температуру на притираемых поверхностях. Некоторые пасты, с целью снижения вязкости, производят на водной основе.
  2. Мелкодисперсный абразив, производящий полировку.
  3. Антиокислительные вещества, снижающие механохимический износ.
  4. Ингибиторы коррозии, положительно влияющие на долговечность клапана.
  5. Осветляющие составы.

Эффективность любой притирочной пасты для клапанов определяется видом абразива. Используются карборунд, алмазная крошка, диоксид кремния, стекло, окись алюминия, а также карбиды кремния и бора.

Притирочная паста для клапанов классифицируется от грубо- до мелкозернистой. В грубозернистой пасте абразивные частицы достаточно крупные, поэтому она используется для грубой притирки. Чем выше показатель зернистости притирочной пасты, тем более тонкую притирку можно ею выполнить.

Масло и шлифовальная паста имеют противоположные функции: в то время как абразив увеличивает трение, масло стремится уменьшить его, ограничивая одновременно режущее воздействие. Масло (или вода) являются также основой, в которой происходит перемещение абразивных частиц при притирке.

Некоторые пользователи самовольно снижают исходную вязкость пасты, что недопустимо: в результате уменьшается нагружающее усилие и режущее воздействие абразивных частиц на притираемые поверхности. Сами же частицы быстрее вымываются, что приводит к росту расхода притирочного состава.

2 Виды притирочных составов – ГОИ и ВМП-Авто

Смеси, используемые для обработки деталей в судо- и машиностроении, изготавливаются в виде абразивных паст (реже – порошков). Они могут быть крупно-, средне- и мелкозернистыми. Для работы с двигателями обычно применяются составы с мелким зерном. Но в некоторых ситуациях (старые детали, большие зазоры между клапанами) используют и крупнозернистые пасты или порошки, предназначенные для грубой обработки поверхностей из алюминиевых сплавов, меди, чугуна, углеродистой стали.

Виды притирочных составов – ГОИ и ВМП-Авто

Самая известная притирочная паста среди отечественных автомобилистов – ГОИ. Выпускается она в кусках абразивного материала либо в цилиндрических тюбиках высотой 5 см, сечением 3,6 см. ГОИ не только снимает лишние слои с металлических поверхностей и придает последним минимальную шероховатость, она также увеличивает показатель устойчивости обработанных клапанов к износу. За счет этого детали эксплуатируются намного дольше.

ГОИ – паста, относящаяся к категории мягких абразивов. Она бывает грубой, средней, тонкой. Первая из указанных характеризуется светло-зеленым цветом. Грубые составы рекомендованы для удаления слоев толщиной 20–40 мкм. Они незаменимы, когда необходимо убрать следы обработки металла шлифованием, шабрением, опиливанием. Средняя паста, имеющая темный цвет, обеспечивает более чистую поверхность. С ее помощью снимают слои толщиной 8–20 мкм. А тонкая ГОИ используется для финальной притирки (до 7 мкм). Она придает зеркальный блеск обрабатываемым поверхностям. Цвет тонкой пасты – черный с легким зеленоватым оттенком.

Широкое распространение получили и притирочные составы ВМП-Авто. Под этим брендом выпускается несколько видов паст – профессиональная, алмазная, классическая. Друг от друга они отличаются размером зерна. Профессиональная паста ВМП обеспечивает притертым поверхностям шероховатость не более 0,6, алмазная – до 0,5, классическая – до 0,7 мкм.

Самые популярные алмазные пасты с синтетическим и натуральным алмазным порошком разработаны отечественным Институтом сверхтвердых сплавов. Такие составы принято делить на крупные, средние, мелкие, тонкие. Алмазная паста выпускается в жидкой, мазеобразной и твердой консистенции. Автомобилисты обычно используют жидкие и пастоподобные составы. Они гарантируют высокую точность и качество обработки клапанов.

Алмазные пасты желательно использовать совместно с каким-либо составом для охлаждения (минеральное легкое масло, бензин, керосин). Эти жидкости позволяют выполнять притирку быстрее и эффективнее, а также увеличивают точность обработки поверхностей.

Притирка клапанов вручную

приспособление для притирки клапанов

Такое приспособление используют для ручной притирки клапанов

Это самый сложный и трудоемкий способ, но он того стоит, ведь достигается максимальная точность. Вам потребуется паста для притирки клапанов и специальное устройство. Последнее изготавливается из металлического стержня с зажимом на одной стороне, а рукоять Т-образной формы находится с другой. Паста – это смесь из абразива и мазута, в магазинах можно встретить ее под номерами 1 и 2. Цифра означает, насколько большой размер гранул абразивного материала.

Процесс можно разбить на несколько этапов:

  1. Производится установка клапана в штатное посадочное место.
  2. Тарелку клапана необходимо смазать пастой.
  3. Устройство ставите на ось стержня.

Далее приспособление для притирки клапанов поможет вам вращать клапан в разные стороны при помощи рукояти. Время от времени необходимо наносить слой пасты. И самое главное – старайтесь как можно сильнее прижимать рабочую поверхность клапана к седлу, чтобы провести притирку максимально качественно.

Особенности притирки

Независимо от марки пасты для притирки клапанов стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Перед началом работ необходимо как можно более равномерно прижать притираемую деталь к слою притирочной пасты.
  2. Притираемый элемент следует в процессе притирки постоянно прижимать, до появления излишков состава в зазоре между деталями.
  3. Вращение притира должно производиться до тех пор, пока усилие перемещения сопрягаемых частей не уменьшится: это свидетельствует о том, что абразивные частицы выдавлены из зоны обработки, и там находится только масляная или водная связка.
  4. Если притирку необходимо продолжить, то старую пасту удаляют, и наносят свежую.

Контроль качества притирки клапанов в домашних условиях можно выполнить двумя методами – «на карандаш» и «на керосин». В первом случае на поверхность, используя мягкий карандаш, наносят до шести рисок, которые должны располагаться в радиальном направлении. Притёртые детали накладывают, и выполняют 2…3 оборота. Если риски остались, притирку необходимо продолжить. Для проверки «на керосин» сопрягаемые детали насухо вытирают и размещают на листе чистой белой бумаги, после чего в зазор вливают немного керосина. Если через 6…7 часов на противоположной стороне следов керосина нет, притирка может считаться завершённой.

3 Делаем пасту сами – если не хочется платить за готовую смесь

Простой и при этом вполне эффективный притирочный состав несложно сделать самостоятельно. Рассматриваемые нами пасты состоят из порошка, который делается из:

  • Синтетических алмазов, карбида бора. Такие пасты используются для снятия лишних слоев с твердых сплавов.
  • Карбида кремния. Составы для обработки хрупких металлов и чугуна.
  • Электрокорунда (хромистого, белого либо обычного). Этот порошок чаще всего и входит в пасты для притирки элементов автодвигателей.

Посмотрим, как самому изготовить смесь для обработки клапанов. Вам нужно найти немного абразивной крошки, содержащей уже упомянутый корунд или иной порошок. Такой материал несложно добыть в любом наждачном приспособлении или станке. Просто соберите немного крошки с камня наждака.

Если станок использовался ранее, абразивные частички в нем будут смешаны с металлом. Вам следует отделить ненужные примеси от абразива. Делается это при помощи обыкновенного магнита. Разложите на ровной поверхности собранную смесь. Поднесите к ней магнит и соберите абразив, оставив ненужные добавки. После этого влейте в собранную крошку немного масла (можно использовать любое) и тщательно перемешайте состав до кашицеподобного состояния. Самодельная притирка для клапанов готова! Пользуйтесь.

Притирка с помощью ручной дрели

паста для притирки клапанов

Во время притирки периодически нужно наносить новый слой пасты

Такой способ окажется намного проще, причем качество не особо пострадает. А поможет вам в проведении работы обычная ручная дрель с реверсом (это условие обязательно). Также потребуется изготовить специальный инструмент – простую насадку на дрель, которая по форме похожа на плоскую отвертку. И запаситесь пятачками с небольшой щелью под наконечник насадки по центру. Когда весь инструмент готов, можно приступать к притирке.

Установите ГБЦ вверх ногами, чтобы сверху было хорошо видно гнезда. Рабочую поверхность обрабатываемого клапана смажьте пастой с абразивом. Теперь, используя битум, на тарелку клапана приклейте пятачок. Подождите немного, чтобы битум высох и схватился. Теперь берете дрель с насадкой, устанавливаете ее в пятачок и начинаете вращать клапан. По мере необходимости добавляйте пасту. Старайтесь делать так, чтобы вращение происходило в обе стороны примерно равные промежутки времени. Чтобы отклеить пятачок после проведения притирки, его достаточно просто нагреть.



Применение инструмента

Поскольку не у всех есть возможность выделять много времени для выполнения поставленной задачи, многие мастера рекомендуют применять другой метод. Необходимо найти шуруповерт (встречаются варианты с использованием дрели, но она работает на более высоких оборотах, поэтому является не самым лучшим выбором). Если обзавестись этим инструментом не удалось, можно найти дрель с функциями реверсного вращения и настройки числа оборотов. Притирать клапана можно двумя методами – сверху либо со стороны камеры сгорания.

Если притирать от камеры сгорания, то процедура выглядит следующим образом:

  1. Понадобятся стальные пятаки, диаметр которых будет меньшим размера тарелки клапана. В центре пятаков необходимо сделать прорезь, такую же как на головках болтов под плоскую отвёртку.
  2. Приклеить эти пятаки на тарелку клапана с помощью небольшого количества расплавленного битума.
  3. Установить головку блока цилиндров камерами сгорания вверх, установить клапан и смазать участок притирки, используя специальную пасту.
  4. Установить в патрон шуруповерта (дрели) металлический стержень, конец которого выглядит как отвертка.
  5. Вставить окончание стержня в соответствующее место на пятаке и приступить к работе, установив небольшие обороты.
  6. В каждом из направлений клапан следует провернуть примерно 10 раз, причем перед изменением направления вращения не забываем нанести новую пасту.
  7. Надеть пружину на стержень клапана, чтобы она поднимала его. Сопротивление не должно быть существенным.
  8. Для снятия металлического пятака придётся нагреть клапан.
  9. Удалить следы битума с помощью растворителя либо бензина.

Если выполнять работу сверху, то этот метод почти идентичен ручному. Правда, вращать клапан необходимо с помощью шуруповерта. В патрон инструмента устанавливается стержень примерно того же диаметра, что и размер стержня клапана. Также надо найти кусок резиновой трубки, чтобы соединить клапан со стержнем. Окончания трубки желательно обжать с помощью хомутов, чтобы соединение было хорошо зафиксированным.


Как притереть клапана своими руками?

Чтобы притереть клапана, не обязательно ставить свою машину на долгий ремонт в автомастерскую, и надеется, что, мастера сделают всё на «отлично», а не спустя рукава. Эту процедуру можно проделать самостоятельно при наличии желания и необходимого инструмента. Более того, большинство настоящих автолюбителей, предпочитают делать ремонт и настройку механизмов (агрегатов) своими руками. Это гарантирует качество работ и доставляет моральное удовлетворение водителю.

Что такое притирка клапанов и для чего она нужна?

В большинстве отечественных автомобилей, особенно старого образца, 1970–1991 годов, стоят четырёхцилиндровые, восьми клапанные двигатели. То есть, на каждый цилиндр приходится по два клапана – впускной, впускающий в камеру сгорания горючую смесь, и выпускной, выбрасывающий отработанные выхлопные газы в коллектор.

Клапан автомобиля, похож на гвоздь с широкой шляпкой, которой он и затыкает отверстие в камере сгорания. Шляпка или правильнее – тарелка клапана плотно прилегает своим краем (фаской) к седлу – кромке отверстия, в которое он установлен. Чем чище и ровнее края тарелки и седла, тем лучше клапан закрывает отверстие, а значит мощность двигателя, без потерь, направляется на движение поршней.

Со временем, края тарелки и седла покрываются копотью и нагаром, что нарушает герметичность камеры сгорания. Это отрицательно сказывается на мощности и экономичности двигателя, увеличивается расход масла.

Если не чистить регулярно клапана, то раскалённые выхлопные газы, рано или поздно расплавляют саму тарелку, приводя клапана в негодность, а следовательно и весь двигатель.

Так как процедура снятия головки двигателя довольно трудоёмкая, имеет смысл объединять работы, проводимые с её узлами и деталями. Например, при замене прокладки головки двигателя, можно заодно поменять маслосъёмные кольца на поршнях и почистить клапана.

Необходимость чистки определить визуально трудно, но есть простой способ понять насколько это необходимо. Нужно налить в камеры сгорания, прямо на тарелки клапанов, керосин или бензин и оставить их так на 12 часов. Если жидкость за это время вытекла, то это означает что она просочилась между тарелкой и седлом, а значит чистка и притирка необходимы.

В целом же, считается, что клапана нужно чистить и притирать каждые 50000 км пробега. Но и эта цифра неточная, так как играет роль манера использования двигателя, ведь он может работать при сильных, спортивных нагрузках, а может и в щадящем режиме на хорошем, чистом топливе.

Что необходимо для притирки?

Притирать клапана можно несколькими способами, в зависимости от выбранного понадобится и соответствующий инструмент. Это может быть обычная электродрель, специальный пневматический инструмент или ручная фреза. Соответственно понадобится специальная притирочная паста, состав которой аналогичен тому, что применяется ювелирами для шлифовки металлов.

Какую притирочную пасту использовать?

На заре автомобилестроения для притирки клапанов использовалась пыль от алмазных кругов, смешанная с машинным маслом. На сегодняшний день данные смеси заменяются разнообразными пастами для притирки. Отличаются они содержанием абразивных элементов, размеров фракций и соответственно ценой.

Выбирается паста в зависимости от степени загрязнения, качества и марки металла клапанов, года выпуска и модели двигателя. Также имеет значение способ притирки – ручной или механический.

Немаловажный фактор выбора пасты – это опыт мастера. К примеру, новичок, используя крупнозернистую пасту, может легко испортить клапан или седло. Поэтому для начинающих мастеров рекомендуется применять мелкозернистую пасту, при этом на притирку таким средством времени уходить будет больше.

В автомобильных магазинах для первичной притирки продается крупнозернистая паста под названиями «Классическая» или «Алмазная». Для финишной притирки используется паста «ФАБО» – финишная антифрикционная безабразивная обработка. Эта паста продаётся в комплекте из двух тюбиков, с крупными фракциями и шлифовочная.

Существуют и многофункциональные пасты типа «ABRO Grinding Paste GP-201». Ей можно не только шлифовать клапана, но и очищать металлические детали от ржавчины и даже использовать для заточки режущих инструментов, например, рубанков. Её цена намного ниже специальной «ФАБО», так что, как говорится, в хозяйстве пригодится.

Пасты «PERMATEX» или «Done Deal» используются также для полировки хромовых деталей, так как в их составе не технический алмаз, а карбид кремния.

Важно! Перед покупкой пасты, нужно внимательно прочитать её состав и спектр применения.

Если ремонт застал водителя без пасты, а притирку отложить невозможно – двигатель уже разобран, можно смешать с маслом абразив счищенный с обычной, мелкой шкурки, а для финишной полировки использовать пасту Государственного Оптического Института или более известную под названием, паста ГОИ.

Проверка качества притирки

Как уже упоминалось, только профессионал сможет на глаз понять, насколько качественна была проведена притирка клапанов. Но даже они, проверяют притирку тарелки с седлом с помощью керосина, бензина или просто солярки. Для этого головка цилиндров устанавливается строго горизонтально на ровной поверхности, а в цилиндры наливается жидкость. Если через 12 часов в одном из цилиндров уровень керосина значительно уменьшился, придётся повторить притирку обоих клапанов ещё раз. Если клапанов в цилиндре 4, то есть 2 впускных и 2 выпускных, то притирку надо будут повторить на всех 4.

Есть мнение, что притирку клапанов, нужно делать не только после 50000-60000 км пробега, но и на новых автомобилях. Понятно, что процедура не требуется на бюджетных седанах или других обычных машинах. Но она обязательна, на спортивных болидах, так как там, играет роль, каждый кПа компрессии, каждая лошадиная сила. Так что, при подготовке спортивного автомобиля к гонкам, без притирки клапанов не обойтись. И вот тут проверка заключается не только в визуальном или керосиновым тесте, но и на гоночном треке.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации