Андрей Смирнов
Время чтения: ~27 мин.
Просмотров: 1

Развальцовка тормозных трубок: виды, инструменты и создание своими руками

Содержание

Приспособления и инструменты для развальцовки медных труб

Развальцовка медных труб

Вальцевание, или развальцовка, медных труб — это технологический процесс, который заключается в деформации стенок в нужном для человека направлении. Такую операцию проводят в тех случаях, когда нужно надёжно и герметично соединить трубки из меди с разнообразными приборами и устройствами или для состыковки отдельных элементов трубопровода.

На сегодняшний день трубки из меди очень распространены. Если их соединение должно быть разъёмным, то без развальцовки не обойтись. Развальцовщик для медных труб может быть различным: специальное серийно выпускаемое оборудование или простой набор инструментов, который качественно позволит выполнить этот процесс при соблюдении всех рекомендаций.

Ремонт тормозных трубок, самостоятельная развальцовка, инструменты и приспособления

Каждый автолюбитель должен немного разбираться в конструкции своей машины, чтобы уметь в случае ремонта устранить неисправность своими руками, если есть такая возможность. Особенно это касается тормозной системы. Часто, при её поломках требуется развальцовка тормозных трубок, по которым жидкость передаётся, при нажатии на педаль, от цилиндра к колодкам.

Развальцовка труб: тонкости технологии и основные инструменты

Специалистам часто приходится изменять как конфигурацию, так и другие геометрические параметры трубопроката для решения различных задач. Чаще всего для изменения формы и размеров трубного изделия используется такая технологическая операция, как развальцовка. Следует иметь в виду, что данная операция в корне отличается от той, которую называют вальцовкой, причем различия эти существенны.

Концы этих медных труб развальцованы: расширены до определенной формы и подготовлены для соединения

Концы этих медных труб развальцованы: расширены до определенной формы и подготовлены для соединения

Как развальцевать медную трубу

Медные трубки по ГОСТ 21646-2003 ввиду своей большой теплоёмкости и пластичности часто используются в системах охлаждения и кондиционерах. Для формирования сложных отводов и соединений дома изделия приходится пластически деформировать. Правильная развальцовка медных трубок – определяется выбором технологии и инструмента. Как это делать узнаем далее.

Как самостоятельно развальцевать тормозную трубку

Также, одной из причин неисправной работы трубочек, является видимая утечка жидкости и тормозной системы. Эта утечка приведет к перегреванию тормозных барабанов и к неравномерному изнашиванию тормозных колодок. Еще одним признаком может быть не привычное поведение автомобиля во время нажатия на педаль, а именно, автомобиль немного уходит в сторону. Конечно, это косвенная причина, но, как утверждают специалисты, она может указывать на неисправность трубочек.

Самым явным симптомом того, что трубки начинают или уже износились и пора заниматься развальцовкой – увеличение тормозного пути.

Важно знать, что основными проблемами, из-за которых довольно часто происходит поломка трубочек, есть:

  • разрушения структуры шестигранной головки;
  • попадание сора и грязи в места резьбовых соединений или же попадание и закоксовывание жидкости в этих местах.

Выше указанные неприятности наносят очень большой вред не только элементам, но всей системе. Если владелец хочет уберечь машину от такого рода неприятностей ему следует помнить, что необходимо хотя бы один раз в год проходить тестирование тормозной системы автомобиля. Если приравнивать элементы и саму систему к километражу, то диагностика обязательно проводиться каждые 50000 километров, а детали, в частности резиновые трубки, меняются после 125 тысяч километров, не зависимо от того каком техническом они состоянии.

Рекомендуем: Замена бензонасоса на ВАЗ-2113, 2114, 2115

Развальцовка медных трубок

Медь — очень популярный и востребованный металл во многих сферах жизнедеятельности. Он играет важную роль в промышленном производстве. В статье мы разберем особенности процесса развальцовки медных трубок.

Как развальцовать тормозную трубку своими руками: инструкция, инструмент, видео

Развальцовка тормозных трубок – это процедура, выполнение которой может в любой момент потребоваться тому, кто имеет собственный автомобиль. Конечно, осуществление этой и любой другой операции, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортного средства, всегда можно доверить квалифицированным специалистам станций технического обслуживания, но многие автолюбители идут другим путем и стараются сделать все своими руками. Каждый автовладелец вправе сам решать, кому доверять техническое обслуживание своего транспортного средства, но многие из таких вопросов вполне можно решить самостоятельно.

Научиться самостоятельной развальцовке трубок совсем несложно

Научиться самостоятельной развальцовке трубок совсем несложно

Признаки замены

Определить неисправность трубок самостоятельно можно при следующих признаках:

  • Вытекание тормозной жидкости из системы;
  • Перегрев тормозных барабанов;
  • Скрип при нажатии на педаль;
  • Увеличение хода тормозной педали;
  • Тормозной путь становится длиннее;
  • Износ колодок происходит неравномерно.

Джамшутим и отдыхаем


Идея давно носилась в голове, но покупать для переделки стандартную приспособу (продается где-то за 300р-но вальцует только на конус ,а не бочонком) не хотелось без четкой уверенности в удаче.
Итак что получилось (лепил из того что подвернулось ).

Это общий вид, приспособа при развальцовке зажималась в тиски.

Результат обжатия и самый главный рабочий орган

Схема рабочего органа

Для штырька использовал хвостовик сверла 2,5мм посадив его на пайку в глухое отверстие …. фаски на уголках и рабочем органе сняты сверлом 7,5мм, когда сверлил в уголках отверстие под трубку то зажал между ними картонку(папка «дело») чтоб потом трубку сжимало плотно и она не проскальзывала.

Угол при вершине порядка 100гр, но это не критично — медяха обожмется. Отверстие в кондукторе сверлил сверлом равным диаметром трубке, дело в том что бывают 5 мм и 4,8(там дюймовый размер-около того), за счет убранной после сверления папки трубка и зажимается, просверлишь 5мм — 4,8 уже не зажмешь…. так что спервы трубка… Вроде как в оригинале 4,8… но точно не скажу,,завтра штуцер померю, вроде 5 мм очень плотно в него входит, а должен свободно прокручиватся.

Вот теперь можно купить приспособу (она просто удобнее в разборке сборке) и сделать туда другой пуансон.Как только попадется на глаза приобрету ,переделаю и выложу…

P.S.

Как и обещал было куплено вот такое чудо

Был изготовлен новый рабочий орган

от первого образца отличие в том что в новом варианте он не вращается относительно трубки…..

Была полностью переделана тормозная система на «Газели» друга, ни одного потека! Ну и так по мелочи с десяток вальцовок,все работает без проблем…


Свойство вальцевания труб из меди

В основном медные трубки применяются в холодильных установках, которые предназначены для бытовых нужд, а также в сплит-системах. По таким трубкам проходит охлаждающая жидкость, как правило это фреон. Когда проводится ремонт холодильников или сплит систем, часто требуется замена трубочек, а это без вальцевания выполнить никак нельзя.
Вся операция вальцовки при ремонте бытовой техники для дома может проводиться при помощи экспандера. Это такое простое устройство, которое дает возможность растянуть за одно действие трубу до нужного размера. Данные механизмы оборудованы несколькими насадками, которые считаются сменными. Потому что их используют для разных диаметров трубок.

Эспандер для быстрого вальцевания

d840a4e042d2f459abed2ed483a95005

Например, эспандеры не могут дать стопроцентной гарантии, что вальцовка будет произведена качественно. Поэтому лучше применять устройства из твердого сплава для того, чтобы согнуть медные трубы в таких агрегатах. Приобрести наборы для вальцовки медных труб своими руками можно в любом специализированном магазине. Вы можете подобрать по цене и качеству такой механизм.

Развальцовка делается специальным инструментом; как он устроен, выглядит, какие возможны дефекты, и каким должен быть конечный результат – видно на рисунке

И тогда набор для развальцовки медных трубок своими руками будет вам служить долгое время.

Приспособления для работы

Для развальцевания своими руками трубок, изготовленных из меди, применяют специальные приспособления. Они могут быть двух видов:

  1. С ручным приводом.
  2. С электрическим приводом.

Инструменты для развальцовки медных труб

Они используются для монтажа систем отопления, водоснабжения и кондиционирования. Инструменты с электрическим приводом чаще всего совмещают в себе несколько функций: можно не только развальцевать при их помощи трубку из меди, но и согнуть её под тем углом, который вам необходим.

Каждое приспособление для развальцовки трубок работает, основываясь на принципе пластической деформации.

Именно по этой причине важным является тот факт, чтобы оно с такими процессами могло справляться очень бережно и не нарушать гладкость внутренней поверхности стенок и однородность структуры материала, а также сохранить равномерную толщину стенок.

Для качественной развальцовки трубок из меди можно применить приспособления, указанные далее.

Ручной шаблон

Это приспособление, имеющее конусообразную форму, оно изготавливается из сплава, который тверже меди. К достоинствам подобного приспособления относят простоту в применении и низкую цену. Но при его использовании могут разрываться стенки изделия из меди. А это значит, что о высоком качестве развальцовки не может быть и речи.

Механический развальцовщик

Главным рабочим органом этого устройства является валик, который состоит из твёрдого сплава. Перекатываясь по краю медного изделия, валик придаёт ему необходимую конфигурацию. При работе механическим развальцовщиком можно сделать равномерную деформацию участка трубки, который обрабатывается, а на её конце формировать стенки с одинаковой толщиной и высоким качеством их внутренней части.

Развальцовщик с наличием электрического привода

В этом инструменте есть набор насадок, которые меняются в зависимости от необходимой толщины стенки. Электрический развальцовщик позволяет обрабатывать медные трубки с меньшими трудозатратами и большей производительностью. К недостаткам такого прибора можно отнести его высокую цену. Аккумулятор способен отработать примерно 100 операций.

Эспандер

Это устройство ручное. Оно позволяет за одно движение развальцевать конец медного изделия, работая по принципу рычажного механизма. Несмотря на то что конструкция инструмента довольно проста, есть и определённые недостатки. Одним из них, и, пожалуй, наиболее существенным, является тот факт, что контролировать толщину стенок изделия, которое подлежит обработке, невозможно. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что о качественном результате говорить не приходится.

Что это такое и когда необходима?

Медные трубы можно подвергать пайке, сварке, вытяжке. Остановимся на трубах из меди, их применении, обработке и использовании в производстве кондиционеров. Здесь учитывается устойчивость к коррозии и высокий уровень теплопроводности меди. Медная трубка в кондиционерах применяется для перегона (циркуляции) фреона от внутреннего к наружному блоку кондиционера (сплит-система).

Рассмотрим метод револьверной эксцентриковой развальцовки на примере ремонта или замены трубки для кондиционера. Суть этого метода в том, что заводской набор уже скомпоновал все необходимые инструменты в область самого прибора, необходимо только вставить конец трубы с зажимом определённого диаметра. Далее, когда деталь закреплена, произвести движения по кругу рычагом до определённого упора – работа готова. Способ простой и надёжный, но только для небольших труб, таких как у кондиционера.

В автомобильной промышленности медь используют для изготовления тормозных трубок, самый популярный размер – 5 мм. Фитинги служат для соединения и разветвления на изгибах конструкции из труб. Медно-никелевые сплавы используются в тормозной системе автомобиля и в системе выброса выхлопных газов. Радиаторы, изготовленные из меди, отличаются высоким уровнем эксплуатации, в отличие от алюминиевых. В автомобиле наличие медных труб составляет от 12 до 28 кг.

Благодаря сверхпроводимости меди, в современных моделях автомобилей большое внимание уделяется использованию меди в сенсорных системах для автомобильных датчиков, таких как скорость, температура, давление. Во всех «умных» устройствах автомобиля обязательно участвуют медные датчики и провода.

Развальцовка труб необходима для подгонки размера трубы под размер соединяемой части механизма, обработки контактного наконечника для механического соединения стяжными винтами, спайки.

Когда применяется?

Развальцовка нашла широкое применение в современном мире. К этому методу обработки металлических труб обращаются в различных случаях.

  1. Соединение трубок кондиционера требует употребления муфт. Применение этого метода объясняется необходимостью в контроле рабочих жидкостей и неприемлемостью использования сварки. Аналогичная ситуация складывается в сфере производства холодильных установок.
  2. Пайка медных заготовок может быть выполнена на высоком уровне только при условии хорошего соприкосновения поверхностей труб. В случае обработки заготовок с разным диаметром проблем не возникает — они просто вставляются друг в друга и спаиваются между собой. Для труб с одинаковым диаметром приходится применять развальцовку для торцов, увеличивая тем самым площадь соприкосновения. Если ее не применять, то соединение не получится прочным и разорвется от рабочих усилий или вибрации.
  3. Создание подводок из нержавеющих гофрированных труб.
  4. При конструировании трубопроводов или проведении ремонтных работ в процессе создания различных приборов возникает необходимость в качественном соединении медных трубок. Благодаря развальцовке можно подготовить отверстия для дальнейшего соединения.
  5. Монтаж трубопроводов из металлопластиковых, алюминиевых, стальных и прочих материалов, а также устранение протечек в уже существующих конструкциях.
  6. Упрощенный процесс соединения торца труб может потребоваться в декоративных и прочих целях. В этом случае развальцовка позволяет зафиксировать заготовку торцом к плоскости, например.
  7. Создание сложных конструкций, которые, к примеру, предполагают прокладку электрических жгутов, требуют обеспечение прохождения через изгибы. Для решения таких задач вся конструкция разбивается на несколько фрагментов, которые соединяются между собой муфтами.
  8. В сфере производства автомобилей существует необходимость создания быстроразъемных соединений для формирования гидравлических тормозных систем и элементов для систем сцепления.
  9. Подготовка труб под шланг, изготовление заклепок, втулок и прочих деталей.

На самом деле развальцовка имеет широкое применение, и всего не перечислишь.

Главные моменты мы указали, потому можем продвигаться дальше в процессе изучения особенностей этого способа обработки труб из разных материалов.

Когда может понадобиться развальцовка

Трубы после обработки инструментом

Данный процесс облегчает монтаж медных трубок. Дело в том, что большинство фитингов в трубопроводных системах относится к так называемому компрессионному типу. Такой фитинг состоит из двух частей: накидной гайки и конической части с резьбовым окончанием. При сборке развальцованный торец медной трубы крепится к коническому фитингу с помощью накидной гайки. Это обеспечивает главное условие – герметичное и устойчивое к давлению уплотнение.

Симметричность развальцовки должна быть высокой, чтобы обе части конусного фитинга – накидная гайка и корпус, легко совмещались при монтаже. С целью уплотнения соединения шлангов операцию используют и при ремонте/восстановлении тормозных топливных труб в автомобилях.

Станок для развальцовки

Инструмент для развальцовки

Конечно, при неисправности трубок, можно отогнать машину на СТО и доверить ремонт специалистам. Но зачем тратить деньги на то, что можно сделать самому? Для этого необходимо приобрести инструмент для развальцовывания в специализированных магазинах или заказать по интернету. Он бывает для дюймовой или метрической резьбы. В набор входит труборез, приспособление, клещи, зажим, штампы под разные диаметры трубок для развальцовки грибком.

При покупке инструмента следует обращать внимание на производителя и стоимость. Самые дешёвые наборы лучше не покупать, так как их качество не способствует долгой эксплуатации. Этот способ ремонта является менее затратным чем в автомастерской, и сравнительно лёгким.

Советы по выбору инструмента

Виды инструментов для развальцовки

Медную трубку развальцевать несложно, учитывая высокую степень пластичности такого материала. Но для получения хорошего и качественного результата при выполнении такой технологической процедуры, нужно выбирать только специализированные приборы и инструменты. Если пользоваться простейшими приспособлениями, к которым можно отнести эспандеры и болванки, то результат может быть негативным:

  1. Если стенки изделия небольшой толщины, то они будут загибаться.
  2. При воздействии такого инструмента на стенки изделия могут возникать его разрывы.
  3. Добиться равномерной толщины стенки практически невозможно. В итоге такой результат отразится на надёжности формирования соединения.

Преимуществами при применении специализированных инструментов являются такие факторы:

  1. После развальцовки внутренняя поверхность изделия становится идеально ровной и гладкой.
  2. Даже если вначале процесса не было равномерной толщины стенок изделия, то в процессе развальцовки этот параметр будет достигнут.
  3. Практически исключены разрывы стенок трубки из-за постепенной деформации.

Кроме того, применение специального оборудования позволит качественно и оперативно развальцевать конец изделия даже тому человеку, который ранее своими руками такую процедуру не осуществлял.

В развальцовочный набор могут входить такие инструменты:

  1. Пружины для изгибания труб.
  2. Труборасширитель.
  3. Труборез.
  4. Ример.
  5. Эксцентриковая вальцовка.

Для более качественной развальцовки необходимо особое внимание уделить выбору инструментов. Необходимо опираться на такие параметры, как:

Плюсы и минусы инструмента для развальцовки труб

  1. Наличие на поверхности обрабатываемого изделия соединительных швов.
  2. Необходимость формирования канавок на той части трубы, которая подлежит обработке.
  3. Толщина стенок изделия, которое будет обрабатываться.
  4. Длина между центрами внутренних отверстий в медной трубке (в том случае если приспособление, которое вы выбрали для развальцовки, позволяет одновременно обрабатывать несколько изделий).
  5. Расстояние, на которое трубка будет над рабочей поверхностью выступать.
  6. Глубина развальцовки.
  7. Внутренний и наружный диаметр изделия.
  8. Характеристики того материала, из которого трубка была изготовлена. Особое внимание уделяется степени его пластичности.

Практически все инструменты, которые специально предназначаются для развальцовки трубок из меди, находящиеся в продаже на сегодняшний день отличаются универсальностью. С их помощью можно медные трубки обрабатывать в достаточно широком диапазоне их наружных и внутренних диаметров. В комплекте к такому инструменту идут сменные насадки, определяющие широкий спектр применения.

Обзор видов

Существует несколько основных видов развальцовки.

Одинарная

Одинарный тип является самым простым из всех существующих. Этот способ довольно редко применяется, поскольку характеризуется низким качеством и недостаточно прочным соединением труб. Одинарная развальцовка делается под углом в 45 градусов, имеет вид одинарной воронки, выполняется при помощи любого ручного устройства.

«Под грибок»

Это одноразовая развальцовка. Для нее нужен специальный эксцентрик. Хотя такая развальцовка считается одноразовой, но на практике трубка может прикручиваться несколько раз, и качество соединения при этом не страдает — это неоднократно было проверено на практике.

Двойная

Двойная воронка —это американский стандарт. С такой обработкой трубы могут соединяться многократно. Для достижения такого результата необходимо проделать две операции. В результате первой получается «пузырь» в виде оправы.

В ходе второй операции происходит заминание конусом – и образовывается воронка.

Двухсторонняя

Такая развальцовка имеет вид одинарной воронки с двойным краем. Этот результат можно получить за счет применения профессионального инструмента, который поставляется с комплектом насадок.

Необходимые инструменты и приспособления

Чтобы осуществить развальцовку тормозных трубок собственноручно, потребуется вальцовочный набор.

В устройстве профессионального комплекта должны присутствовать такие инструменты:

  • труборез;
  • штуцер;
  • клещи;
  • насадки;
  • зажимы для труб разных диаметров.

С помощью данного набора, а также дрели и бензина можно осуществить самостоятельную развальцовку трубок без затраты лишних финансовых средств.

Кроме того, можно купить специальный станок для вальцовки, при приобретении которого обязательно нужно обратить внимание на стоимость и производителя. От покупки дешевых устройств следует отказаться, так как они обычно долго не работают.

Обязательными элементами профессионального приспособления для развальцовки является удерживающая планка, фиксирующая трубку, станок с рабочим углом в 45 градусов, набор сменных стальных штампов, резак, адаптер, оправка.

Экспандер способствует развальцовке труб до необходимого диаметра за короткое время путем одного подхода. Однако мастеру стоит помнить, что такая процедура не дает стопроцентного результата. Залогом успеха в этом случае считаются качественные характеристики трубок. Если они низкие и стенки не отличаются идеальной ровностью, то тонкие стенки могут растянуться больше допустимого предела, а толстые, наоборот, меньше нужного. Такое вальцевание будет некачественным, а это значит, что в скором времени можно ждать необходимости нового ремонта тормозной системы.

В классическом инструменте обычно присутствует набор валиков для развальцовки тормозных деталей, которые должны быть изготовлены из твердого металла. Валики необходимо прокатывать по поверхности трубки, что обрабатывается, но при этом с каждым разом добавляя усилий.

Данная процедура характеризуется высококачественным результатом, так как производится плавно.

Самостоятельная развальцовка подразумевает подготовку сверлильного станка, станка для заточки, болгарки, уголков в количестве 2 штук, оправки и нескольких болтов М8.

Предназначение и функции тормозных трубок

Тормозные трубки не отдельный элемент, а важная составляющая целой системы. Они создают своеобразную магистраль, по которой движется тормозная жидкость. Их исправная работа обязательна при снижении скорости, остановке автомобиля и, конечно же, экстренном торможении.

Главная функция трубок – обеспечение движения рабочей жидкости к элементам тормозной системы. Во время этой работы они постоянно подвергаются высокому давлению и гидравлическим нагрузкам. Если они выходят из строя, то нарушается работа всего механизма, а транспортное средство становится непригодным к эксплуатации.

Самодельное приспособление для ремонта тормозных трубок

Ещё более дешёвым методом является изготовление самодельного устройства. При желании и минимальных навыках работать руками, ничего сложного в этом нет. Для начала необходимо изготовить основание (станину) для крепления трубок. Можно собрать её из двух стальных уголков. Уголки нарезать нужной длины шлифовальной машинкой, просверлить в них два отверстия для крепления болтами. Это делается за 15 минут.

Прибор для развальцовки

Собрав станину нужно сделать отверстия под трубку, и снять фаски на сверлильном станке или дрелью. Самым сложным является изготовление пуансонов (оправок). Можно заказать их знакомому токарю.

Ситуации, в которых может потребоваться развальцовка

Когда нужно развальцевать медную трубу

На сегодняшний день существует очень большой ассортимент медных трубок и соединительных элементов. Именно из-за этого подобрать необходимый фитинг или профиль не составит никакого труда. Но несмотря на это, бывают моменты, когда развальцовки деталей в домашних условиях не избежать. Развальцовка может потребоваться в таких случаях:

  1. Изделие необходимо подогнать под определённый точный размер.
  2. На данный момент необходимые фитинги для покупки недоступны.
  3. Не изготавливается продукция требуемой формы.

Проведение процедуры своими руками

Процесс вальцовки трубок тормозной системы может проводиться собственноручно владельцем автомобиля. Для этой цели желательно пользоваться чертежами.

Сначала нужно определиться со степенью неисправности и возможности проведения ремонтных работ. Трубки откручивают от суппорта либо тормозного цилиндра и осматривают. Если удастся ликвидировать поврежденный участок, сохраняя длину элемента в пределах возможного использования, то его стоит отрезать труборезом либо ножовкой по металлу.

Следующим шагом будет обработка места среза трубки бензином. Далее мастеру следует зажать клещами деталь и снять внутреннюю фаску дрелью.

Пошаговая инструкция последующих действий выражается несложным алгоритмом.

  1. Трубу стоит установить в приспособлении. При этом ее конец должно выступать за края на 5 мм.
  2. Конус стоит сменить штампом, соответствующим диаметру трубки.
  3. Штамп нужно закрутить.
  4. Вкрутить штамп, а также слегка расплющить торец медной трубки.
  5. Надеть штуцеры.
  6. Снять штамп и сменить на инструмент конусовидной формы.
  7. Осуществить аккуратное закручивание.
  8. Вытащить трубку и при необходимости зачистить ее.

В итоге вышеперечисленных мероприятий получается тормозная трубка под конус. Вальцовка труб возможно и иным методом, который называется «Грибок». Такой вариант процедуры подходит для автомобилей европейского изготовления. Для развальцовки «грибком» не требуется снимать нужный штамп.

Преимуществом самостоятельной развальцовки тормозных трубок можно считать то, что работа будет проведена аккуратно – на совесть. Кроме того, не потребуются дополнительные затраты на оплату работы мастеров. Минусом осуществления процедуры в домашних условиях можно назвать то, что набор инструментов или станок будет использоваться очень редко, так как в вальцовке трубки нуждаются редко.

После одноразового проведения процедуры можно получить опыт для дальнейшего осуществления развальцовок. Однако проводить ремонт трубок самостоятельно или доверить его специалистам – это личное дело каждого. Единственное, о чем не стоит забывать автомобилисту – это регулярное отслеживание состояния деталей тормозной системы личного транспорта.

В качестве вывода можно сказать, что развальцовка тормозных трубок не является сложным и трудоемким процессом. Ремонтные работы своего автомобиля можно делать своими руками, но при этом строго придерживаться инструкции.

Подробнее о развальцовке тормозных трубок смотрите далее.

Когда требуется развальцовка?


При плохой передачи жидкости по трубкам торможение автомобиля происходит с опозданием, и тормозной путь увеличивается почти вдвое. Также в работе системы, особо заметно при нажатии педали тормоза, появляется посторонние звуки, а также некие пульсирующие движения. Движение педали, во время нажатия на нее, покажется вам немного свободным, это очень характерно при нарушении работы тормозной системы, а именно тормозных трубок и шлангов. Также, одной из причин неисправной работы трубочек, является видимая утечка жидкости и тормозной системы. Эта утечка приведет к перегреванию тормозных барабанов и к неравномерному изнашиванию тормозных колодок. Еще одним признаком может быть не привычное поведение автомобиля во время нажатия на педаль, а именно, автомобиль немного уходит в сторону. Конечно, это косвенная причина, но, как утверждают специалисты, она может указывать на неисправность трубочек.

Самым явным симптомом того, что трубки начинают или уже износились и пора заниматься развальцовкой – увеличение тормозного пути.

Важно знать, что основными проблемами, из-за которых довольно часто происходит поломка трубочек, есть:

  • разрушения структуры шестигранной головки;
  • попадание сора и грязи в места резьбовых соединений или же попадание и закоксовывание жидкости в этих местах.

Выше указанные неприятности наносят очень большой вред не только элементам, но всей системе. Если владелец хочет уберечь машину от такого рода неприятностей ему следует помнить, что необходимо хотя бы один раз в год проходить тестирование тормозной системы автомобиля. Если приравнивать элементы и саму систему к километражу, то диагностика обязательно проводиться каждые 50000 километров, а детали, в частности резиновые трубки, меняются после 125 тысяч километров, не зависимо от того каком техническом они состоянии.

Виды соединения элементов

На сегодняшний день применяются два способа соединения медных труб: муфтами и пайка. Способ, который вы выберете в процессе работы, полностью повлияет на ход ваших действий.

При соединении изделий муфтами необходимо придерживаться такого порядка действий:

  1. Нужно хорошо зачистить края трубы.
  2. На торец трубки необходимо надеть муфту.
  3. После этого в работу необходимо включить развальцовщик. В него нужно вставить подготовленную трубу и проворачивать винт оборудования до тех пор, пока угол изгиба не достигнет 45 градусов.
  4. После этого из развальцовщика следует достать обработанное изделие и при помощи муфты соединить его с другим элементом.

Специалисты рекомендуют новичкам и неопытным домашним мастерам после развальцовки применять муфтовое соединение труб.

При соединении труб пайкой выполните следующие действия:

Как самостоятельно развальцевать медные трубы

  1. При помощи специальной щётки хорошо зачистите края трубы.
  2. Трубу вставьте в развальцовщик, а края её расширьте таким образом, чтобы можно было в неё вставить вторую трубу. При этом между трубками должен быть небольшой зазор.
  3. Нанесите флюс на трубу, которую поместили внутрь и вставьте её в развальцованную сопрягаемую трубу. Глубина вставки должна равняться диаметру трубки.
  4. Прогрейте стык двух труб при помощи газовой горелки или паяльника. Припой должен будет хорошо расплавиться и полностью удалить зазор между поверхностями трубок.
  5. Поместите спаянные элементы на горизонтально расположенную поверхность и дождитесь остывания до температуры воздуха. Только после остывания можно работать со спаянной трубой.

Когда будете выбирать прибор для развальцовки, учтите диаметр изделий, с которыми вы планируете проводить работы. Для систем отопления диапазон сечения колеблется в пределах 32—40 миллиметров. А для систем кондиционирования применяются изделия, диаметр которых не превышает 16 миллиметров. А ещё нужно опираться на такие критерии, как качество получаемого раструба и возможность использования сменных насадок для различного сечения труб.

Этапы

Чтобы лучше понимать технологию развальцовки, будет полезно рассмотреть основные этапы этого процесса.

  1. Тщательная торцовка, результатом которой должен стать прямой угол между торцом и плоскостью. Чем меньше в этом показателе будет отклонений, тем качественнее получится результат.
  2. Зачистка металла, удаление заусениц, окислов и прочих дефектов.
  3. Надевание на трубу резьбовой муфты.
  4. Зажимание заготовки в станине. При этом над станиной оставляется несколько миллиметров круглой заготовки — это будет рабочей областью.
  5. При вкручивании винтового элемента развальцовывающий конус должен упираться в торец с такой силой, чтобы возникающего давления хватало для деформации трубы. Результатом такого воздействия будет образование «юбки» со скосом в 45 градусов.
  6. Труба может выниматься из станины, а муфта при этом перемещается к обработанному краю.
  7. Для облегчения обработки трубы используется смазка. Винт перемещается вперед и назад, пока не будет получен желаемый результат.

При работе с ручным инструментом принцип работы немного меняется.

  1. Заготовка торцом насаживается на головку с подходящим диаметром до упора.
  2. Стационарная рукоятка удерживается, а подвижная – перемещается по окружности. При таком воздействии губки головки будут постепенно разводиться. Чрезмерных усилий применять не нужно, поскольку можно разорвать заготовку.
  3. Когда диаметр будет расширен до нужного значения, можно снимать обрабатываемую трубу, и проверять полученный результат.

Как изготовить инструмент

Проще всего изготовить своими руками инструмент со сменными коническими шаблонами, каждый из которых будет рассчитан на определённые параметры процесса. Чертежи всегда можно найти в интернете.

Чертежи самодельного вальцовщика

Пример чертежей самодельного инструмента

Самодельная оснастка будет состоять из:

  • Винтового рычага с рукояткой;
  • Стального корпуса с внутренней резьбой;
  • Сменных пуансонов;
  • Зажимных полуматриц с последовательно расположенными отверстиями разного диаметра.
  • Стягивающего зажима.

Винтовой рычаг можно изготовить из приспособления, используемого при обжиме электрических кабелей большой мощности. Важно, чтобы ход приспособления соответствовал параметрам развальцовки.

В качестве корпуса можно использовать станину лабораторного микроскопа или ручного твердомера типа ТШ. Диаметры резьбы в винте и гайке должны совпадать, а резьба – быть трапецеидальной или упорной.

В торце винтового зажима выполняют отверстие под коническую насадку, которую следует изготавливать из инструментальной стали, после чего закалить и прошлифовать. Для изготовления полуматриц используют два прямоугольных прутка, которые прочно скрепляют вместе, и по линии касания изготавливают несколько сменных отверстий под медные трубки разных диаметров. Готовое приспособление монтируют на верстаке

Плюсы и минусы самостоятельной развальцовки

К плюсам развальцовки своими руками можно отнести то, что вы отнесётесь к работе ответственно и серьёзно и будете уверены в качестве выполненной работы. Нет необходимости платить кому-то за работу, часто необоснованную цену.

Из минусов стоит отметить, что тормозные трубки не очень часто выходят из строя и ваш инструмент может понадобиться всего один раз. Исключение если вы покупаете подержанные автомобили с большим пробегом, которые содержались в плохих, неблагоприятных условиях или были в авариях и довольно часто их меняете.

Делать ремонт своими руками по инструкции или доверить специалистам приходится решать каждому человеку индивидуально, но следить за состоянием тормозной системы и трубок, в том числе необходимо всегда!

Рекомендации по выполнению

Даже если ранее никогда не приходилось сталкиваться с процессом развальцовки, можно с первого раза получить хороший результат. В этом помогут советы и рекомендации от специалистов.

  1. Трубы перед работой нужно тщательно проверить. Их сечение должно быть идеально круглым, без заусенцев, мусора и прочих дефектов.
  2. В процессе обработки нельзя допускать перекоса заготовок и расширяющего наконечника. Иначе раструб будет асимметричным, и надежного соединения уже не получится.
  3. В случае ручной обработки болванка не вдавливается, а вкручивается. В этом случае усилие будет равномерно распределяться, и вероятность повреждений трубы будет снижена.
  4. Если работа выполняется экспандером, обработка трубы делится на несколько этапов. Растягивание трубы должно выполняться после небольшого расширения кромки.
  5. Используя станки с матрицами, нужно четко подбирать отверстие под диаметр заготовки – погрешность здесь должна быть минимальной.
  6. Труба по внешней стороне обрабатывается абразивной губкой, что позволит убрать пыль и прочие загрязнения. Пропустив этот этап, можно столкнуться с проскальзыванием заготовки в матрице, что сильно усложнит работу.

Обзор инструмента для развальцовки труб смотрите далее.

Самостоятельная развальцовка

Более дешёвым способом является производство самодельного аппарата, а не приобретение набора для развальцовки тормозных трубок. При стремлении и минимальном умении работать руками ничего трудного в этом нет. Для начала следует сделать основание (станину) для крепления частей. Можно составить её из двух металлических уголков. Порезать уголки необходимой длины шлифующей машинкой, высверлить в них 2 отверстия для крепления болтами. Это совершается за 15 минут.

Собрав станину, необходимо сделать отверстия под трубку и убрать фаски на сверлильном станке или дрелью. Наиболее сложным является производство пуансонов (оправок). Можно заказать их токарю.

Если вы решите приобрести набор для развальцовки патрубков, не стоит брать самые дешёвые имеющиеся на рынке альтернативы. Да, можно брать приспособления рублей за 800, однако они наверняка будут одноразовыми частями. Определено, что более или менее высококачественный набор для развальцовки трубок не может стоить дешевле 2000 рублей, а то и дороже.

Зачастую тело трубки остаётся целое, но структура ее головки разрушается. Могут быть и прочие виды поломок:

  • коксование резьбы в результате попадания на неё жидкости;
  • загрязнение соединений и т. д.

В подобных ситуациях, в случае если позволяет протяжённость, можно попросту отрезать специальным инструментом дефектную часть. Можно сменить трубку целиком, если реализовать следующий ремонт.

Порядок работ

  1. Труборезом отрезается необходимый кусок трубки.
  2. Она прижимается держателем так, чтобы край выступал за него на 5−6 мм.
  3. Взамен конуса устанавливается штамп, соответствующий по сечению трубке.
  4. Внутренняя кромка трубы зачищается чем-то заострённым, вполне сгодится и обыкновенный ножик.
  5. Торец немножко подпиливается напильником.
  6. Надевается штуцер. Резьба гайки должна быть ориентирована к концу трубки, а не к ее телу.
  7. Печать вкручивается с расплющиванием окончания трубки. Здесь главное — не переусердствовать и не плющить очень глубоко.
  8. Штамп сбивается, и вместо него устанавливается конус. Его необходимо вкручивать осторожно и без перекосов.
  9. Итогом должна стать окольцованная гайкой трубка с держателем на конце.
  10. Отделанная трубка устанавливается вместо сломанной части, в систему заливается тормозная жидкость, далее прогоняется по ней.
  11. Автомобиль и система испытываются на неполадки.

Выяснив, как самостоятельно развальцевать патрубки, обеспечьте себя минимальным количеством аналогичных работ на будущее. Для этого установите на специальное место медную трубку. Уверяем, что вспоминать о развальцовке вам нужно будет гораздо реже. Даже при весьма активной эксплуатации машины ранее чем через 3 года она вам не потребуется.

Заключение

Раздача медных трубок окажется успешной, если строго придерживаться оптимальной технологии резки и последующей пластической обработки заготовки. Также следует проверить механические свойства материала и точность наладки приспособления (при необходимости – отжечь или подогреть заготовку).

В качестве альтернативы можно посмотреть видео, в котором применены подручные инструменты:

Использование трубок в конструкции автотранспорта

В современных машинах используются несколько гидравлических систем с различными магистральными разводками. Одной из них является тормозная система. Двигающаяся по ней рабочая жидкость должна быть изолирована от внешней среды за счет герметичности.

Нужно знать, что благодаря хорошим соединениям на стыках патрубков удается добиться высокой степени герметичности для ТС машины.

Успех надежных соединений зависит от качества развальцовки. Данная операция равномерно увеличивает диаметр одного наконечника трубки. У встречной трубки диаметр наконечника уменьшается, чтобы обеспечить завальцовку (вход малого диаметра в увеличенный и удерживание пары в таком положении длительное время).

Рекомендуем: Можно ли промыть систему охлаждения кока-колой или лимонной кислотой?

Если трубки на каком-либо из участков получают механическое повреждение, то из-за разгерметизации системы приходится заменять часть магистральной проводки. На автопредприятии развальцовку делают на спецоборудовании, в котором присутствуют гидравлические, электрические и механические приводы. В гаражных условиях приспособление для развальцовки тормозных трубок чаще всего обладает механическим приводом от мускульной силы исполнителя.

Неисправности тормозной системы

Практически все водители знают, что тормозная система автомобиля состоит из привода управления, распределительных систем и исполнительных (рабочих органов). Все части тормозной системы соединяются при помощи тормозных трубок (магистралей). По этим трубкам перемещается тормозная жидкость, находящаяся под давлением. В процессе нажатия на педаль тормоза, давление на ТЖ повышается и она воздействует на рабочий орган системы, который выполняет блокировку колеса и полную остановку транспортного средства.

В процессе эксплуатации тормозной системы могут возникнуть следующие неисправности:

  • Нарушение герметичноститормозных трубок и поршней, в которых жидкость находится под давлением.
  • Механическая поломка рабочих органов. К этому можно отнести всевозможные заклинивания тормозных цилиндров и т. п.
  • Нарушение свободного хода педали. Такая неисправность составляет дискомфорт водителю при эксплуатации автомобиля.

В этой статье речь пойдет именно о первой неисправности – нарушение герметичности соединения тормозных трубок с рабочими механизмами.

Профилактика поломки тормозных трубок

Естественно, чтобы не тратить в дальнейшем много времени на поиски поломок и ремонт, лучше всего с заботой относиться к своему транспортному средству. Не ленитесь, а следуйте простым советам:

  1. Периодически просматривайте тормозные трубки на наличие ржавчины и дефектов. Загрязнения, микротрещины, коррозия приводят к некорректной работе системы.
  2. По регламенту меняйте тормозную жидкость.
  3. Проверяйте герметичность креплений.
  4. Обрабатывайте поверхности антикоррозийными средствами.
  5. Не допускайте течи тормозной жидкости.
  6. Станьте сторонником аккуратной езды. Нередки случаи, когда разрывы трубок происходили при преодолении препятствий.
  7. Диагностируйте тормозной механизм не менее одного раза в два года. Автомобилистам, которые много времени проводят в дороге, это стоит делать после каждых пятидесяти тысяч пробега.
  8. Регулярно следите за износом деталей транспортного средства, и оно позаботится о вашей безопасности.

Рекомендуем: Как самостоятельно заменить ремень ГРМ на автомобиле 8 клапанный ВАЗ-2115

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации