Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Сколько сегодня стоит бензин в Германии

Содержание

В Германии рекордно взлетели цены на дизтопливо

Рост цен на бензин и дизель в Германии: немцы требуют помощи от государства

Горючее подорожало до рекордных отметок. Это связано с картельным сговором экспортеров нефти ОПЕК+ и политикой правительства ФРГ. Можно ли изменить ситуацию?

Цены на этой автозаправке во Франкфурт-на-Майне 18 октября 2021

Франкфурт-на-Майне, 18 октября 2021. Цены на этой автозаправке выше чем в среднем по Германии

Цена дизельного горючего дважды за неделю побила в Германии предыдущий рекорд 2012 года. Никогда еще на немецких автозаправочных станциях литр не стоил в среднем 1,56 евро. Одновременно вплотную к историческим максимумам приблизилась средняя цена 95-го бензина. Литр марки Super E10 с 10% этанола достиг 1,67 евро, сообщил Общегерманский автомобильный клуб ADAC. Super E5 обходится дороже примерно на 3-5 евроцентов, нередко и больше.

Ограничения на проезд дизельных авто в Германии

В Германии принят закон, позволяющий властям немецких городов запрещать использование дизельных автомобилей с определёнными показателями выброса вредных веществ. Городские чиновники вправе ввести запрет на проезд по конкретной улице или ограничить въезд в установленную зону.

Поводом для ввода ограничений служит превышение нормы содержания в городском воздухе двуокиси азота — NO2. Если в течение полугода замеры показывают величину выше 40 микрограмм на кубический метр, бургомистр получает задание разработать программу исправления экологической ситуации. Итогом реализации планов может стать ввод запрета на эксплуатацию дизелей с катализаторами euro1-5 или бензиновых автомобилей с euro1-2.

Для немцев мазут или другое дизтопливо — это еще и средство для поддержания температуры в доме. Всплески цен на дизтопливо и бензин объясняют новыми ценами на сырую нефть.

Постоянно растущие цены на нефть оказывают влияние на потребителей в Германии. Новый рекорд побила стоимость дизельного топлива. В среднем по Германии она составила 1,555 евро за литр. Никогда раньше литр дизельного топлива в Германии не был таким дорогим, как сейчас, передает Noi.md со ссылкой на aussiedlerbote.de.

НАРЭ обновило цены на бензин и дизтопливо: всё выше и выше

Бензин тоже приближается к пиковым показателям цены. Суперсорта Е10 стоят 1,667 евро за литр. Это означает, что не хватает только 4,2 цента до рекордного показателя за бензин — 1,709 евро. А такие высокие цены были в Германии на топливо 13 сентября 2012 года.

Дизельное топливо в Германии и бензин растут в цене не по дням, а по часам

В Германии собираются к декабрю отменить чрезвычайное положение

Этот ценовой всплеск особенно шокирующий, если учесть резкое развитие продаж «товара» и сравнить его с прошлым годом. В то время цены на нефть и топливо достигли минимума из-за кризиса коронавируса. В начале ноября 2020 года произошел поворот тренда на 180 градусов, сообщает федеральное объединение автомобилистов.

Это повышение вызывает политические дебаты. Уходящий с поста министр транспорта Андреас Шойер недавно призвал к принятию эффективных контрмер. Если цены продолжат взлетать, правительство обязано вмешаться и стабилизировать ценовую политику по энергоносителям и топливу для транспорта.

Большую часть стоимости топлива на заправке составляют налоги и сборы. Для дизельного топлива при текущем уровне цен это составляет около 25 центов за НДС и 47 центов налога на использование минеральных масел, а также оплата от 6 до 8 центов за выброс двуокиси углерода.

ADAC о причинах дороговизны горючего в Германии

Таким образом, в Германии и в целом в Евросоюзе к газовому кризису и удорожанию электроэнергии прибавился теперь еще и скачок цен на автозаправках. Причем эта проблема сразу же ударила по кошелькам немцев, тогда как о дефиците природного газа и росте котировок на оптовом рынке электричества население ФРГ пока знает в основном из сообщений СМИ.

Ведь немецкие домохозяйства обычно получают электроэнергию по заключенным в различное время годовым или двухгодичным договорам, и пока те не истекут, тарифы не меняются. За газовое отопление жильцы ежемесячно переводят поставщику оговоренную сумму, и если расход увеличился или топливо выросло в цене, то доплачивают разницу по итогам календарного года. Так что «час расплаты» за подорожавшие тепло и свет наступит для большинства жителей ФРГ с временным лагом, через несколько месяцев, а вот на автозаправки многим приходится прямо сейчас заезжать по несколько раз в неделю.

Штаб-квартира ADAC в Мюнхене

Штаб-квартира ADAC в Мюнхене свидетельствует о финансовых возможностях и авторитете клуба

Среди причин произошедшего удорожания горючего в новейшем пресс-релизе ADAC выделяются три: высокие мировые цены на сырую нефть, снижение обменного курса евро к доллару и сезонно высокий спрос на дизельное топливо для отопления домов.

Однако в Германии дизельные резервуары в подвалах зданий заливают на зиму каждый год, так что это не может быть решающей причиной исторического рекорда. Курс евро к доллару, действительно, несколько снизился по сравнению с началом лета, но он был приблизительно на этом же уровне и осенью предпандемийного 2019 года. А вот цены на нефть реально сильно выросли — если не до исторических, то до многолетних максимумов. Американские сорта семь лет не стоили так дорого, как на этой неделе, европейский Brent не поднимался до отметки 86 долларов три года, а стабильно держался выше этого уровня до осени 2014 года.

Запреты дизеля по городам

70 городов Германии борются с превышениями NO2. Некоторые уже установили ограничения, другие ведут разборки в земельных судах, третьи находятся в стадии планирования.

  • Гамбург с 31 марта 2018 на Max-Brauer-Allee и Stresemannstraße для Euro-5 и ниже.
  • Гельзенкирхен с 1 июля 2019 на Kurt-Schumacher-Straße дизели до евро5 и бензиновые до евро2 включительно.
  • Берлин — ноябрь 2019, 8 центральных улиц, евро 5 и ниже.
  • Штутгарт — с января 2020 центр города открыт для проезда только с Euro 6.

Штраф за нарушение в Штутгарте — 48,50€ на обычное авто и до 80€ за грузовик. В остальных местах — 25€ для легковых автомобилей и до 75€ для грузовых.

Планируется установить ограничения в Аахене, Бонне, Эссене, Франкфурте-на-Майне, Кёльне, Майнце.

Прочие населённые пункты борются с загрязнением атмосферы другими способами. Например, в Дармштадте на проблемной улице укладывают асфальт, который обладает свойством впитывать и нейтрализовывать NO2. Вводятся скоростные ограничения — при скорости до 30 км/ч выбросы меньше, чем на обычных городских 50 км/ч.

Структура цены топлива в Германии

Цена бензина в Германии зависит от нескольких факторов:

  1. Закупочная стоимость нефти на мировом рынке. Если цена растет, то и стоимость топлива значительно повысится. Немцы уже привыкли к тому, что цена может измениться в ту или иную сторону на несколько евроцентов.
  2. Транспортные расходы. В Германии активно используют доставку топлива при помощи танкеров и речных платформ. Практически в каждом порту есть нефтеперегонные терминалы. До конечной заправки бензин доставляют грузовыми автомобилями, поэтому его стоимость зависит от удаленности населенного пункта от терминала, а также от текущих цен на грузоперевозки.
  3. Наценка от продавцов. По закону в Германии часть денег направляется в специальный топливный фонд, который позволит при срывах поставок топлива позволит стране 3 месяца существовать автономно. В сумму наценки также входит заработок нефтеперерабатывающих компаний и заправочной станции.
  4. Налог на добавочную стоимость – 19% от уплаченной покупателем суммы.
  5. Энергетический налог – его взимают с 1999 года, он идет на покрытие убытков от использования топлива. Сумма, заложенная в стоимости топлива, зависит от его типа: за газ – 18 евроцентов с литра, дизель – 47, а бензин – 65,5.

Особенность ценообразования в Германии в том, что государство забирает свою прибыль в виде налога с каждого проданного литра, а не заранее взимает ее с продавцов нефтепродуктов. Именно поэтому немецкое правительство заинтересовано в низкой цене на нефть, так как при ней увеличивается потребление бензина.

В 2017 году бюджет Германии получил около 40 миллиардов евро только за счет энергетического налога, а в 2019 эта сумма снизилась до 29 миллиардов.

Из-за того, что Россия является нефтедобывающей страной, у нас нет возможности взять за основу эту систему ценообразования. Нам важны высокие цены на нефть, так как большую прибавку в бюджет приносит ее экспорт, а не внутренняя продажа бензина. При этом государство жестко регулирует ценообразование на топливо и объем его поставок, чтобы у нефтедобывающих компаний не было соблазна продавать его только за рубежом.

Динамика изменения средних цен на топливо

Ниже представлена динамика изменения средних цен в Европе на бензин за последние годы.

Вы можете выбрать нужный временной диапазон на графике, выделив его мышью или включить/выключить соответствующий график, кликнув по его названию внизу.

ОПЕК+ сокращает предложение нефти на фоне роста спроса

Сопоставим эти факты с другой новостью последних дней. «Страны ОПЕК+ в сентябре перевыполнили план по сокращению нефтедобычи на 15%», — сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с отчетом организации.

Получается, что страны-экспортеры нефти из картеля ОПЕК вместе с Россией, Казахстаном и Азербайджаном не просто искусственно сдерживают поставки на мировой рынок, но даже дополнительно сокращают объемы добычи. Хотя президент РФ Владимир Путин это и отрицает, когда, выступая 21 октября в Сочи на заседании дискуссионного клуба «Валдай», говорит, что «сегодня страны ОПЕК+ наращивают объемы добычи даже чуть больше, чем договорились это делать».

Мухаммед бен Сальман и Владимир Путин

Ключевые фигуры ОПЕК+: саудовский наследный принц бен Сальман и российский президент Путин

Причем перевыполнение плана по сокращению добычи происходит в условиях глобального роста спроса на энергию из-за начавшегося в большинстве стран экономического подъема и на фоне значительного роста цен на нефть, который дополнительно подогревается взрывным удорожанием другого энергоносителя — природного газа.

Так что одной из ключевых причин нынешней дороговизны горючего на АЗС Германии стало целенаправленное ограничение предложения нефти на мировом рынке. Им занимаются главным образом авторитарные арабские и постсоветские государства, заключившие сделку ОПЕК+, которая является типичным картельным сговором с целью манипулирования ценами.

Сравнительная таблица стоимости бензина с другими государствами Европейской зоны

Стоимость бензина А-95 в разных странах Европы

Германия не является страной с самым высоким уровнем экономического роста и развития. В некоторых странах Европы стоимость литра бензина марки А-95 достигает 1,7-1,72 евро, но уровень жизни людей в них и средние зарплаты являются куда более высокими. Экономика Германии находится на стабильно хорошем уровне, что даёт возможность увеличивать стоимость топлива без ущерба для граждан или производственных отраслей.

Сравнительная таблица цены на бензин среди европейских государств выглядит следующим образом:

Страна Бензин марки А-95, евро Бензин марки А-98, евро
Беларусь 0,56 0,59
Россия 0,6 0,69
Украина 0,8 0,84
Германия 1,3 1,45
Великобритания 1,28 1,29
Дания 1,39 1,42
Испания 1,23 1,33
Ирландия 1,34
Литва 1,17 1,23
Португалия 1,55 1,67
Италия 1,66 1,67
Норвегия 1,75 1,85
Нидерланды 1,67 1,74
Исландия 1,57

Как видим, лидерами по стоимости бензина в Европе служит Норвегия. При этом среднемесячный доход её гражданина равен 3500-3600 евро, что является одним из лучших показателей по всей Европе. Самый дешёвый бензин в Беларуси, но уровень ежемесячных доходов её граждан оставляет желать лучшего, поскольку составляет всего 400-500 евро.

По сравнению с остальными государствами Европы в Германии цена на топливо является средней. При этом доходы её жителей составляют приличную сумму, что даёт возможность не экономить на приобретении горючего.

Попадающие под запреты автомобили

Городские власти самостоятельно принимают решение, на какие автомобили распространяются ограничения.

Как правило, если дизельный двигатель произведён после 01.09.2014, проблем владелец испытывать в Германии не должен. Сделанные ранее движки надёжны для евро6, остальные под вопросом.

Изначально планировалось ввести наряду с красной, жёлтой и зелёной плакетками на немецких машинах дополнительную голубую.

Сейчас плакетки обязательно должны клеиться на лобовое стекло всех автомобилей в Германии. Цветами ограничивают въезд в экологические зоны и центры большинства германских городов. На 2020 большинство зон допускает машины с только с зелёными плакетками. Но 95% авто, включая дизельные с евро5 и ниже, по действующим законам как раз зелёные наклейки и получают.

Голубая плакетка по задумке выдавалась бы всем авто, не попадающим под дизельные ограничения. Но пока что никаких подвижек с голубыми плакетками нет.

В итоге единственный способ проверить, можно ли въехать в ограниченную для движения дизелей зону — посмотреть документ на машину Zulassungsbescheinigung I, где указывается катализатор и норма выброса NO2.

Немецкой полиции для досмотра приходится останавливать водителя, просить документы на машину и сверять, попадает ли данное авто под запрет. Проверки носят единичный характер и настоящего контроля не ведётся.

Исключения

В ряде случаев допускается заезжать в запретные зоны на попадающих под запрет авто:

  • Машины с евро 4 и 5 допускаются, если двигатель модифицирован и вредные выбросы составляют максимум 270 миллиграмм на километр пути.
  • Автомобили для инвалидов.
  • Скорая помощь, полиция, армия, пожарные, ремонтные службы.
  • Сельскохозяйственная техника.
  • Олдтаймеры с номерами заканчивающимися на H — исторические.

Каждый город дополнительно может разрешить въезд иным категориям авто.

Сколько стоит бензин в других странах Европы

Еще несколько лет назад немцы предпочитали посещать Францию для того, чтобы запастись топливом впрок. Из-за этого даже на приграничных заправках было правило: топливо французские продавцы реализовывали канистрами не более 20 литров по принципу «одна машина – одна тара».

Сколько сегодня стоит бензин в Германии

Сейчас ситуация поменялась. Странами с самым дорогим бензином стали:

  • Франция;
  • Норвегия;
  • Нидерланды;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Исландия;
  • Греция.

Там цена бензина марки «Регуляр» (АИ-95) обходится от 1,54 до 1,8 евро. Теперь немцам стало невыгодно посещать Бельгию и Францию ради экономии. Они иными способами находят возможность сократить свои затраты.

Стоимость бензина в сравнении с другими странами Европы

Если сравнить бензин в Германии цену за литр с другими европейскими странами, то очевидно, что он дороже. Хотя есть места в Европе, где АИ-95 продается по цене €1,72. С другой стороны, все эти страны отличаются высоким уровнем экономики.

Для сравнения в таблице приведены примеры средних цен в евро.

Страна АИ-95 АИ-98 Дизель
Австрия 1,31 1,48 1,24
Беларусь 0,68 0,72 0,68
Великобритания 1,44 1,79 1,46
Греция 1,68 1,85 1,40
Россия 0,57 0,65 0,57
Франция 1,58 1,66 1,45
Эстония 1,43 1,48 1,21

Цены на бензин в разных странах в евро

Цена на бензин в Германии 2021 года может отличаться в зависимости от присадок и местоположения АЗС. Как правило, заправки рядом с крупными торговыми центрами дороже. Зато на них установлено современное оборудование. Оно помогает обслуживать машину в автоматическом режиме.

Автозаправки в Германии

Эксперты ЕС посчитали, что в этой стране ЕС расположено самое большое количество заправочных станций в Европе. Самыми большие компании-владельцы заправок:

  • «Арал».
  • «Эссо».
  • «Джет».
  • «Шелл».
  • «Тотал».

Автомобильные заправки делятся на государственные и частные. Последние занимают около 30-40% всего заправочного рынка. Практически каждая третья заправка является в Германии частной и не принадлежит ни одной из названных выше компаний.

Заправки открываются, в основном, в 8 часов утра. Работают до 20 часов. В крупных городах некоторые АЗС открыты круглосуточно.

Без перерывов работают и станции, обустроенные вдоль магистралей и трасс.

Расплатиться на заправках можно наличными деньгами и банковскими картами.

В ФРГ не хотели и не хотят дешевой энергии

Однако немалую долю ответственности за дороговизну горючего в Германии несет и правительство ФРГ. Во-первых потому, что примерно две трети тех денег, которые автовладельцы платят на заправках, забирает себе государство. 64% розничной цены бензина, подсчитал ADAC, приходятся на налоги. Это, прежде всего, налог на энергию (Energiesteuer), заменивший в 2006 году налог на нефтепродукты (Mineralölsteuer) в ходе унификации налогового законодательства Евросоюза в сфере энергетики, а также НДС — налог на добавленную стоимость.

Во-вторых потому, что правительство ФРГ целенаправленно стремится сделать горючее для автомобилей и топливо для домов более дорогим. Это связано с уже традиционным немецким и, шире, европейским подходом к энергопотреблению, согласно которому энергоносители не должны быть слишком дешевыми, поскольку иначе не будет стимулов эффективно их использовать и более бережно относиться к природе при разработке их месторождений (которыми Европа не так уж богата).

Инфографика Энергоэффективность в Германии

В Америке с ее огромными расстояниями (и богатыми энергоресурсами) сформировалась иная философия: чем дешевле горючее, тем лучше, поскольку это стимулирует бизнес и потребление, а также мобильность населения. Поэтому в США долго куда меньше внимания уделяли энергосбережению и энергоэффективности, чем в ФРГ и ЕС.

Полезная информация

Бензин

В Германии доступен неэтилированный бензин (95 и 98) и дизельное топливо. Этилированный бензин отсутствует. Имеются газовые заправки (более 5,000).

Средние цены на все виды топлива по состоянию на 14.11.2021 :

  • E10 — € 1.729
  • Super (95) — € 1.785
  • Super Plus (98) — € 1.997
  • Diesel — € 1.595
  • LPG — € 0.864

На территории страны в автомобиле разрешается провозить бензин в канистрах.

В настоящее время в Германии широкое распространение получил бензин Е10 (содержит 10% этанола), но он подходит не для всех транспортных средств. Используйте его только в том случае, если вы уверены, что он подходит для вашего автомобиля (свяжитесь с производителем автомобилей или посмотрите

этот список (86 Кб), опубликованный Ассоциацией европейских производителей автомобилей).

Список АЗС, включая время их работы, на немецком языке (483 Кб).

Показаны изменения по сравнению с предыдущим периодом. Обновление один раз в две недели.

Экстренные номера

  • Европейский экстренный номер — 112
  • Пожарная служба — 112
  • Полиция — 110
  • Скорая помощь — 112

Обязательное оборудование

Оборудование, которое необходимо иметь в автомобиле :

  • Светоотражающий жилет — с 1 июля 2014 года необходимо иметь светоотражающий жилет (соответствующий европейским нормам EN471), который должен использоваться в случае аварийной остановки и во время установки на дороге знака аварийной остановки. Водитель обязан показать жилет во время проверки на дороге. Это правило не относится к мопедам/мотоциклам.

Требования к оборудованию, которое обязательно должно находиться в автомобиле в разных странах Европы.

Зимнее оборудование

Зимние шины

При наступлении соответствующих погодных условиях (снег, слякоть, лёд на дороге) транспортные средства общей массой до 3.5 тонн должны быть оснащены зимними шинами.

Зимние или всесезонные шины, предназначенные для использования в зимних условиях, должны иметь маркировку «M + S», знак в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри неё.

Если в этот период транспортное средство не будет оснащено зимними шинами, то нарушителя ждёт штраф в размере € 60. А если будут созданы препятствия другим участникам движения, то штраф возрастёт до € 80.

Шипованные шины

Использование шипованных шин запрещено, за исключением небольшого участка Bad Reichenhall — Lofer рядом с австрийской границей.

Цепи противоскольжения

Разрешается использовать цепи противоскольжения, если установлен соответствующий дорожный знак.

Требования к использованию зимних и ошипованных шин в разных странах Европы.

Рекомендуемое оборудование и другие правила

Рекомендуется иметь комплект запасных ламп, аптечку первой помощи, знак аварийной остановки. Аптечка первой помощи и знак аварийной остановки обязательны для резидентов.

Функция, указывающая расположение стационарных камер контроля скорости, в навигационном программном обеспечении, основанном на GPS, должна быть деактивирована.

Заключение

Стоимость бензина в Германии составляет примерно 1,3-1,45 евро за литр, что практически в 2 раза превышает аналогичный показатель для России. При этом количество немцев, которых не устраивает политика государства по отношению в топливной отрасли, ничтожно мало.

Всё дело в уровне ежемесячного дохода граждан Германии, который в 4-5 раз выше, нежели заработок отечественного работника. При уровне заработной платы в размере 2300-2500 евро стоимость литра бензина в пределах 1,4 евро кажется крайне не существенной.

Виновники проблем с дизелями в Германии — автопроизводители

Официально виновными в возникновении проблемы с загрязнением воздуха в немецких городах признаны производители автомобилей.

Началась история со скандала с Volkswagen. Обнаружилось, что значения выброса NO2 для дизельных автомобилей марок VW, Audi, Skoda, Porsche фальсифицировали на протяжении нескольких последних лет.

Вместо реальных показателей двуокиси азота проверки показывали заниженные в 4-5 раз значения. При подключении измеряющего устройства бортовой компьютер переключал двигатель в специальный режим, в котором выброс вредоносных газов действительно оказывался низким. Но при эксплуатации данный режим никогда не использовался.

Автомобиль VW Caddy попал под дизельный скандал

Типичный дизельный VW Caddy, попавший под запрет на въезд в Штутгарт.

В итоге немецкие власти проворонили момент, когда дизельные автомобили заполнили немецкие города. Экономичность и неприхотливость дизеля за десятилетие сделали лучшую рекламную кампанию. Ежегодно число машин с дизельными движками вырастало на треть.

Позже помимо VW такие же проблемы обнаружились в BMW, Opel и Mercedes-Benz.

Когда вскрылся обман, оказалось, что никаких путей к отступлению нет. Судебный процесс по делу о возмещении ущерба для покупателей длится до сих пор. Перспективы получить покрытие убытков пока остаются.

Как немцы экономят на топливе

Средние затраты на бензин у жителя Германии, который каждый день ездит на работу на личном автомобиле, составляет 400 евро ежемесячно. При средней зарплате до вычета налогов в 2-2,5 тыс. евро эта сумма является существенной. Поэтому немцы стараются экономить каждый евроцент разными способами:

  1. Если зарплата не так велика, как бы хотелось, жители городов и близлежащих пригородов пересаживаются на велосипеды.
  2. Студенты и малообеспеченные граждане пересаживаются на городской транспорт. Проездной на месяц стоит около 100 евро.
  3. Если без личного автомобиля обойтись невозможно, немцы пользуются «счастливыми часами» на заправочных станциях. Например, на автозаправке Shell обычная цена на бензин «Регуляр» – 1,47 евро. Но с 8 до 10 вечера его можно купить на 12 евроцентов дешевле – за 1,35 евро. Если заправить в это время полный бак, вполне реально сэкономить до 10 евро. Чтобы знать, когда продавец объявит «счастливые часы», выпущены специальные приложения для смартфонов, в них собраны все скидки. Аналогично можно экономить практически на всех европейских заправках.
  4. Некоторые устанавливают на свой автомобиль газовое оборудование, которое позволяет сократить затраты примерно на половину. Проблема лишь в том, что его монтаж может позволить себе не каждая семья.
  5. Посещать заправочные станции стран, где стоимость топлива более приемлема: Люксембург (1,24 евро), Чехия (1,25), Австрия (1,24), Польша (1,17). Этот вариант подходит только тем, кто живет недалеко от границы.

Помимо высоких цен на топливо, немецкие автолюбители сталкиваются с другими проблемами использования автомобиля – высокие налоги и цены на обслуживание. Часто им дешевле купить новую машину, чем отремонтировать старую.

Что влияет на стоимость топлива

Тарифы на бензин в Германии зависят от многих факторов, в том числе:

  • Стоимость покупки нефти в мире. Когда цена растет, то тарифы на топливо в Германии поднимаются. Немцы не бастуют из-за увеличения стоимости топлива, потому что цена на бензин и дизельное топливо может измениться в сторону уменьшения или увеличения на несколько евроцентров.
  • Транспортные расходы. Доставка топлива танкерами и речными платформами широко распространена в стране. В портах есть нефтеперерабатывающие терминалы. Бензин доставляется в конечный пункт назначения на грузовиках. Чем дальше АЗС от терминала, тем выше будет стоимость топлива.
  • Комиссия компаний, продающих бензин. Согласно немецкому законодательству, часть денег от продажи бензина должна быть переведена в специальный топливный фонд. Он был создан для того, чтобы обеспечить страну топливом на три месяца, если возникнут трудности или перебои с поставками. Маржа также включает в себя заработную плату НПЗ и АЗС.
  • Налог на добавленную стоимость, который в Германии составляет 19% от суммы, уплачиваемой покупателем.
  • Специальный налог на энергию, который начал взиматься в стране с 1999 года. Он необходим для покрытия потерь от использования топлива. Сумма, включенная в стоимость топлива, определяется его типом. За газ нужно платить 18 евроцентов с каждого литра, 47 евроцентов с 1 литра ДТ; 65,5 евроцента с каждого литра бензина.

Таким образом, государство получает прибыль от продажи бензина и других видов топлива в виде налогов. В других странах, напротив, прибыль взимается до продажи с компаний, торгующих нефтепродуктами. Из-за этого правительство заинтересовано в низкой цене на нефть на мировом рынке, поскольку это увеличивает потребление бензина в стране. За прошедший год налог на энергоносители принес в казну страны 29 миллиардов евро. В предыдущие годы эта цифра колебалась в пределах 40 миллиардов евро.

Стоимость 1 литра бензина рассчитывается следующим образом:

  • 40 евроцентов стоимость 1 литра бензина + 65,5 евроцентов топливный налог, получается 105,5 евроцентов.
  • 105,5 евро центов + 19% (НДС), итого 125,5 евро центов.
  • 125,5 + 9% от ритейлеров и перевозчиков составляет 1 евро и 37 центов за литр бензина.

Механизм сертификатов на выбросы CO2 повысил цены на 7-8 евроцентов

Поскольку всемирная борьба против изменения глобального климата и обязательства по Парижскому соглашению потребовали решительного снижения выбросов парниковых газов, парламент ФРГ принял в конце 2019 года разработанный правительством обширный пакет климатических мер, одной из которых стало введение с 1 января 2021 года сертификатов на выбросы CO2 (CO2-Abgabe) для компаний, продающих нефтепродукты и газ владельцам автомобилей и домов.

Берлин, сентябрь 2019. Правительство ФРГ представляет проект программы защиты климата до 2030 года

Берлин, сентябрь 2019. Правительство ФРГ объявляет о программе защиты климата до 2030 года

В результате автозаправки, как и планировалось, переложили эти дополнительные расходы на клиентов, и литр бензина подорожал в этом году на 7 евроцентов, а дизель на 8 центов, подсчитал ADAC. С 1 января 2022 года первоначальная цена тонны CO2 в 25 евро вырастет до 30 евро, из-за чего горючее вновь несколько подорожает, хотя и не так сильно. Однако до 2025 года намечено поэтапное увеличение цены тонны до 50 евро — и, соответственно, удвоение нынешнего размера сбора за выбросы углекислого газа до примерно 15 центов за литр бензина и примерно до 18 центов за дизель.

Таким образом, удорожание горючего и топлива в Германии является заявленной целью немецких властей и призвано побуждать население экономно расходовать ископаемые энергоносители, а также побыстрее пересаживаться на электромобили и обзаводиться более экономными отопительными системами. Причем разработали и приняли этот закон вовсе не «зеленые», а консерваторы из партии Ангелы Меркель (Angela Merkel) и социал-демократы.

Однако партия «зеленых» вместе с либералами сейчас ведет переговоры с социал-демократами о формировании нового правительства ФРГ. Трудно представить себе, чтобы коалиция этих политических сил, обещавших избирателям непременно сосредоточиться на защите климата, тут же откажется от запущенного механизма CO2-сертификатов. Хотя цены на горючее оказались сейчас явно намного выше, чем планировалось и просчитывалось при его введении.

Последствия запрета на дизель

Хотя фактически лишь 4 города в ФРГ ввели ограничения на проезд по отдельным улицам, уже сейчас владельцы дизелей испытывают проблемы.

Из-за возникшего негатива подержанные марки сильно упали в цене. Выгодно продать авто можно только за границу. Например, в 2017 немцы экспортировали в Польшу 300000 бывших в употреблении дизелей.

Внутри Германии приходится мириться с падением стоимости в два раза превышающим бензиновый аналог модели.

Существенных подвижек в очищении воздуха пока не наблюдается. Ограничения на проезд дизелей по отдельным улицам бессмысленны из-за отсутствия контроля и возможности проехать по-другому. Получается, NO2 выкидывается в том же количестве, но на соседней улице.

Введение свободных от дизеля зон куда эффективнее, но остаются машины доставки посылок, такси, грузовики везущие продукты и товары в магазины. Ведь большинство автопарков фирм — дизельные. Запретить проезд грузовику с продуктами нереально, но один дальнобойщик чадит как десяток обычных легковушек.

В истории с запретом дизеля в Германии по-прежнему много политики и мало смысла. Нанесён экономический урон владельцам проблемных машин, городам и автопроизводителям. Жители не всегда с пониманием относятся к нововведениям, например, из-за усложнения маршрута до рабочего места. Контролировать въезд в зоны так и не научились.

Причины высокой стоимости немецкого бензина

Цена литра бензина в Германии на сегодня довольна высока. Этому есть несколько объяснений. На нее сильно влияют налоги, которые составляют примерно две трети от конечной стоимости. Кроме этого существенную роль в ценообразовании играет состояние мирового рынка.

Какие налоги формируют наценку:

  • НДС составляет 19% от стоимости товара;
  • Энергетический налог зависит от типа топлива. Чем больше оно соответствует современным экологическим нормам, тем ниже налог.

Энергетический налог заслуживает отдельного внимания. Он введен в 1999 году. Его создали с целью покрывать экологический ущерб от используемого топлива. Для газа он составляет 18 евро центов с каждого проданного литра, для бензина – 65, а для дизеля – 47.

топливный фонд.

В Германии существует специальный топливный фонд

Он создает запас топлива на экстренный случай. Например, если вдруг произойдет срыв поставки нефти. Фонд обеспечит бесперебойное снабжение потребителей топливом. Его запасов по приблизительным оценкам должно хватить на 3 месяца.

Также на конечную стоимость влияет закупочная цена, расходы на транспортировку, содержание заправочных станций, зарплата сотрудников и маржа продавца. Он должен получать прибыль. Иначе его бизнес прогорит. Соответственно, надбавки неизбежны, и это неумолимый закон рыночной экономики.

Немцы перевозят топливо на танкерах, речных платформах и бензовозах. Расходы сильно зависят от удаленности конечной точки. Чем дальше находится терминал от населенного пункта, тем выше конечная цена.

Правительство заинтересовано в сдерживании роста цен на топливо. Оно забирает налоги с каждой продажи. Следовательно, высокий оборот – это стабильный и хороший доход в бюджет страны. Например, только за счет энергетического налога Германия получила порядка 40 млрд евро. Но в 2019 году сборы снизились до 29 млрд.

Стоимость бензина в Германии и других европейских странах

Тарифы в европейских странах ниже, поэтому жители приграничных городов часто ездят в другие страны ЕС за бензином.

Государство А-95 А-98
Албания 1,36 Не используется
Грузия 0,57 0,62
Румыния 0,89 0,99
Португалия 1,51 1,64
Нидерланды 1,68 1,76
Италия 1,45 1,79
Польша 0,94 1,01
Венгрия 1,04 1,1
Чехия 1,0 1,1
Дания 1,37 1,5
Люксембург 1,09 1,07
Болгария 0,88 1,09
Кипр 1,07 1,13
Литва 1,03 1,14
Словения 1,0 1,14
Черногория 1,11 1,15
Латвия 1,12 1,16
Австрия 1,02 1,19
Хорватия 1,19 1,27
Словакия 1,16 1,28
Эстония 1,23 1,28
Испания 1,16 1,31
Швейцария 1,34 1,41
Бельгия 1,36 1,43
Финляндия 1,35 1,43
Швеция 1,37 1,43
Британия 1,24 1,45
Мальта 1,34 1,49
Греция 1,42 1,59

Самыми дорогими с точки зрения цен на бензин являются Франция, Норвегия, Нидерланды, Дания, Греция, Португалия.

Динамика изменения средних цен на топливо в Германии

Население и бизнес Германии призывают временно снизить НДС на горючее

Так можно ли как-то изменить ситуацию? Согласно свежему онлайн-опросу социологического института Civey, оказания государственной поддержки населению из-за дороговизны бензина и дизеля требуют 73% процента жителей ФРГ (20% против), поддерживающие самые разные партии. Лишь среди сторонников «зеленых» голоса разделись почти поровну: 46% за финансовую помощь автомобилистам и 42% против.

Однако бросается в глаза, что как в публичных заявлениях различных общественных и предпринимательских организаций, так и в комментариях немецких СМИ практически не звучат призывы отказаться от механизма CO2-сертификатов. Такой отказ стал бы очень громким поражением в только начавшейся по-настоящему борьбе против изменения климата, которую большинство немецких избирателей, еще раз подчеркнем это, одобряет и ради которой даже готово нести дополнительные расходы. К тому же вырученные государством средства от продажи CO2-сертификатов должны, по идее, пойти на радикальное снижение цен на электричество.

Цены на горючее в Париже 20 октября 2021

Париж, 20 октября 2021. В столице Франции цены на горючее на 20-30 центов выше, чем в других регионах

Вместо этого чаще всего предлагается временно снизить НДС на горючее, составляющий 19%. Во второй половине 2020 года правительство ФРГ уже снижало на полгода этот налог на все товары и услуги в качестве антикризисной меры в разгар пандемии. По этому же пути сейчас пошли, к примеру, правительства Италии, Испании и Чехии, тогда как во Франции малообеспеченные домашние хозяйства получат по 100 евро. В качестве других возможных вариантов поддержки немецких автомобилистов предлагается: временно уменьшить налог на энергию, увеличить налоговые льготы тем, кто ездит на работу на автомобиле, или выплатить населению деньгами часть доходов от продажи CO2-сертификатов.

Однако Ангела Меркель вряд ли возьмется со своими министрами за принятие серьезных, принципиальных решений, касающихся налоговой, энергетической и тем самым климатической политики страны. Этим должно будет заняться уже новое правительство ФРГ, а оно приступит к работе не раньше первой недели декабря. Вполне возможно, что его первым серьезным испытанием станет именно решение проблемы дороговизны горючего.

Работающая на буром угле электростанция Niederaußem вблизи Кёльна

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Закрытие угольных электростанций

Правительство ФРГ решило к 2038 году прекратить использование в электроэнергетике угля — самого вредного для климата ископаемого энергоносителя. Уже в 2022 году общая мощность угольных электростанций сократится на четверть. Ускоренными темпами будут закрывать те, что работают на импортном каменном угле. За свертывание добычи бурого угля ряд регионов Германии получит многомиллиардные компенсации.

Ветрогенераторы и солнечные батареи

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Развитие возобновляемой энергетики

К 2030 году 65% потребляемой в Германии электроэнергии должны производиться из возобновляемый источников (ВИЭ), прежде всего — с помощью ветра и солнца. На момент принятия программы в сентябре 2019 года этот показатель составлял около 43%. Среди мер стимулирования развития ВИЭ — повышение материальной заинтересованности местных органов власти в установке на своей территории ветрогенераторов.

Рисунок, объясняющий действие CO2-сертификатов

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Стимулирование электромобильности

Правительство ФРГ расширило и продлило до 2025 года программу стимулирования покупки полностью электрических автомобилей и заряжаемых от розетки плагин-гибридов. Так, скидка на электромобили по цене до 40 тысяч евро увеличена с 4 до 6 тысяч евро, для более дорогих моделей она составляет 5 тысяч евро. Одновременно решено в 2020-21 годах установить 50 тысяч новых общедоступных станций зарядки.

Пассажиры заходят в самолет авиакомпании Ryanair

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Увеличение налога на авиабилеты

Выбросы от работы авиадвигателей весьма способствуют парниковому эффекту, поэтому правительство ФРГ стремится сократить число авиаперелетов, особенно внутри Германии и Европы. Один из пунктов программы защиты климата — повышение с 1 апреля 2020 года налога на авиабилеты. В частности, на 5,65 евро до 13,03 евро при вылете из аэропортов на территории Германии по внутриевропейским маршрутам.

Электропоезд рядом с автобаном

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Налоговые льготы железной дороге

Чем больше пассажиров предпочтут автомобилям, междугородним автобусам и самолетам электропоезда, тем лучше для климата, считает правительство ФРГ. Один из пунктов его программы — снижение НДС на железнодорожные билеты с 19% до льготных 7% с 1 января 2020 года и, в результате, их удешевление в поездах дальнего следования на 10%. Недополученные налоги казне компенсирует сбор с авиапассажиров.

Бензовоз привез топливо для индивидуального дома

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Запрет дизельного отопления домов

Значительные выбросы CO2 возникают при обогреве зданий. Во многих немецких домах, прежде всего — индивидуальных, все еще действуют отопительные системы на мазуте или солярке, зачастую очень старые и малоэффективные. Государство готово взять на себя 40% расходов на их замену современными экологичными технологиями. А с 2026 года установка дизельных котлов будет вообще запрещена.

Теплоизоляция индивидуального дома

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Поддержка энергосберегающего жилья

Чем больше в здании применяется энергосберегающих технологий, тем меньше энергии требуется для его отопления. Поэтому с 2020 года правительство Германии в рамках программы защиты климата будет предоставлять налоговые льготы всем домовладельцам за установку в окнах энергосберегающих стеклопакетов и за теплоизоляцию стен и крыши.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации