Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 0

Обзор универсала ВАЗ-2102 «Жигули» / «Двойка»

ВАЗ 2102 − расширение полномочий

С появлением ВАЗовской «копейки» жизнь советских автомобилистов кардинально переменилась. Эта машина стал желанной и каждому хотелось владеть столь быстрым и маневренным седаном. Однако, у 2101 был один существенный недостаток − не самый вместительный багажный отсек, что очень огорчало дачников и семейных людей. Тольяттинский концерн решил исправить это упущение, выпустив в продажу модель в кузове универсал.

Обзор универсала ВАЗ-2102 «Жигули» / «Двойка»

Автомобиль ВАЗ-2102

ВАЗ-2102-советский заднеприводный автомобиль. Кузов автомобиля является пятидверным универсалом, имеет переднее расположение двигателя с приводом на задние колеса. Выпускался с 1971 по 1986 года с 1,2/1,3/1,5 литровым двигателем. Модель сильно унифицирована с автомобилем ВАЗ-2101. Для избежания недоразумений в названии автомобилей: всё семейство ВАЗ-2101 по ВАЗ-2107 называются «Жигулями». В данном случае ВАЗ-2102 в народе называют «Двойкой» или «Двушкой».

История создания

ВАЗ-2102 не является продолжением модельного ряда ВАЗ-2101, а является лицензионным вариантом FIAT-124Familiare (Familiare-семейный). Перед запуском завода ВАЗ были приобретены три модификации FIAT-124: Fiat-124R (ВАЗ-2101), Fiat-124 Familiare (ВАЗ-2102) и Fiat-124S (ВАЗ-2103). Как и ВАЗ-2101 итальянский Fiat-124Familiare (будущий ВАЗ-2102) получил множество конструктивных изменений. Так у машины был увеличен клиренс, усилена подвеска, задние дисковые тормоза были заменены на барабанные. В двигателе нижний распредвал стал верхним, что улучшило скоростные-разгонные характеристики. Перенос распредвала на верх привело к быстрому износу распредвала. Ресурс распредвала составлял 40 000-60 000 км, в середине 1970-ых годов «болячку» распредвала вылечили и ресурс стал составлять 120 000-140 000 км. КПП была с другим передаточным числом, так как подразумевалось, что ВАЗ-2102 часто будет загружен. Кузов машины дополнительно усилили за счет толщины металла в слабых местах.
Без всех этих адаптационных изменений Ваз-2102 не получился бы долговечным и надежным, так как эксплуатация автомобилей в Италии и в СССР очень сильно различимы из-за качества дорог и реального назначения машин.
ВАЗ-2102 стали выпускать в 1971 году, после того как ВАЗ-2101 будет полноценно выпускать. Плюс к запуску производства ВАЗ-2102 у руководства и сотрудников завода появился опыт запуска.

Автомобиль Fiat-124Familiare

Народное мнение

ВАЗ 2102 собрал восторженные отзывы многих его владельцев. В списке неоспоримых преимуществ данного автомобиля − высокая практичность и ремонтопригодность. Также, отмечается выносливая подвеска, которая способна переносить даже самые разбитые дороги, тяговитые моторы, непривередливые к топливу.

Помимо всего прочего, возможен и тюнинг. Владельцы делают стайлинг внешности и салона. Что касается мотора, то здесь для лучшей отзывчивости и тяги на высоких оборотах устанавливаются «верховые» распредвалы, иной карбюратор с увеличенными воздушными, топливными жиклерами и прочее.

Зачастую, проводится тюнинг своими руками. Поэтому в интернете можно найти немало фото и видео работ народных умельцев.

Стоимость на рынке

Авто Цена (рублевая)
ВАЗ 2102 от 15 до 250 тысяч

Внешняя гармония

Отечественный универсал выглядит волне симпатично, а также ладно скроен. Какие-либо диспропорции во внешнем облике отсутствует − кузов имеет стремительный профиль и для своих габаритов весьма солиден.

Головная оптика освещения отлично сочетается с хромированной решеткой радиатора. В свою очередь, можно отметить хромированные бамперы и молдинги, которые придают двойке некоторой респектабельности.

Внутренний мир

Салон удивляет высоким качеством материалов отделки − пластик не только приятен на вид, но и податлив на ощупь, а торпедо отделано «под дерево». Качество сборки также неплохое − панели подогнаны аккуратно.

Приборный щиток выполнен в виде трех основных приборов − спидометра, а также указателей уровня топлива, охлаждающей жидкости. Благодаря компактной конфигурации, четкой оцифровке ее читабельность высока при любых условиях.

Помимо «инструментария», на торпедо расположился блок климатической установки − «печка» включается тумблером, тогда как температура воздуха регулируется посредством двух ползунков. Радиоприемник (опционально) располагается на навесной центральной консоли − он имеет широкий диапазон частот и выдает сносное звучание.

Водительское кресло поставлено низковато, что может вызвать неудобства у низкорослого драйвера. Во всем остальном, сиденье напоминает домашнее кресло − оно очень мягкое, но грамотно распределяет нагрузку тела.

Диван второго ряда по ширине способен вместить в себя даже трех пассажиров, но для коленей пространства катастрофически мало − вольготно будет лишь человеку с ростом не выше 165 сантиметров. Объем багажного отсека в исходном состоянии равен 345 литрам. При складывании дивана показатель увеличивается до 1345 литров.

Приоритет − комфорту

Полутаролитровый мотор с отдачей в 75 лошадиных сил является наиболее мощным в силовой гамме ВАЗ 2102. Он же и самый тяговитый, причем момента предостаточно как на низких, так и на средних оборотах.

Трогаться с места плавно позволяет короткоходная педаль сцепления с незначительным усилием, а грамотно реализовывать мощностной потенциал двигателя − оптимально подобранный передаточный ряд трансмиссии.

Руль крайне вяло откликается на действия водителя, а также перенасыщен реактивным усилием. При движении с малыми скоростями можно отметить неплохую информативность баранки, но с ростом скоростного режима ее люфты становится ощутимыми, из-за чего автомобиль начинает рыскать по дороге. При прохождении виражей наблюдаются значительные крены, раскачка.

Зато к плавности хода придраться сложно. Длинноходная подвеска без особых проблем отрабатывает даже крупные дорожные выбоины, не пробивая при полной загрузке салона.

Электрокар ВАЗ-21029 (ВАЗ-2801)

Электрокар ВАЗ-21029 / ВАЗ-2801

Среди модификаций ВАЗ-2102 надо отметить модификацию ВАЗ-21029 (ВАЗ-2801). Данная модель уникальна тем, что это электромобиль. Первые прототипы были представлены в конце 1970-ых годов. В 1981 году было изготовлено 47 электрокаров. Машина представляла собой 3-ех дверный универсал с грузовым отделением вместо пассажирского. В основе конструкции автомобиля была алюминиевая рама размещения 380 кг никель-цинковых аккумуляторов. Мощность двигателя «ПТ-125» составляла 25 кВт (34 л.с.) Это немного, но для использования в условиях города было достаточно. Электромобили использовались государственным учреждениями. По некоторым данным машина могла проехать от 85 до 130 километров. На данный момент ни один ВАЗ-2801 не сохранился в оригинальном виде. Практически все были переделаны под бензиновый двигатель или отправлены в утиль.

Экспорт

Автомобиль ВАЗ-2102, как ВАЗ-2101 экспортировался на европейский рынок и странам соцлагеря по себестоимости, а то и дешевле из-за расходов на логистику и рекламу. Задачей экспорта автомобилей было получение иностранной валюты Советским Союзом. Это отдельная история, которую можете почитать в статье «Экспорт советских автомобилей». Это все к тому, что не надо думать, как обожали советский автопром на европейском рынке. Даже на тот, момент он был исключительно в низшем ценовом диапазоне. Качество экспортных вариантов всегда было выше, чем качество для отечественных потребителей. Так на экспорт, как правило, шли машины с более мощным двигателем 1,45 литра, дополнительным подголовникам, обывателями багажной двери и фар. Для стран с левосторонним движением было создано несколько модификаций ВАЗ-2102 с правым расположением органов управления. На зарубежный рынок автомобиль поставлялся под названием LADA-1200-Combi. Так на экспортные автомобили ставили более мощные стартеры и аккумуляторы большей емкости. Так на экспортные автомобили часто на заднюю дверь ставили омыватель стекла и дворник (фото-1, фото-2). Экспортные варианты часто проходили антикоррозийную обработку. От названия «Жигули» было решено отказаться, так как оно было созвучно с «Жигало», то есть мужчина, который отказывает интимные услуги для женщин или живет за счет женщин. Точное количество ВАЗ-2102, покинувших Родину нет, можно предположить, что данная цифра 1/2 от всего объема, то есть 280 000-350 000 машин.

Модификации автомобиля ВАЗ-21027

ВАЗ-2102-базовая модель с 1,2 литровым двигателем мощностью 62 л.с. Выпускалась с 1971 по 1986 год;
ВАЗ-21021-модель с 1,3 литровым двигателем мощностью 69 л.с. Выпускалась с 1977 по 1986 год ;
ВАЗ-21021-01 модель с двигателем ВАЗ-21011, объемом 1,3 литра и мощностью 69 л.с., с приборной панелью от ВАЗ-2103 ;
ВАЗ-21021-02 модель с двигателем ВАЗ-21011, объемом 1,3 литра и мощностью 69 л.с., имеет салон от ВАЗ-2103.
ВАЗ-21022-модель с праворульным управлением, адаптирована для стран с левосторонним движением ;
ВАЗ-21023-модель с салоном от ВАЗ-2103, двигателем так же от ВАЗ-2103 объемом 1,45 литра и мощностью 71 л.с. ;
ВАЗ-21024-модель с праворульным управлением, с салоном и двигателем от ВАЗ-21011, двигатель объемом 1,3 литра и мощностью 69 л.с. ;
ВАЗ-21026-модель с праворульным управлением, с салоном и двигателем от ВАЗ-2103, двигатель объемом 1,45 литра и мощностью 71 л.с. ;
ВАЗ-2102Э/2801 «Электро»-электромобиль, имеет грузовой фургон и специальную алюминиевую раму, было изготовлено 47 машин.

Заключение

Автомобиль очень нравился дачникам за свой салон-трансформер, в котором можно было перевезти холодильник, мешки с картошкой, мебель, велосипеды. ВЗА-2102 нельзя назвать копией Fiat-124F, так как было внесено множество конструктивных изменений, без которых автомобиль «умер» бы быстро в условиях проселочных дорог Советского Союза. В начале 1986 года производство Ваз-2102 было свернуто, так как на смену пришел более современный универсал ВАЗ-2104, который стали выпускать в 1984 году. За 15 лет производства было изготовлено 666 989 модификаций ВАЗ-2103.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации