Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Т 35 танк ссср

Сухопутный линкор Т-35

После ПМВ (Первой мировой войны) многие армии мира предпринимали попытки обзавестись тяжёлыми танками, однако, как правило, они заканчивались безрезультатно, или воплощались в единичные образцы бронетехники.

Исключение составил СССР в начале 30-х «запиливший» тяжёлый танк Т-35, который был запущен в серию. Об этой машине мы и расскажем вам в данной статье.

«Парадная» машина Красной Армии или советский танк Т-35

Танк Т-35

В конце 30-х годов прошлого века в СССР учредили медаль «За отвагу». На ней был изображен танк, который в это время был символом растущей военной мощи Советского Союза. И на медали был изображен далеко не БТ, который участвовал во многих конфликтах, а тяжелый пятибашенный танк Т-35.

В те времена в СССР данный танк считался самым мощным, но в первый раз он пошел в бой только вначале Великой Отечественного Войны, когда его уже собирались снимать с вооружения. Кстати, в боях танк Т-35 показал себя совершенно не так, как от него ожидали.

Танк Т-35: технические характеристики, описание, фото

О легендарной советской «тридцать четверке» слышали, наверное, все. И если спросить, что представляет собой танк Т-35, большинство ответит, что это обновленный тридцать четвертый. Но правдой это не будет, потому как разработка 35-й модели шла совершенно по другой схеме, с похожей защитой, но совершенно другой огневой мощью.

танк т 35

Даже из картинки выше видно, что этот танк и близко не напоминает Т-34. Другой вид сбоку, экипаж большей численности, совершенно другое вооружение — перечислять отличительные особенности можно бесконечно. Он не прошел всю войну, как легкий маневренный тридцать четвертый, но тем не менее занял в истории советской промышленности свое место. Благодаря своим спецификациям, о которых разговор пойдет ниже, данную машину можно смело назвать тяжелой. Именно так ее и назвали — тяжелый танк Т-35. Ниже рассмотрим все характеристики, достоинства и недостатки «сталинского монстра», как его называли в годы его выпуска.

[править] Не имеющий аналогов в мире

К концу 20-х — началу 30-х годов прошлого века партия, Правительство и лично товарищ Сталин неиллюзорно озаботились накачиванием имперских мускулов, в частности поклейкой танчиков. Ибо с тяжёлыми танками в СССР было крайне хуево: их парк в СССР чуть более, чем полностью, состоял из британских танков Mk 5, крайне устаревших на тот момент.

И тут как нельзя кстати подвернулся сумрачный германский гений по фамилии Гротте. Данный персонаж считался инженером, но имел склонность к гигантомании. В начале 30-х под его руководством запилили джва проекта: ТГ-1, более-менее вменяемый, но с «изюминкой» — башней в два слоя; и охуительный 1000-тонный ТГ-5, с тремя или пятью башнями, альтернативно одарённой компоновки. ТГ-1 довели до опытного образца, Гротте обрадовался и начал пилить проект нагибаторского танка Т-42, который весил бы 100 тонн и был бы 15 метров в длину, но внезапно в Германии пришел к власти известный австрийский художник, и немцев от секретных разработок отстранили. Гроте уехал на родину, где ебал мозги уже Гитлеру проектами 1000-тонных мамонт-танков. А совкам пришлось допиливать идею сухопутного дредноута самим.

Идея заключалось в следующем: тяжёлая хренотень медленно-медленно спускается с горы и ебёт все стадо сеет ужос и панику, поливая свинцом на 360 градусов. Прозвище «танк прорыва» вполне себе укладывалось в общемировые представления о тактике тяжёлых танков начала 30-х годов. Просто в мире чистогана и наживы в то время бушевала Великая депрессия, и было не до танков, хотя экспериментальные многобашенные машины иногда создавались аж до начала 40-х. Кроме того, работы Гудериана, де Голля и Брэдли о том, что даже тяжёлые танки должны быть ч0ткими и дерзкими [1] , на тот момент на русский переведены не были, а советский танковый мыслитель Калиновский, теоретически способный запилить подобное, преждевременно погиб в результате несчастного случая. У конструкторов выбор был небольшой — либо строить танки, либо копать каналы, — поэтому идея была доведена до логического конца. В 1932 году был испытан прототип, а с 1933 началось серийное производство на Харьковском паровозостроительном заводе, ибо по количеству железа изделие было ближе к паровозам, чем к тракторам и прочим танкам. Всего построили 61 экземпляр, каждый из которых по весу и стоимости равнялся девяти танкам БТ.

После большого террора и чистки РККА в 37‒39 производство свернули, так как закрались смутные сомнения в том, что танк сколь угодно большой массы и со сколь угодно мощным вооружением сможет кого-то нагнуть, только если бронирование — противопульное, а сам он еле ползает. Впрочем, эти простые мысли за границей давно понимали, и Т-35 вошёл в историю как единственный серийный пятибашенный танк.

Окончательный вариант набигает

Создание Т-35

Нередко в сети можно встретить утверждение, что Т-35 был всего лишь более крупным вариантом Т-28, однако это в корне неверно. Действительно, «коробочки» имели некоторые сходные элементы конструкции, но это объясняется лишь более поздним стремлением к максимальной унификации этих танков, а реально прототипом «тридцать пятого» послужил ТГ, разработка которого была прервана в связи с высокой стоимостью машины германского конструктора Гротте.

Работы над первым серийным тяжёлым танком стартовали в 1929 году, два года спустя он был воплощён в металле, а ещё через год прошёл полигонные испытания, на которых с одной стороны продемонстрировал приемлемые результаты, с другой стороны – военная приёмка предложила выполнить некоторые доработки.

В частности была усилена ходовая часть (ХЧ), в конструкции машины появились пулемётные башни и изменилась конструкция средних орудийных, некоторым метаморфозам подвергся и дизайн корпуса. Получившийся вариант Т-35А и послужил прототипом для большей части выпущенных в 30-е годы серийных «коробочек» этой модели.

Т-35 в музее Верхней Пышмы

Т-35 в музее Верхней Пышмы

История создания

В 20-е годы парк бронетанковой техники молодого советского государства состоял в основном из устаревающих машин времён Первой Мировой. С трудом налаживалось производство лёгкого танка МС-1. А между тем доклад комиссии по танкостроению гласил, что Красной Армии будет нужен и тяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. Впрочем, в 1924 году разработку такой машины задачей первостепенной важности не сочли.

Вернулись к идее только в 1929 году, сформулировав, наконец, технические требования. Мешало созданию отсутствие опыта (да и необходимой инфраструктуры). Первоначально планировалось найти образец, на который можно будет ориентироваться, за рубежом. В 1930 году И. Халецкий, командированный за границу с целью закупки образцов, попытался договориться о проектировании тяжёлого танка с британской фирмой «Виккерс», но успехом попытка не увенчалась.

Затем разработку поручили выписанным из Германии инженерам во главе с Эдвардом Гроте. Построенный ТГ нашли непригодным для массового выпуска в СССР, но участвовавшие в разработке ТГ советские инженеры получили ценный опыт. И в 1932 году, наконец, им поручили разработать на основе ТГ 35-тонный тяжёлый танк прорыва.

Внешний вид танка

Указанная в задании масса и дала машине индекс – Т-35.

Уже в августе того же года собрали первый опытный образец, известный как Т-35-1. После испытания его передали в распоряжение учебных курсов, а к весне 1933 года построили второй прототип – Т-35-2. Его башню главного калибра унифицировали с башней танка Т-28, упразднили слишком сложную пневматическую систему управления фрикционами, двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя «Испано-Сюиза») заменили на М-17 (лицензионный вариант BMW VI).

1 мая 1933 оба прототипа участвовали в парадах – первый в Ленинграде, а второй – в Москве. Интересно, что танк, который предполагалось запустить в серию (официально названный Т-35А) серьёзно отличался от обоих прототипов конструкцией корпуса и ходовой части. Его выпуск постановили развернуть на Харьковском Паровозостроительном Заводе.

Проект

В начале 1930-х годов советские инженеры получают заказ на разработку тяжелого танка. Он должен поступить на вооружение к концу 1938 года для огневой поддержки танков среднего звена, а также пехотных расчетов. Первый экземпляр ожидался к сентябрю 1933 года, и хоть его представили, но у данной версии обнаружилось множество существенных недоработок, одной из которых была нерабочая главная пушка. Впоследствии эта модель получила обозначение «тяжелый танк Т-35-1» (просуществовала до 1936 года).

Через два месяца, в ноябре, запускается новый проект, с учетом недоработок, а также пожеланий по унификации со средними танками Т-26 и Т-28. В итоге получилась совершенно новая машина. Изменению подверглись танковые тележки, малые, средние башни и другие незначительные детали.

танк т 35 характеристики

Тем не менее в 1933 году советский тяжелый танк Т-35 выходит в серийное производство. За всю историю создания из ворот Харьковского паровозостроительного завода вышла 61 машина и 2 опытных образца. Выпуск танка завершили в 1939 году, но, несмотря на это, каждая новая версия имела какие-то свои обновления.

[править] Т-35 в реальном бою. Безблагодатность, как она есть

В заварушках 30-х годов Т-35 не использовался. Ни в освобождении Польши, ни в боях с самураями. В 1940 году в рамках принуждения Финляндии к миру и отдаче части её территории Совку тяжёлые танки использовались — аж три штуки, и все разных моделей — в боевых условиях испытывались н0гЕбатели, которые должны были сменить Т-35: СМК, Т-100, КВ. Два из них были многобашенными, но ЧСХ, в конкурсе победил однобашенный танк классической компоновки — «КВ».

Боевое применение монстра началось 22 июня 1941 и, в основном, закончилось уже через неделю. Перед началом войны сорок восемь танков находились в двух полках 34 танковой дивизии дислоцированной в районе Равы-Русской. Дивизия в составе «маневренной группы» Поппеля наносила контрудары и кончилась к концу июня. Кончина во многом была определена ВП между «маневренностью группы» и медленной скоростью и почти никаким запасом хода Т-35. По данным википидоров, которые они взяли непонятно откуда, в боях засветилось не более семи экземпляров Т-35, остальные были брошены.

С откатом фронта на восток и по итогам потерь в Приграничном сражении в РККА использовали все, что хоть как-то могло стрелять и ездить. В частности, Т-18 (в девичестве МС-1), которые помнили живого Ленина и трактора, кустарно обвешанные броней с присобаченными муляжами пушек. Т-35 засветились в обороне Харькова — 5 штук находилось там на ремонте. Ну, как засветились… Известно, что они там были, известно, что ездить они не могли, и из них сделали неподвижные огневые точки. И даже, наверное, кто-то из них несколько раз выстрелил, с понятным результатом, таким же как у границы — немцы это сопротивление просто не заметили.

К осени 1941 фронт докатился до Нерезиновска, там тоже было два Т-35 в учебных классах «Военной академии механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА) имени И. В. Сталина». Их собирались отправить на фронт, оборонять Москву. Есть фотки, где один из этих танков стоит на площадке ВАММ перед отправкой на фронт. Но нет никаких данных об их участии в эпическом превозмогании. BTW, кадры кинохроники, где Т-35 бодро контрнаступает под Москвой — пропагандонский фейк, но об этом ниже.

Боевое применение Т-35 обороной Москвы не закончилось, а закончилось, ВНЕЗАПНО, обороной Берлина. Фошисты, зохватив на Украине целые Т-35, один или два притащили в Гермашку, пока тащили, много матерились, ибо Т-35, даже с вазелином, с трудом входил в советский железнодорожный габарит, а в германский — уже чуть более, чем никак. Один экземпляр вроде как расстреляли на полигоне в Кумерсдорфе. А вот другой… До конца войны пылился на полигоне у г. Цоссена. Когда красные финноугромонголы подошли на расстояние прямой видимости, немцы эпически выехали на битву на трофейном Т-35. И тут же были угондурашены русскими из… немецкого же трофейного фаустпатрона. Ебаный стыд. На этом боевое применение Т-35 заканчивается.

Компоновка Танка Т-35

В целом она была идентична таковой у Т-28: экипаж и вооружение располагалось в передней части корпуса, двигатель и элементы трансмиссии – в корме. Танк имел двухъярусное расположение огневых средств, установленных в пяти башнях: в центральной находились КТ-28 и три ДТ; в передней правой и задней левой – по одной 20К и ДТ; в передней левой и задней правой – по одному ДТ.

Поскольку необходимость обслуживания столь сложного комбинированного технического средства требовала интенсивного взаимодействия всех танкистов долженствующих уметь заменять друг друга, могу констатировать, что «прикрепление» к определённой огневой группе каждого члена экипажа, на разных модификациях насчитывавшего от 9 до 12 человек, было достаточно условным.

Корпус танка, имевший обычную коробчатую форму, был выполнен клёпано-сварным способом, артиллерийские и пулемётные башни были идентичны устанавливавшимся на Т-28 и БТ-5, таким образом, посадка-высадка танкистов обычно осуществлялась через люки в их крыше.

Замечу, что мехвод также имел свой люк, однако он мог им воспользоваться, только если находившаяся над ним башня была развёрнута в положение «на борт». Кроме того, хочу обратить ваше внимание на то, что последняя серия «тридцать пятых» подобно «двадцать восьмым» получила конические башни, всего было построено десять таких «коробочек».

Танки на красной площади Т-35 36 года и Т-35 39года

Танки на Красной площади Т-35 1932-1936 года и Т-35 1939 года (с канонической башней).

Т-35А имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 9,72/3,2/3,43 м.
  • Масса — 50 т.
  • Бронирование — наклонное/вертикальное: 20-30 мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×М-17Л, 500 л. с.
  • Скорость — 29 км/ч.
  • Запас хода — 100 км.
  • Вооружение — 1×КТ-28 – 76 мм; 2×20К – 45 мм; 7×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 11 человек.

Всего был построен 61 танк Т-35А

Конструкция

Военные получили именно тяжелый танк. Усиленная броня, дополнительное вооружение — все было рассчитано на занятие и удержание позиций на территории врага. Но при этом заявленная конструкторами скорость должна была составлять 28 км/ч. Корпус танка сваривали из брони, средняя толщина которой составляла 20 мм. Для усиления конструкции в некоторых местах применяли клепку. Корпуса башен имели 30-миллиметровую броню.

В задней части находился мотор. Для доступа к нему задняя часть днища имела 13 люков. Также имелся отдельный люк для доступа в двигательный отсек. Во время движения люк закрывался бронированной крышкой, в которую был вмонтирован колпак воздухоочистителя. Также рядом с люком было устроено несколько щелей для доступа воздуха к радиаторам. Рядом с двигателем в том же отсеке находилась КПП: 4 скорости вперед, одна назад. Соединение между ними было с помощью главного фрикциона, имевшего ленточные тормоза. Он являлся ненадежным, часто ломался. Во время войны большинство танков были покинуты именно по причине поломки этого блока.

Ходовая часть имела 8 прорезиненных катков, а также 6 поддерживающих. Ведущие колеса — сзади. Передние — направляющие. Между направляющими и опорными установлены дополнительные ролики, которые должны были предотвращать прогиб гусениц при подъеме на вертикальные препятствия. Все катки монтировались попарно на танковых тележках. Тележки на кронштейнах закреплялись на бортах танка. По такому же принципу прикреплялись и фальшборты. Для плавности хода, а также преодоления незначительных препятствий устанавливалась пара спиральных пружин. Фальшборт, так же как и остальные части брони, выполнялся из нескольких слоев.

Одной из присущих данному танку черт называют наличие 5 башен. Многобашенность не была новым решением. Такие варианты уже использовались в более легких версиях. Но пять башен устанавливались только на танк Т-35. Характеристики их рассмотрим подробнее далее.

Основные модификации

Должен отметить, что помимо упоминавшейся выше серии с коническими башнями проводились модернизации двигателя, который удалось форсировать до 580 л. с., а также бронирования (лоб корпуса был доведён до 50 мм), ХЧ и некоторых элементов конструкции корпуса.

Кроме того, на базе Т-35 разрабатывались следующие модели:

  • СУ-14 – тяжёлая самоходка, вооружённая 203-миллиметровой гаубицей Б-4.
  • СУ-14-1— то же самое, но со 152-миллиметровым стволом Бр-2.
  • Т-112 – фактически тот же Т-28, но с подвеской от Т-35.

Впоследствии была выполнена экранировка двух первых моделей, однако в серию они так и не пошли, а «сто двенадцатый» вообще так и остался на бумаге.

Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса — 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.

Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

На готове

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Башни и ярусы

Как и в обычном танке, пять башен стояли в центре верхней части корпуса, при этом без ниш, какие были на моделях-прототипах. Основная башня устанавливалась на шестигранное основание, при этом по его свободным граням располагались блоки для создания дымовой завесы. На нее устанавливалась 72-миллиметровая пушка — танковый вариант орудия образца 1927 года.

Все пять башен располагались в три яруса. Основная, будучи самой высокой, являлась верхним ярусом. Средний ярус — пара отдельных башен, где находились 45-миллиметровые пушки. И нижний ярус — еще пара башен, где находились пулеметы. Стоит отметить, что танк Т-35 получил не два пулемета (по количеству башен), а много больше. Например, некоторые танки имели пулемет над люком механика-водителя, расположенный слева, спереди.

тяжелый танк т 35

Пушки башен второго яруса монтировались в паре с пулеметом. Пулеметы также можно было установить рядом с основной пушкой и на крышке люка главной башни.

Башни второго и третьего яруса располагались друг против друга, по диагонали. Пушечные находились справа, спереди, и слева, сзади. Пулеметные соответственно спереди, слева, сзади, справа от основной башни.

танк т 35 1 35

Добавим, что боекомплект составлял 96 снарядов для главной, 220 для 45-метровых пушек. Запас пулеметных пуль составлял более 10 000. Таким образом, тяжелый танк Т-35 по вооружению мог сравниться с небольшой крепостью, огневая мощь которой была равна трем танкам более легкого типа.

Тактико-технические характеристики танка Т-35

Основные параметры тяжелого танка Т-35 выглядят следующим образом:

Боевая масса 50 (54) т
Длина танка 9,72 м
Ширина 3,2
Высота 3,43 (3,74) м
Клиренс 0,53 (0,57) м
Толщина переднего наклонного листа брони 50 (70) мм
Толщина верхнего наклонного и лобового листов брони 20 мм
Толщина борта и «шестиграна» 20 (25) мм
Толщина крыши корпуса и башен 10 мм
Толщина днища От 10 до 20 мм
Борт главной башни 20 (25) мм
Борт средней и малой башен 20 мм
Скорость по шоссе До 28,9 км/ч
Скорость по пересеченной местности До 14 км/ч
Запас хода по шоссе 100 (120) км
Запас хода по пересеченной местности От 80 до 90 км
Максимальный угол преодолеваемого подъема 20 градусов
Максимальная высота преодолеваемой стенки 1,2 м
Максимальная глубина брода 1 (1,7) м
Максимальная ширина преодолеваемого рва 3,5 м

В скобках в таблице приведены характеристики последних шести танков Т-35А, собранных в конце 1938 и начале 1939 годов.

Отдельно необходимо рассказать о составе экипажа танка. В него входили десять человек.

Танк Т-35, оборудованный фарами для стрельбы в темное время суток. Увидеть их можно в верхней части главной башни.

Названия их штатных должностей не вполне соответствуют современной терминологии, которая использовалась выше. В частности, танкист, управлявший движением боевой машины, обозначался в документах как младший техник. На эту должность должны были назначать воентехников второго ранга.

Памятник танка

Танкистов, именовавшихся механиками-водителями, в составе экипажа было два – старший и младший. Первый из них находился в передней малой башне и должен был вести огонь из пулемета. В его обязанности также входили уход за двигателем и помощь младшему технику (то есть водителю). Младший механик-водитель размещался в задней средней башне. Фактически он был заряжающим с дополнительной функцией обслуживания ходовой части.

Командир экипажа размещался в главной башне. На эту должность назначались старшие лейтенанты. Помимо своих основных обязанностей, командир должен был вести стрелять из ДТ (танковая версия ручного пулемета ДП-27) и подавать снаряды для пушки (совместно с радиотелеграфистом, находившимся в той же башне).

В целом же система наименований должностей была довольно запутанной – командирами башен становились то наводчики, то заряжающие. Вероятно, такой подход намного усложнял отработку совместных действий.

Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны.

Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.

Боевое применение

Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 — в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы — простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины — танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

Электрическое оснащение

Интересной особенностью является то, что перила на верхней башне не убирались, как это делается на подводных лодках. У перил была двойная функция. Кроме опоры они же являлись антенной для рации, питающейся от 12 В. Кроме рации танк имел также электрическую телефонную связь (7 абонентов) и систему дымопуска. На электроприводе поворачивалась и главная башня. При этом конструкторы предусмотрели сигнал, запрещающий наводчику поворачивать башню, если люки ее были открыты.

Танк Т-35 как символ мощи Красной армии

Как уже отмечалось, вплоть до начала ВОВ танк Т-35 в боевых действиях участия не принимали. Т-35 периодически использовали в войсковых маневрах, но главным из «полем боя» стали площади Киева и Москвы. Т-35 стали воистину зримым воплощением силы Красной армии. Начиная с 33-го года и вплоть до ВОВ танки Т-35 принимали участие во всех парадах. Правда, количество танков, участвовавших в параде, было небольшим. Например, 7 ноября 40-го г. на парады было выведено всего 20 машин (по 10 в каждом городе).

Кроме того, Т-35 изображены на агитационных плакатах. Интересным является тот факт, что изображение танка Т-35 присутствует на плакате 43-го года. В войсках в это время ни одного Т-35 не осталось, но «сухопутный броненосец» ощетинившийся пушками продолжал выполнять пропагандистскую функцию, олицетворяя собой мощь РККА.

Танк на поле

Кроме того, упрощённое изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За отвагу».

Модификации. Состоявшиеся и несостоявшиеся

В Великой Отечественной войне танки Т-35 практически участия не принимали. 7 экземпляров потеряно в боях 1941 года, 6 остались в ремонте, а 35 были покинуты и уничтожены экипажами из-за поломок. В связи с вышеперечисленными минусами основным полем действия этих танков являлись военные парады 1933-1941 гг.

В 1938 году ХПЗ предложил перевооружить Т-35 новой 76-миллиметровой пушкой Л-10 вместо КТ, но военные министерства этот вариант не приняли, мотивируя тем, что для борьбы с бронеобъектами хватит двух 45-миллиметровых орудий, а для сопровождения пехоты достаточно мощности КТ. И последний год танк так и выходил с главной пушкой 72 мм. Неизвестно, что было бы к 1944 году (рождение 85-миллиметровой пушки), может быть получилась бы модель Т-35-85. Танк Т-34 такую пушку получил, и последние годы войны, а также в других сражениях использовались исключительно Т-34-85. Обозначение расшифровывалось как Т-34 с 85-миллиметровой пушкой. Справедливости ради нужно упомянуть, что один танк Т-35 участвовал в боях 1945 года, но на стороне немцев. К немцам попала одна из 35 брошенных моделей, которую сумели восстановить немецкие инженеры.

танк т 35 1 72

Примерно в те же годы на базе Т-35 начинается разработка самоходной установки — СУ-14. Основным отличием стала башенная часть, тогда как корпус экспериментальной машины остался без изменений. Вместо башен самоходная артиллерийская установка получила одну просторную рубку, а вместо пушки установили 203-миллиметровую гаубицу образца 1931 года (известную как Б-4). Из-за длины ствола рубка сдвинулась на заднюю часть, что повлекло за собой внутренние изменения: мотор вместе с трансмиссией переехал в переднюю часть. Экипаж САУ составлял 7 человек. В 1937 году работа над установкой замораживается и восстанавливается только в 1940-м, проводится ряд модификаций, и новая версия получает кодовый номер СУ-14-2.

В 1936 году появилась модификация СУ-14 — гаубицу заменили на 153-миллиметровую пушку большой мощности (Известную как БР-2). После тех же модификаций в 1940 году она сначала получила название СУ-14-1, затем — СУ-14-БР-2.

Обе разработки планировались для работы на линии Маннергейма, но модификация (1939-1940 годы) прошла с отставанием от сроков, и армия получила их гораздо позже.

В 1938 году началась разработка нового танка Т-112. Прототипом модели должен был послужить Т-28. От Т-35 планировалась позаимствовать ходовую часть, но данный вариант остался на стадии чертежей.

Технические характеристики

Некоторые показатели в тексте уже были даны. Здесь укажем остальные параметры, которые получил многобашенный танк Т-35. Технические характеристики двигателя следующие:

Мощность — 500 л. с.

Скорость перемещения — 30 км/ч.

Запас хода — 200 км.

При этом эти данные относились только к маршевому ходу по шоссе. Движение про проселку уменьшало эти показатели более чем наполовину. Танк весил 50 тонн, емкость баков — 900 литров, высота — 5430 мм, ширина — 3200 мм, длина — 9700 мм. Клиренс — 530 мм.

Вне зависимости от того, что каждая партия имела свои изменения, толщина брони, как и показатели двигателя, являлась неизменной. Советский танк Т-35 по броне получил следующие показатели: 20 мм — корма, борта, днище, лобовая часть; 10 мм — крышки башен и фальшборта, закрывающего подвеску; 50 мм — передний наклонный лист — единственная часть, имевшая броню, отвечающую стандартам начала Великой Отечественной войны. При этом крыша корпуса, чуть дальше этого листа имела толщину всего 10 мм.

В настоящее время

Из 61 выпущенного танка РККА (Красная Армия) получила 48 единиц. Остальные 13 разошлись по военным училищам или числились в ремонте. Танк Т-35-2 (один из опытных образцов) находился в музее, а Т-35-1 списали в 1936 году. На текущий момент в мире существует всего 2 экземпляра. Танк под номером 0197-7 в 1938 году отправился в Казанское танковое училище и в реальных боях участия не принимал. Сейчас является музейным экспонатом и находится в Кубинке (Россия), в бронетанковом музее. Он по-прежнему имеет родной рабочий (!) мотор и находится на ходу.

тяжелый танк т 35 1

Второй экземпляр тоже находится в музее, в Екатеринбурге. Танк воссоздан по чертежам и фотографиям на участке реставрации АО «Уралэлектромедь». Период восстановления длился почти 5 месяцев, и восстановленный вариант почти не отличается от оригинальных экземпляров 1930-х годов.

Моделирование

Танк Т-35 (1:35 — таков его масштаб) производится китайцами. Они предлагают модель в трех вариантах — ранний танк (один большой люк на главной башне), выпуск до 1938 года (два люка и зенитная турель) и поздний — выпуск 1938-1939 годов.

т 35 85 танк

Танк создается из пластика методом литья под давлением. В наборе есть и некоторые металлические детали. В дополнение есть возможность выбора функциональных гусениц. В этом же масштабе одно время выпускала модели и Россия. Этот же масштаб был и у украинских моделей, но на данный момент выпуск также прекращен.

В России вышла ограниченная партия моделей и в другом масштабе. Танк Т-35 (1:72 — масштаб модели) прилагался к журналу «Русские танки» (№ 18). Такой же вариант можно купить у польских производителей (фирма Modelkrak).

«Звезда»

И наконец, еще одно российское предприятие объявило о выпуске для любителей и не только, для всех, кто желает получить в свою коллекцию советский тяжелый танк Т-35. «Звезда», компания, которая хорошо известна всем коллекционерам, объявила в начале 2016 года о скором появлении модели на прилавках интернет-магазинов.

Особенно отмечается точно выверенная геометрия и детализация модели. Первоначальные сведения обещают масштаб 1:35 и общую длину в 28 см. Танк будет состоять из 428 деталей. Ориентировочная цена начинается от 2000 рублей.

Заключение

Как и многие державы с развитой танковой промышленностью, Советский Союз выпустил своего сухопутного монстра — пятибашенный танк Т-35. Но и судьба его повторила судьбу таких же в других странах. Слабая броня, двигатель, не рассчитанный на такую махину, — и танк, имеющий возможность устроить вокруг себя целое море огня, так и не добрался до фронта. А те экземпляры, что добрались, за счет своих недоработок не вернулись обратно.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации