Андрей Смирнов
Время чтения: ~37 мин.
Просмотров: 0

Танк Т-72Б3: технические характеристики, тип брони, вооружение, экипаж

Содержание

Т-72Б3, танк

Т-72Б3, танк фото 1Т-72Б3, танк фото 2Т-72Б3, танк фото 3Т-72Б3, танк фото 4Т-72Б3, танк фото 5Т-72Б3, танк фото 6Т-72Б3, танк фото 7

На танк установлен многоканальный прицел «Сосна-У» разработки белорусского предприятия «Пеленг». ВСУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка — ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.

Ходовая и двигатель

Гусеничные траки традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливается четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с. с удельной мощностью 18,88 л. с./т., прошедшие капитальный ремонт.

Вооружение

Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5. Пушка получила улучшенные подкалиберные снаряды типа «Свинец». Зенитная пулемётная установка лишилась дистанционного управления и переведена в ручной режим.

Оценка проекта

В совокупности, из новшеств только белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, всё остальное 30-летней давности от базовой модели. Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5». Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

В будущем возможно оснащение СУО «Калина», которая устанавливается на танк Т-90СМ и двигателя В-93 мощностью 1130 л.с

Т-72Б3: танк со спортивным характером

Обороноспособность государства во многом зависит от стоящей на вооружении техники. Каждый год разрабатываются новые боевые машины для обеспечения обороноспособности страны.

Особенно удачные разработки становятся настоящими легендами и вдохновляют следующие поколения конструкторов и инженеров.

Примером такой машины является самый массовый российский танк современности Т-72 и его последняя модификация – Т-72Б3.

Т-72 – долгожитель из Нижнего Тагила

Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:

  • ликвидация бронированной техники противника;
  • уничтожение личного вражеского состава;
  • разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
  • сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.

Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.

Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.

От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.

Танк Т-72Б3 — основа российских танковых войск

Т-72Б3 — последняя модификация российского основного боевого танка, самого массового в России.

  1. Предыстория
  2. ГПВ-2020
  3. Отличие от стандартного Т-72
  4. Основные узлы
  5. Вооружение
  6. Снаряды для Т-72Б3
  7. Перспектива

О чём собственно идёт речь? У России есть Т-14 и Т-90СМ, но большинство тяжёлых гусеничных машин составляет парк Т-72. Им много лет, они часто ломаются, не так точно поражают цель, хуже защищены от встречи с современными видами оружия. Танки Т-72Б3 полностью заменят стоящие на вооружении Т-72 и Т-72Б – а это уже современные танки для Армии России на срок до 2045 года. Пока что глубоко модифицированные танки Т-72Б3 наравне с ядерным вооружением будут играть первостепенную роль в сдерживании Запада от агрессии. Это оптимальное экономическое и техническое решение в обороноспособности страны. Можно критиковать данный проект, требуя производить только Т-14. Но тогда требуемого количества танков нужно долго ждать и экономика вряд ли выдержит.

Танк Т-72 «Урал»: история разработки, назначение, модификации

Т-72А

Танки

После Второй Мировой войны на вооружении многих стран осталось значительное количество бронетехники. Помимо последних военных разработок в нее входили и довоенные машины, включая трофейные. Такая дифференциация затрудняла обслуживание, что требовало постепенной замены и унификации всех танков.

Послевоенные разработки учитывали боевой опыт масштабного ведения войны. В расчет бралась простота эксплуатации и технического обслуживания. Важным фактором стал ресурс модернизации, позволяющий по необходимости дополнительно улучшать машину.

Т-72 «Урал» — советский средний танк второго поколения. Стал самым массовым по производству в данной категории. Его модификации до сих пор состоят на вооружении России и ряда государств, соответствуя требованиям современного танка.

Танк Т-72Б3: технические характеристики, тип брони, вооружение, экипаж

Отечественный танк Т-72Б3 – это усовершенствованная модификация семьдесят второй модели, которая успешно показала себя в Афганистане. На вооружение новая боевая машина была принята в две тысячи двенадцатом году. Главным отличием от предшественника является повышенная мобильность, более мощная силовая установка, усиленная огневая мощь и модернизация заряжающей системы, позволяющая использовать самые современные боеприпасы. Также мощный боевой агрегат оснащен современными радиопередатчиками, обеспечивающими высококачественную трансляцию засекреченной и прямой связи.

т 72б3

Танки Т-72: история, вооружение, ТТХ

В 1973 году на вооружение Советской армии поступили новые танки, полностью отвечающие требованиям современной войны и армейским доктринам СССР.

Т-72 «Урал»

Фото танка Т-72 «Урал»

Хоть машина и была компромиссной, но имела высокую боевую эффективность, а главное — технологичность. Этот фактор позволил производить танк в массовых количествах в случае «горячей» войны. Машина получила рабочее название Т-72 «Урал» или Объект — 172М.

Т-72 «Урал» — одна из первых фотографий

Т-72 «Урал» — одна из первых фотографий

Танк Т72 допустимо назвать долгожителем. Полноценное производство модели стартовало в 1973 году, а завершилось в 1992. Несмотря на то что его больше не производят, боевая машина не снята с вооружения РФ.

Последние версии Т-72Б3 почти не уступают по своим тактико-техническим параметрам Т90. За все время эксплуатации выпущено в пределах 30 000 единиц, не считая произведенные другими странами: Польшей, Югославией, Индией и т. д.

Труды Сердюкова не будут забыты…

Заказ вооружения для армии в настоящее время – громадное действо, в котором каждая из сторон норовит урвать кусок прибыли побольше. Вот основные интересы:

  • КБ пытаются сбыть свои разработки и получить гранты на дальнейшие изыскания.
  • Промышленности вообще все равно, что предстоит производить, лишь бы имелся долговременный государственный заказ и были средства для оплаты труда рабочих.
  • Армия. Раньше она просто желала получить надежную технику в больших количествах, но во времена Сердюкова все несколько изменилось, причем далеко не в лучшую сторону.

Впрочем, довольно лирики. Нам нужен Т-72Б3. Что за зверь все же начнет поступать в наши войска (решение этого года)?

Создание

Танк Т-72

Т-72 эпохи Холодной войны не стал исключением из правил и был создан как простая, надёжная и неприхотливая боевая машина, которая способна на равных конкурировать с любым другим вражеским танком. То, что ОБТ удался, подтверждает количество произведенных экземпляров, составившее более 30000 и уступившее лишь Т-54/55.

Изначально создавался Объект 172, который постепенно развился в Объект 172М, поступивший в производство под названием Т-72. 7 августа 1973 года он был принят на вооружение решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, после чего производился в нашей стране с 1974 по 1992 годы.

Продолжатель династии

Непосредственный предшественник Т-72Б3 – танк Т-72Б, модернизированная версия Т-72. Он обладал рядом характерных особенностей, отличавших его от всех ранее изготовленных танков семейства Т-72. Это комплекс управляемого вооружения «Свирь», прицел-прибор наведения 1К13, обеспечивающий наведение управляемой ракеты на цель, и комплекс динамической защиты.

Танк Т-72Б3М

Танк Т-72Б приняли на вооружение в ноябре 1984 года. Он был самой мощной модификацией из семейства «семьдесятдвойки», состоявшего на вооружении Советской армии.

Но в начале 1990-х годов стало очевидно, что даже последние модификации Т-72 серьезно устарели. Поэтому отечественные конструкторы из «Уральского КБ транспортного машиностроения» разработали комплекс мероприятий, направленный на повышение основных характеристик танка. Так появилась современная модификация – Т-72Б3.

Танк Т-72Б3 принят на вооружение российской армии приказом Министра обороны РФ от 19 октября 2012 года.

В ходе доработок танк получил новую систему управления огнем, включающую, в том числе, многоканальный всесуточный прицел наводчика. С его помощью танк может в любое время суток обнаружить и распознать цель на расстоянии до пяти километров. Кроме того, машину оснастили цифровым баллистическим вычислителем с комплектом датчиков метео- и топографических условий. Он обеспечивает автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышает точность стрельбы. Новый комплекс управляемого вооружения гарантирует высокую вероятность уничтожения цели ракетой с места и в движении на дальности до пяти километров. А внедрение автомата сопровождения целей упростило работу наводчика при стрельбе с ходу и по движущимся целям. Кроме того, усовершенствованный танк получил более современную динамическую защиту и цифровые средства связи.

Для улучшения динамических характеристик при возросшей массе танка устанавливается турбодизельный двигатель, мощность которого увеличена более чем на 30% по сравнению с базовым изделием.

Модернизированный Т-72Б3 может на равных конкурировать с лучшими мировыми танками. Однако его повышенные технические характеристики можно использовать не только в боевых условиях. Танк прекрасно подходит для обучения и оттачивания мастерства танкистов и поэтому стал главной машиной для проведения военных соревнований – танкового биатлона.

Параметры технического плана

Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:

  • состав экипажа – три человека (командир, механик и стрелок);
  • масса в боевом состоянии – сорок шесть тонн;
  • основная пушка (калибр/марка) – 125 мм/2А45-6М5;
  • мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
  • длина корпуса (с пушкой и без) – 9,53/6,86 м;
  • запас хода – не менее пятисот километров;
  • высота машины – 2,22 м;
  • просвет дорожный – 49 сантиметров.

Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.

Экскурс в историю создания танка

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

В 1969 начались испытания доработанного двигателя В-46, а также новой ходовой части. Первые образцы такой техники получили обозначение «Объект 172М». Итогом разработок стало постановление от 7 августа 1973 года о принятии новых танков Т-72 на вооружение.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Предназначение и система защиты

Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:

  • ликвидация бронированной техники противника;
  • уничтожение личного вражеского состава;
  • разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
  • сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.

Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.

Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.

От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.

Основные измененные узлы

Давайте остановимся на тех узлах, которые действительно были модернизированы:

  • СУО, изменившиеся наблюдательные приборы и средства прицеливания для экипажа.
  • Новая система радиосвязи.
  • Обновленное вооружение.
  • Улучшения в механизмах пожаротушения.
  • Танк Т-72Б3 получил гусеницы с новым РМШ.

В Нижнем Тагиле после ролика про танк на перекрестке вспоминают другие случаи «разгула» военных.

Полицейские из Нижнего Тагила, а вместе с ними тысячи пользователей Рунета изучают видеоролик, который больше напоминает компьютерную игру, а не запись обычного видеорегистратора. На одной из городских дорог, не сбавляя скорость ни перед метровым сугробом, ни перед потрясенными водителями легковушек, выскакивает танк.

Водитель, к счастью, боевую машину заметил и дорогу танку предусмотрительно уступил. И, как уверяют теперь местные военные, послушался не только инстинкта, но и правил дорожного движения, так как выехавший наперерез потоку танк, говорят, ничего не нарушил: был чем-то вроде «помехи справа».

Корреспондент НТВ Инна Осипова впечатлилась и поняла, что все-таки не зря танк Т-90С называют летающим. В этом теперь убедились и автомобилисты, в которых бронированная махина едва не влетела на полном ходу на оживленной трассе.

Вряд ли у Алёны после этого останутся сомнения в том, что танки наши быстры. Форсирование трассы у Т-90С заняло чуть больше секунды. Ролик тут же стал хитом Интернета. Все заинтересовались, насколько уместны танковые маневры на проезжей части?

Как прокомментировал владелец транспортного средства, «Уралвагонзавод», танк направлялся на полигон и ехал на «зеленый сигнал» светофора, а значит, правил не нарушал. В этом месте, оказывается, проходит танковая трасса. В автоинспекции тем не менее начали проверку.

Сергей Плешко, управление ГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области: «Поставлена также задача совместно с сотрудниками ГИБДД Нижнего Тагила проверить все имеющиеся выезды с „Уралвагонзавода“, проверить и провести рабочие встречи со всеми руководителями завода, дабы исключить несанкционированные переезды проезжей части».

Военная техника на уральских трассах не редкость. Случались и ДТП с участием бронетанковых войск. Несколько лет назад в поселке Октябрьском танк не вписался в поворот и снес угол жилого дома. Очевидцы уверяли, что танкист был нетрезв.

За несколько минут до ДТП танк припарковался возле местного сельпо. На видеокадрах видно, как солдат с двумя бутылками водки садится в боевую машину, но даже тронуться ему удается далеко не с первой попытки. Хозяин дома, павшего под натиском танка, сам офицер запаса, долго не мог прийти в себя после таких небоевых маневров.

Олег Петров, хозяин дома: «Просто я немножко растерян. Жена в шоке. И, слава богу, она хоть жива».

А осенью прошлого года автомобилисты были напуганы появлением вертолета Ми-8, который пронесся буквально в полутора метрах над машинами. Вертолет, как выяснилось, принадлежит Военно-воздушным силам. Летчики отрабатывали над трассой приемы пилотажа. Никаких нарушений не выявлено.

Автоинспекторам остается только призывать водителей гражданского транспорта быть бдительнее на дорогах. Никогда не знаешь, откуда нагрянет боевая техника с земли или с воздуха.

Похожие новости

9 апреля 2013Тагил больше не рулит: полиция взялась за водителей «блуждающих» танков

Мне понравился этот материал8

Что такое Т-72Б3, чем он отличается от Т-72 и его модификаций?

Каким образом получить 70% современного оружия и 100% современной армии? Именно такая задача стоит перед Россией. А касательно конкретного вопроса о танках, то дело обстоит следующим образом. Было принято сделать ремонт всех танков Т-72 (Т-72Б, Т-72Б1 и Т-72Б2) с одновременной модернизацией. В итоге получается полное восстановление усталого металла с установкой нового и современного оборудования. Могут быть и сюрпризы, модернизация официально продлена до 2016 года, это засекреченная боевая машина только для России.

В отличие от Т-72 Т-72Б3 имеет другую форму динамической защиты башни, новую пушку, встроенную защиту ВДЗ, более мощный двигатель, новый тепловизор, улучшенную радиосвязь. Кардинально изменилась система управления огнём, широко применяется программное обеспечение. Танк в состоянии вести эффективные боевые действия в современных условиях в любую погоду и в любое время суток. На переподготовку срочников требуется 1 -3 мес.

Какого качества будет исполнение «капитального ремонта»?

Работу поручено ОАО «ОмскТрансмашу». Капитальный ремонт будет произведён там, откуда впервые узнали о газотурбинном двигателе, встроенной динамической защите ВДЗ, комплексе активной защиты КАЗ «Арена» и прорезиненных гусеницах (применяются и в семействе Т-90). У предприятия с 1958-го года собственное конструкторское бюро и большие производственные мощности с 1896 г. А главное есть амбиции и традиции, свои танки Т-80 и «Чёрный орёл». Омские сибиряки в танкостроении с весны 1942 г., когда в Омск был эвакуирован «Завод им. Ворошилова» для производства Т-34.

Ремонт

Вначале осмотр и проверка на отсутствие взрывчатых веществ и мойка. Первый этап – разборка, от корпуса отделяются башня и шасси, затем разбираются и моются все детали танка (примерно 20 000 шт.). Основная часть узлов и деталей списываются и ставятся новые согласно модернизации.

Корпус погружается на 20 мин. в антикоррозийный раствор на 2,5 м. и изнутри простукивается молотком (по звуку определяются места для ремонта). Сразу на сварных стыках может появиться течь (как результат коррозии), тогда будут проведены сварочные работы. Операция повторяется, пока все дефекты не устранятся. Корпус уже из чистого металла проходит отдельную приёмку. Устанавливаются новые торсионы и бортовые коробки передач, обтягиваются катки гусеницами. После выполнения всех видов работ, получив новую комплектацию, вес танка составляет 46 т.

Танк Т72Б3

Зарубежное производство

Т-72 стоит на вооружении 40 стран мира, но производством по лицензии занимается лишь малая часть из них. По большей части страны-эксплуататоры — это бывшие советские республики, страны Ближнего Востока, Индия, Финляндия, Польша. На текущий момент модификации «Урала» активно применяются в Сирии с обеих стороны.

Некоторые оптимистично настроенные издания утверждают, что экспортные «семьдесятдвойки» адекватно боролись с американскими «Абрамсами». На деле это не так. Более технических совершенные А1М1 уничтожали Т-72М1 пачками во время войны в Ираке.

Т-72 производили не только в СССР

Т-72 производили не только в СССР

Интересным фактом является возможность поставок Т-72 в Северную Корею. По некоторым источникам тамошние конструкторы, путем обратной инженерии, смогли скопировать танк и наладить производство. При этом первые модели оснащались 115-мм орудием и имели 4 членов экипажа, что говорит об отсутствии АЗ. Более поздние варианты стали им оснащаться.

Индия 1988 – 2005
Польша 1979 – 1995
Чехословакия 1971 – 1991
Югославия 1981 – 1990
Ирак 1988 — 1989

Что нового для наводчика?

танк т 72б3

В роли прицела для наводчика выступает прибор «Сосна-У». Изначально был разработан белорусским «Пеленгом». На сегодняшний день выпускается вологодскими предприятиями. Основные характеристики следующие:

  • Стандартный оптический канал для дневных условий.
  • Тепловизор для ночного прицеливания.
  • Стандартный дальномер с лазерным каналом.
  • Дальномер лазерный для наводки при стрельбе ракетами.
  • Обнаружение вражеских танков в дневных условиях – до 5 километров, в ночных – до 3,5 км.
  • Стабилизация изображения в двух плоскостях.
  • Возможность использования КУВ (это комплекс управляемого вооружения) с ходу, без необходимости остановки машины в условиях боя.
  • Имеется автоматическое сопровождение цели.
  • Отображение режима работы и типа использованного боеприпаса.
  • Есть аппаратура, позволяющая вносить поправки при боевой стрельбе.

Конструкция боевой единицы

Чертеж Т-72

Компоновка Т-72

Конструкция Т-72 имеет классическую компоновку. Корпус делится на три отсека. В передней части располагается отделение управления с механиком-водителем. Посередине — боевое отделение с наводчиком и командиром, располагаемое в башне, в корпусе под ними — боекомплект. В задней части танка располагается моторно-трансмиссионная установка.

Ходовая часть и двигатель Т-72Б3

У рассматриваемой модели были заменены гусеничные траки. По сравнению с предшественником, новый танк получил ходовые элементы с параллельным шарниром, служащим для повышения эксплуатационных показателей и увеличения ресурса движения. Трансмиссионный узел остался идентичным образцу Т-72.

Обновленный вариант оснащен более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130 конских сил. Мотор позволяет машине развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч – по шоссе. Полной заправки топливных баков хватает для преодоления пути в полтысячи километров. Танку вполне по силам водные преграды до 2,8 метра.

Устройство боевого модуля

Т-72Б3 оснащается модернизированной пушкой 2А45 М5, которая представляет собой усовершенствованную модификацию ствола Д-81М. Орудие имеет повышенную жесткость конструкции, лучшую точность.

Обоймы цапфенного типа теперь имеют клинообразное крепление. Опора откатных приспособлений расположена в задней части люльки с увеличенной горловиной на сто шестьдесят миллиметров. Этот элемент также стал на порядок жестче, а его направляющие выполнены в форме призмы. Такое решение дало возможность уменьшить фактор рассеивания при выстреле на пятнадцать процентов. Разброс снарядов при стрельбе на ходу понизился в два раза. В итоге танк Т-72Б3 стал намного точнее и быстрее поражать мишени.

Боевая машина оснащена фиксатором отражателя, позволяющего высчитать угол изгиба ствола. Информация передается на панель наводчика в цифровом формате. Это дополнительно повышает точность, отсеивая последствия всевозможных помех, периодически возникающих при боевой эксплуатации танка. Все сведения поступают в числитель баллистики, который существенно упрощает работу наводчика, позволяя быстрее навести орудие на предполагаемую цель.

Отрицательные моменты

Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать. Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:

  • Вытащили хорошо зарекомендовавший себя прицел ППН 1К-13-49 (который ранее являлся комплектующим КУВ 9К120 «Свирь»).
  • Поставили на освободившееся место «Сосну».

Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:

  • Линия прицеливания и линия канала ствола сильно смещены по отношению к самому прицелу, что в полевых условиях крайне затрудняет нормальную наводку орудия на цель.
  • Очевидно, что никто не подумал о работе наводчика, которому стало еще более неудобно пользоваться прицелом. Танкисты говорят, что для нормального использования «Сосны» приходится сильно «косить» на левую сторону, попутно выгибая спину.
  • Видеосмотровое устройство наводчика расположили «на авось», отчего в войсках постоянно требуются новые: танкист попросту разбивает его левым ботинком при посадке в машину.
  • Напоследок – самое «вкусное». Внешний оптический блок закрыт… добротной металлической крышкой, которая привинчивается (!) сразу четырьмя болтами.

основной боевой танк

Вооружение Т-72Б3

  • Пушка. В башню устанавливается высокоточная пушка 2А46М-5 (увеличена скорость попадания на 30%), благодаря увеличению количества люфтовыбирающих устройств и длины люльки. Что даёт возможность применять «длинные» подкалиберные снаряды Свинец-1 и Свинец-2. Уменьшился эффект изгибания ствола, т.к. уменьшилась разностенность. На стволе есть термозащитный кожух – защита от воздействия внешних температур на точность стрельбы. Откат орудия современный – работают два тормоза отката и накатник.
  • Пулемёты. Вместе с орудием расположен пулемёт ПКТМ 7,62 мм. с боекомплектом на 2000 патронов. А для борьбы с низколетящими вертолётами на башне установлен 12,7 мм пулемёт СНВ, его боекомплект 750 патронов.
  • Система управления огнём СУО. Прицел «Сосна-У» расположен на башне в бронированном кожухе. Он с разным режимом наблюдения, стабилизируется в вертикальной и горизонтальной плоскости, для стрельбы днём есть оптический канал. Дальность обнаружения цели 5 км. Без наводчика-операторатора система прицеливания может захватить и проводить, просчитывая действия цели наперёд. Скрывшийся из виду объект будет автоматически сопровождаться АСЦ, обнаруживаться тепловизором, а расстояние замеряться лазером. На случай выхода из строя Сосны-У есть прицел ТПД-К1, доставшийся от Т-72Б .

Подвижность

Танк Т-72

В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.

Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.

Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров. Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.

Бронезащита танка Т-72

Бронекорпус танка сварной, собирается из листов прочной катанной гомогенной стали, а также листов с комбинированной прослойкой из стеклотекстолита. Броня — дифференцированная. Имеется в виду, что она неравномерно распределена по сторонам. Это облегчает конструкцию. Такая концепция прослеживается на всех современных танках.

Схема бронирования

Схема бронирования

Самая толстая броня находится в передней части. Представляет собой две бронеплиты сходящиеся клином под разными углами:

  • угол наклона верхней лобовой детали 68 градусов, нижней — 60;
  • ВЛД в разрезе напоминает «бутерброд» из 3 слоев: верхний — 80-мм стали, средний — 105-мм стеклотекстолита, внутренний — 20-мм брони;
  • НЛД — 85-мм простой бронестали без дополнительных слоев.

Такая компоновка брони позволяет выдержать попадание подкалиберных снарядов с бронепробитием 450-мм и кумулятивных с показателем 600-мм.

Все остальное бронирование выполнено полностью с применением гомогенных листов. По бортам:

  • 80-мм листы прикрывают экипаж и боеукладку;
  • 70-мм броня закрывает МТО;
  • двойная деталь прикрывает корму танка.

В целях повышения защищенности по бортам танка навешаны 3-мм алюминиевые экраны. Основная задача — прикрытие важных частей от кумулятивных гранат и снарядов. Экраны имеют два положения: боевое и походное. В первом случае они открываются вперед под углом 60 градусов.

Впоследствии на танк стали навешивать динамическую защиту. В различных модификациях это был: Контакт-1, Контакт-5 и Реликт. Планировалась установка комплексов активной защиты (КАЗ) «Арена». Но такой модуль появится только на версиях Б3 в 2018 году. Также существовала практика наваривания дополнительных листов брони, толщиной до 30-мм.

Вид спереди

Вид спереди

Первые версии Т-72 имели существенный недостаток — бронирование литой башни было монолитным. В Т-72А это исправили в лобовой проекции появился комбинированный слой. В модели Т-72Б наполнитель сменили на отражающие элементы. На башне дополнительно устанавливались модули для отстрела дымовых гранат.

Двигатель ОБТ Т-90 “Владимир”

Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.

На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.

На новой модификации танка Т-90М установлен форсированный V-образный двигатель под индексом В-92С2Ф (он же В-93) мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизеля В-99 (развитие серии 2В) мощностью 1200-1400 л. с.

Основной боевой танк т-90 "владимир"УралвагонзаводТанк т-72б3: технические характеристики, тип брони, вооружение, экипажАльтернативная боевая машина поддержки танков бмпт-72а. россия«летающий танк» в нижнем тагиле поразил воображение россиян // нтв.ru«летающий танк» в нижнем тагиле поразил воображение россиянТ-72 – долгожитель из Нижнего ТагилаОсновной боевой танк т-90 "владимир"

Технические характеристики двигателей для ОБТ Т-90

Характеристика Двигатель
Модель двигателя В-92С2 В-92С2Ф (В-93)
Тип двигателя 4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом
Система смесеобразования Непосредственный впрыск топлива
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 736 (1000) 831 (1130)
Запас по крутящему моменту, % 25
Частота вращения, с-1 (об/мин) 33,3 (2000)
Диаметр цилиндра, мм 150
Ход поршня, главный (прицепной), мм 180(186,7)
Рабочий объем, л 38,88
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный) 212 (156) 215(158)
Ресурс, час 1200 1000
Масса, кг 1020 1100
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) 0,72 (0,98) 0,78 (1,07)
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м) 3920 (400) 4521(461)
Минимальная температура холодного пуска -20°С
Рабочая температура окружающего воздуха от – 50 °С до +50 °С
Относительная влажность воздуха 98% при 20 °С
Высота над уровнем моря, м до 3000

Положительные решения

К счастью, есть и положительные моменты. В СУО оставили (в полном комплекте) прицел типа ТПД-К1, входящий в состав 1А40, и даже оснастили его защитой от лазерного излучения. Проще говоря, Т-72Б3 оснащается сразу двумя основными прицелами. Если даже в бою будет поврежден один, то танкист всегда сможет воспользоваться вторым.

За люком наводчика наконец-то установили то, что там давно должно было стоять: датчики температуры окружающего воздуха и характеристик ветра (скорость и направление). Отныне наводчику больше не нужно рисковать жизнью, высовываясь из люка и выполняя работу Гидрометцентра. К слову, многие специалисты высказывают вполне обоснованное мнение о том, что «аховая» стрельба на танковом биатлоне 2013 года была обусловлена именно отсутствием этих приспособлений. Так что Т-72Б3, характеристики которого мы рассматриваем в рамках этой статьи, на биатлонах до сей поры демонстрировал далеко не все свои способности, которые он может проявить.

Снаряды

В автомате заряжания АЗ 42 выстрела. Используются все современные выстрелы, те же что и у Т-90СМ:

  • Бронебойно-подкалиберный БПС с выстрелом ЗВБМ22 и 3ВБМ23 – снаряд «Свинец-1» ЗБМ59 или «Свинец-2» ЗБМ60. Уничтожает 70 т. танки на расстоянии 2 – 3,2 км.
  • Бронебойно-кумулятивный БКС – выстрел ЗВБК16 со снарядом ЗБК18М для поражения легкобронированных целей с личным составом и для тяжелобронированных есть выстрел ЗБК29М.
  • Осколочно-фугасный ОФС – ЗВОФ77В поражает хорошо бронированные цели, укреплённые в поле, и живую силу.
  • Противотанковая управляемая ракета ПТУР — 9М119М1 поражает танки и другие цели, а также низколетящие вертолёты на расстояние 5000 м.

О сложностях работы командирской

Увы, но конструкторы по каким-то только им ведомым причинам оставили в танке настоящий антиквариат — ТКН-3 (комбинированный перископический бинокулярный прицел). Напомним, что когда его уже устанавливали в 1991 году на новейшую по тем временам БМП-3, это выглядело настоящим анахронизмом! Да, в «старичка» воткнули электронно-оптический преобразователь (ЭОП), относящийся ко второму поколению, но лучше он от этого стал совсем немного. Для чего было устанавливать это чудо на Т-72Б3?

 вес танка т 72б3

Производство и модификации

Танк Т-72

ОБТ производился в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии во времена СССР, а, после его распада, в Индии, Иране и Польше, чем и заслужил свою известность.

Более того, было произведено огромное количество модификаций в различных странах, начиная от довольно привычных , вроде установки своего оборудования, заканчивая оригинальными вроде индийского Tank EX, представляющего из себя башню от Арджун на шасси Т-72.

Танк Т-72

Т-72 Урал был создан в 1973 году и представлял из себя простой Т-72.

Т-72А первая значительно изменённая версия, была выпущена в 1979 году и имела новые системы наведения и наблюдения, пушку 2А46М вместо 2А26М2, системы защиты экипажа, дымовые гранатомёты, сплошные противокумулятивные экраны на бортах и двигатель В-46-6.

Т-72АВ и Т-72Б были выпущены в 1985 году, первая из них получила навесную динамическую защиту, а вторая модификация комплекс управляемого вооружения.

Т-72БА появились в результате модернизации и доведения до уровня современных ОБТ поступивших для ремонта в 1999 году Т-72Б на УралВагонЗавод. Они получили встроенную динамическую защиту, систему управления огнём с датчиком ветра и новые двигатель с трансмиссией.

Т-72Б3 это самая последняя версия, начавшая поставляться в 2011 году на вооружение армии России, имеющая новые систему управления огнём, ДЗ Контакт-5, двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с, ходовую, автомат заряжания и боеприпасы. С 2014 года на неё устанавливается другой двигатель, мощностью 1130 л.с., что ещё больше подняло подвижность.

ОБТ использовался более чем в 40 армиях, начиная от времени своего производства, заканчивая современностью. В наше время он весьма распространён, а то, что российский основной боевой танк Т-90 является по сути его глубокой модификацией, говорит о многом.

Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А

Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А

На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.

Перспектива

Танк уступает по защищённости Т-90СМ и Т-14, но имеет одинаковую с ними огневую мощь, сопоставимую по дальности обнаружения и поражения цели с Т-90СМ. Но он превосходит Абрамсы и Леопарды по дальности и точности стрельбы, причём в любое время суток и в любую погоду. Есть преимущества и в ремонтопригодности и возможности эффективно поражать сходу. Нужно учесть, что в случае малого конфликта новейших танков достаточно, а вот для проведения массовых полномасштабных войн как раз и нужен одновременно сильный и бюджетный танк, который решает проблему модернизации прямо сейчас.

Система связи

В этой сфере основной боевой танк под маркой 72Б3 во многом превосходит предшественника и многие мировые аналоги. В комплектации радиостанция на ультракоротких волнах, система «Акведук», а также независимые каналы транспортировки информации.

Благодаря подобной комплектации, танк может выполнять сеансы в трех режимах, а именно:

  • скрытом;
  • открытом;
  • секретном.

Стандартная боевая машина оснащается парой независимых передатчиков.

Отдельно стоит отметить возможности кодированной связи. Система разработана в Рязани, включает в себя выносной пульт для набора данных, правда не всегда радует стабильностью.

Тангентные элементы с индивидуальным регулятором громкости зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны. Связано это с их хрупкостью и ненадежностью. Танкисты, тестирующие машины, нарекают на то, что старые элементы выдерживали значительные механические нагрузки, а новые образцы даже после падения с невысокой дистанции могут выйти из строя.

Основное вооружение

Основное орудие Т-72 — гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета — НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.

Гладкоствольная пушка 125 мм

На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.

Дальность стрельбы и боекомплект

Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.

Тактико-технические характеристики танка Т-72 (ТТХ)

Масса, т 46
Боевой состав танка 3 человека
Длина х Ширина х Высота х Клиренс, м 9,5 х 3,4 х 2,1 х 0,42
Бронирование корпуса: лоб х борт, мм 205 х 70 — 80
Лоб башни, мм Защищает в эквиваленте 410–1200
Гладкоствольная пушка калибром 125-мм 2А46
Дальность стрельбы, км 9,4
Дополнительное вооружение 7,62-мм ПКТМ, 12,7-мм НСВТ
V-образный 12-цлиндровый двигатель В-46 780 л/с
Максимальная скорость 35–50 км/ч
Запас хода в среднем, км 600
Объем емкостей для горючего, л 1600

Абсурд при наводке на цель

Очень интересен тот факт, что при ночной работе наводчик танка будет видеть на 3,5 км, а вот командиру придется довольствоваться или той же самой дублированной картинкой, или пытаться «пронзить» ночь своим ТКН-3МК, который позволяет видеть аж на целых 500 метров. Какие ценные команды он при этом даст экипажу, если условия работы у него столь неполноценные? Ведь есть варианты модернизированного ТКН от отечественных компаний, в которых командир может хотя бы дальность до цели измерять! В любом случае, наш основной боевой танк продолжает сверкать не хуже елки в ИК-приборах наблюдения, что, вне всякого сомнения, радует потенциальных противников.

Боевое применение

Танк Т-72

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

Танк Т-72

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.

Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Модификации танка

Т-72Б

Вторая модернизация Т-72Б

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Модернизация системы связи

Вот здесь все веселее. На танк поставили УКВ-радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук». Ее уже давно просили военные. Имеет независимые каналы отправки и передачи данных. Может проводить открытые, скрытые и секретные сеансы связи. В последнем случае требуется использование внешних ЗАС. В заводском комплекте поставки идет два независимых приемопередатчика.

Радует, что танкисты наконец-то получили кодированную связь. Выпуск данной модели был начат Рязанским радиотехническим заводом еще в 2005 году. Стоит отметить, что разработчики станции предусмотрели прекрасный задел для модернизации этого оборудования: уже сейчас можно подключать выносной пульт для набора данных, который также может использоваться в качестве основного средства управления, если повреждены основные приборы контроля. Увы, но и здесь не обошлось без «дегтя» — танкисты говорят, что в войсковых условиях эта станция частенько барахлит. Видимо, ее еще не довели до абсолютно надежного состояния.

Тангенты с индивидуальной регулировкой громкости также зарекомендовали себя не слишком хорошо. Они и сами-то по себе не слишком надежные, так еще и отличаются повышенной хрупкостью. А ведь это — основной боевой танк. Из железа. Твердого. Танкисты говорят, что старыми тангентами можно было даже люк подпереть, а вот новую нежелательно даже ронять. Что еще предполагает модернизация Т-72Б3?

Что дала модернизация?

Переделка серийных танков Т-72Б в модернизированную версию Т-72Б3 позволила усилить боевой потенциал машины. Однако такое решение вызывает массу споров и рассуждений. С одной стороны, капитальный ремонт и частичное усовершенствование позволяет усилить армию при минимальных затратах. Другая точка зрения основана на том, что неэффективно и непрактично совмещать нелогичные вещи, включая крышку оптики на болтах и открытую пулеметную площадку.

В итоге недочеты могут свести на нет все объективные преимущества. Похоже на то, что разработчики просто пытались уложиться в определенную смету, поэтому и оставили столько «черных дыр». А пока только остается ждать и верить, что конструкторы учтут все ошибки и смогут их нивелировать в последующих проектах.

Дополнительное оснащение

ТТХ Т-72б3 включают в себя дополнительные системы, а именно:

  1. Модернизированное устройство для тушения пожаров «Иней». Оно позволяет автоматически определять и гасить участки возгорания в боевой и моторной части машины. Система имеет двукратное действие, включает себя четыре резервуара с хладагентом, определяет очаги возгорания при помощи оптических и термических индикаторов.
  2. Возможность вооружения улучшенными снарядами, а также зенитной установкой, которая лишена дистанционного управления.
  3. Водительское окошко закрывается бронированной шторой, которую открыть можно только снаружи. В бою это большой минус.

Далее рассмотрим объективные плюсы и минусы рассматриваемой боевой машины.

Основной калибр

т 72б3 отзывы

До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие — не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.

Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.

Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Также обращают внимание на посредственную пригодность танка в условиях городского боя. В конструкции и бронировании имеется несколько уязвимостей, применение высокоточного противотанкового оружия способно быстро выводить Т-72 из строя.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Усиление стандартного боекомплекта

Были введены сразу несколько типов «длинных» снарядов. Были разработаны ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и «Свинец-2». При одновременном увеличении дистанции предельной стрельбы повышается степень бронепробиваемости на всех расстояниях. Чтобы обеспечить нормальное заряжание новых снарядов, автомат заряжания был несколько изменен. Впрочем, аналогичный механизм уже ставили на наши танки, начиная с Т-72БА, так что ничего нового здесь нет.

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг; 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

Спаренный пулемет и ЗПУ

российские т 72б3

Судя по всему, в экипаже нужен штатный смертник, который будет прикрывать Т-72Б3. Отзывы самих танкистов вообще лучше не приводить ввиду их полной непотребности.

Практические испытания

Отечественный современный танк Т-72Б3 на недавних соревнованиях по танковому биатлону в Алабино принял активное участие. Внимание специалистов акцентировалось на эксплуатационных и боевых возможностях машины. Стоит отметить, что на этих испытаниях данная модификация была впервые представлена широкой общественности.

Как это ни печально, но новинка не вызвала большого ажиотажа у очевидцев. Во-первых, по внешнему виду сложно отличить модернизированную модель и предшественника. Во-вторых, многих заинтересовал прототип Т-90А, который предположительно будет следующим образцом на вооружении российской армии.

На практике, рассматриваемая боевая машина показала неплохие результаты. Однако нельзя сказать, что она на сто процентов оправдала ожидания специалистов. Во многом это связано с конструктивными элементами в части прицеливания и наводки. Что касается тяговых качеств и маневров, здесь вопросов практически нет.

Основные выводы по системе вооружения

  • На этот раз модернизация действительно улучшает показатели машины: новая пушка и улучшенные боеприпасы. Все эти составляющие дают шанс на быстрое и гарантированное подавление противника.
  • ПКТ – без комментариев, хит на все времена.
  • ЗПУ без дистанционного управления – неприкрытое пренебрежение жизнью членов экипажа. Так как вес танка Т-72Б3 все равно увеличился до 46 тонн (42 тонны весит простой Т-72), то можно было бы выделить еще пару сотен килограммов для нормальной дистанционно управляемой установки.

Системы автоматического пожаротушения

НПО «Электромашина» специально для данной модернизации разработало систему «Иней». Это автоматическая установка для обнаружения и тушения пожаров, которые могут возникнуть в боевом и моторном отделениях. Основные характеристики:

  • Двукратное действие.
  • В комплекте идет четыре баллона с «Хладоном».
  • Для обнаружения очага возгорания используются оптические и термические датчики.

Сравнительные характеристики

Проведем аналогию базового танка и боевой машины Т-72Б3. Экипаж также состоит из трех человек, ходовые качества остались на том же уровне, присутствует встроенная динамическая защита формата «Контакт-5».

Подверглись изменениям ходовые элементы (гусеницы оснастили шарнирным параллельным элементом). Дальность и точность выстрела хоть и не кардинально, но выросла. Преодоление водных препятствий увеличилось до показателя 2,8 метра, при условии использования специальных приспособлений. Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 стал немного лучше. В отличие от предшественника, на котором использовался прожектор и активно-пассивный прицел, в рассматриваемой модели место светового элемента занял прибор ночного видения с тепловизором. Часть лобового корпуса, где находился прожектор, закрыта дополнительным бронированным модулем, что увеличивает фронтальную защиту.

Система вооружения боевой машины Т-72Б3 изменилась частично. Появился новый заряжающий автомат, агрегирующий с новыми типами снарядов. Канва основного орудия осталась прежней, как и зенитный пулемет. Также имеется турель с крупнокалиберным орудием НСВ. На нем также сказалась экономия, поскольку пулемет лишен дистанционного управления, что дополнительно снижает безопасность членов экипажа.

Силовая установка и трансмиссия

В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.

Ходовая часть

Использована гусеница с последовательным расположением РМШ. Данный вариант используется как на Т-72БА, так и на Т-90 уже с 1996 года. Соответствующим изменениям подвергается и ходовая часть, которой оснащаются российские Т-72Б3. О каких-то иных новшествах в этой области не сообщается.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации