Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Устройство системы охлаждения двигателя УАЗ Буханка

Содержание

Модернизация системы охлаждения, двигатель УМЗ-4218.

Двигатель УМЗ-421 и его модификации занимают значительную долю в моторостроении. Прославился данный агрегат тем, что устанавливался в большое количество автомобилей . В УМЗ-421 применяются усилители вакуумного принципа работы. По мнению большинства, узлы имеют высокий шаг. А также натяжители обладают большим моторесурсом. Для более подробного разбора основы и модификаций двигателя предлагается ознакомиться с его характеристиками ниже.

умз 421

Устройство системы охлаждения двигателя УАЗ Буханка

УАЗ «Буханка» это настоящий полноприводный внедорожник, который может проехать там, где не могут другие внедорожники. Данная модель УАЗа выпускается с 1957 года. Этот автомобиль используют, как специальную технику на предприятиях, а так же обычные люди для поездки на рыбалку или охоту.

УАЗ «Буханка» вмещает в себя до 10 человек

Этот автомобиль ценится за свою проходимость и ремонтопригодность, цены на запчасти для него доступные для большинства владельцев, а ремонт можно проводить самостоятельно. На Буханку ставились два двигателя ЗМЗ-402 и ЗМЗ-409, если вы хотите сами заняться ремонтом Буханки, то вам будет интересно устройство системы охлаждения двигателя УАЗ Буханка.

Система охлаждения УАЗ «Буханка»: Устройство охлаждения двигателя

Система охлаждения УАЗ буханка

Эксплуатация двигателя без участия главных элементов невозможна, система охлаждения УАЗ Буханка, входит в этот перечень. Поскольку работа мотора и сгорание топлива взаимосвязаны, не трудно понять, что результат такой связи, выделение тепла. В камере сгорания этот показатель достигает уровня 2000°С. Без отвода температуры и доведения до нужного уровня агрегат заклинит, и не будет выполнять установленные функции.

Достоинство автомобиля УАЗ «Буханка» — простота, надёжность и живучесть. Это утверждение так же относится к двигателям и составляющим, используемым на транспорте. Незамысловатость охлаждения облегчает эксплуатацию и починку. Такие особенности привлекательны для пользователей, которые уже давно оценили автомобиль по достоинству.

Автомобиль УАЗ-452 «Буханка»:

УАЗ-452

Система охлаждения уаз 3303 двигатель 417. Схема системы охлаждения уаз буханка. Система охлаждения автомобиля

Двигатель ЗМЗ 409 выпускал Заволжский моторный завод для транспортных средств, производимых на Ульяновском автомобильном заводе. Так, автомобили УАЗ получили модернизированный ЗМЗ 405 с некоторыми изменениями, а именно — клапанная крышка другой формы, улучшенный газораспределительный механизм и новая прокладка металлического типа.

Система охлаждения ЗМЗ 409

Система охлаждения Уаз Патриот с двигателем ЗМЗ-409 1

Рассмотрим составные элементы системы охлаждения «буханки».

Она состоит из широкого ряда запасных частей:

  1. Радиатор с охлаждающей жидкостью, основная функция которого состоит в подаче тепла в атмосферу. Чаще всего изготовлен из меди или алюминия, а также бывает трёх видов — трубчатый, сотовый и пластинчатый. Наиболее распространён последний вариант. Каждая из перечисленных моделей устроена особым образом.
  2. Масляный радиатор, который охлаждает масло воздухом. Этот агрегат используют, как дополнение.
  3. Решетка, которая защищает сам радиатор от температурных нарушений и посторонних деталей.
  4. Радиатор отопителя, который очень схож с первым вариантом, но ставят его уже в салон машины.

Общее устройство

В этих грузопассажирских авто вагонной компоновки применяется жидкостное охлаждение закрытого типа. ОЖ в системе циркулирует принудительно под воздействием центробежного насоса. В качестве охлаждающих жидкостей производитель рекомендует использовать отечественный «Тосол». Однако в экстренных случаях можно залить в систему охлаждения УАЗа «Буханки» и обычную воду. Объем, включая не только контуры охлаждающей системы, но и отопителя, на большинстве моделей составляет от 13,2 до 15,3 литров.

Схема устройства системы охлаждения

УАЗ 3303 Верблюд › Бортжурнал › Вот, вроде бы, мелочь…

Наша жизнь состоит из мелочей, и чем их больше, тем она лучше!
Предлагаю переставить фильтр, как на фото, установив его до входа в бензонасос. Преимущества: нет дополнительных соединений на шланге повышенного давления, идущего от бензонасоса к карбюратору. Обычно, любят, почему-то располагать фильтр, возле высоковольтных проводов или коллектора. Бензонасос попадает в «чистую зону» и «кушает» очищенный бензин.

При регулировке зажигания, обычно, рекомендуют установить ВМТ первого цилиндра по риске. А дальше — проворачиваете коленвал на пол оборота… А, что делать, нам, педантам, тем, кто измеряет всё в миллиграммах? Поэтому взял метр, и измерив шкив по окружности, разделил полученное пополам и нанёс риску. Теперь — хочешь на глазок, а хочешь в миллиметрах!

Очень не люблю, когда в поездке, что-то путешествует и передвигается по кузову. Особенно если это пустая канистра, ещё хуже, если с бензином. Порою приходится перевозить в кузове людей, и им, нюхать бензин, тоже не полезно. Поэтому, сделал приспособление, для хранения 10 литровой канистры между кабиной и кузовом. Можно было бы воткнуть и 20 литровую, но зачем, когда заправки за каждым углом. Дополнительное удобство — когда не знаешь, войдёт ли в бак или не войдёт, свинчиваешь крышку и заливаешь остатки в канистру.

Ну, и конечно, куда на джипе без лопаты? Не по трассам, чай, приходится ездить! Место в машине, конечно много, но хочется, чтобы была всегда под рукой. Да и толкать, в салон или кузов, после грязекопания не хочется. Место нашлось тут же. Ну, и конечно стоит напомнить, что всё это навесное оборудование появляется «на броне» в путешествиях, а в будни покоится в «горбе» верблюда. Мародеры…

Лампочка, под капотом двигателя, не предусмотрена, да и нужна не часто… Но порою приходится «щупаться», там, в темноте. Пришлось поставить. Самое удобное место под водительским сидением, у радиатора. Дотянуться легко, и освещает всё, что нужно. Подключил к питанию габаритов, чтобы не забыть случайно включённой. Получилось хорошо.

Вместо штатного вентилятора печки поставил другой, с большим мотором и большой крыльчаткой.

Порой, из помпы начинает «гнать» воду или тосол. Давление, при нагревании, в системе охлаждения повышается, и пошло… Чтобы уменьшить или прекратить выдваливание жидкости, надо сбросить давление. Просто намотав кусочек проволоки на пружинку, чтобы не свалилась и заведя под клапан крышки радиатора. При этом образуется небольшая щель и жидкость свободно выходит, давления нет. При этом система закрыта, сообщается только с расширительным бачком: т.е. при остывании жидкость сама возвращается в радиатор.

При заливке ожлождающей жидкости в радиатор, будет полезна небольшая воронка, изготовленная из любой пластиковой канистры. Чтобы её не придерживать рукой, при заливке, намотнать небольшой кусок тряпки. Стык от этого становится, к тому же, и герметичный.

Система охлаждения двигателя УАЗ Патриотсистема охлаждения двигателя уаз буханка

Модель мотора 4218.10

Данный мотор 421 производится с усиленными прокладками. Цилиндры расположены по разным сторонам. Плюсами модификации являются удлинённые каналы. Картер мотора имеет лучшую защиту сравнительно с предшественниками. Механики и опытные пользователи также отмечают горловину куда более комфортного размера. Мотор имеет три шкифа. В доработанной системе охлаждения радиатор установлен с дополнительными стойками. Также ввиду теплонагруженности мотора вентилятор рассчитан на большие обороты. Помпа данного мотора используется с соединителем. Фильтры на впуске воздуха расположены у поперечины. Натяжители имеют нижнее расположение. Вал зафиксирован с помощью гаек. Для обслуживания мотора для начала необходимо снимать систему охлаждения. Следующим шагом нужно закрепить шкиф в верхней части мотора и выкрутить болт. Он имеет правую резьбу. Используя ключи, снимите расширитель с мотора. Прокладка сравнительно тонкая.

Технические характеристики УМЗ 417 2,45 л/92 л. с.

Конструкторы использовали в двигателе 417 частично разработки ЗМЗ 402, дополнив их новыми решениями. Прежней осталась рядная схема расположения 4 цилиндров и нижний распредвал газораспределительного механизма, алюминиевый блок в смоляной пропитке и крайне неудобный в эксплуатации узел заднего сальника коленвала.

ЗМЗ 402 послужил образцом для мотора УМЗ 417

ЗМЗ 402 послужил образцом для мотора УМЗ 417

Механический тюнинг следующих версий семейства моторов 417 производителя УМЗ позволил увеличить мощность до 98 л. с. (4175.10 и 4178.10-52), адаптировать под диафрагменное и рычажное сцепление.

В нижней таблице собраны технические характеристики силового привода УМЗ 417:

город – 14,5 л/100 км

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 70 Нм (коренной) и 60 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 120 Нм + 90°

В свою очередь, конструкция мотора 417 стала базовым решением для следующих версий УМЗ 420 (не пошел в серию) и УМЗ 421.

Проводим «рентген» радиатора

Сам радиатор охлаждения также представляет собой систему конструктивных элементов.
В качестве таковых мы назовём:

  • Вентилятор, нужный для усиления потока воздуха, благодаря чему охлаждается сердцевина радиатора. Состоит из так называемой «крыльчатки» и лопасти. Включается вентилятор особым датчиком температуры.
  • Центробежный насос. Данный элемент принудительно двигает жидкость по всей системе. Составными частями являются корпус (из алюминия), крыльчатка и сальник.
  • Расширительный бачок, в который доставляются излишки после процесса нагревания жидкости. Также он служит каналом доставки жидкости в систему.
  • Термостат. Это датчик контроля температуры двигателя.
  • «Водяная рубашка». Это выемки внутри двигателя, которые служат каналами циркуляции жидкости.
  • Антифриз, то есть сама охлаждающая жидкость, пригодная для использования даже при низких температурах.

Подставляем воронку под пробку для сливаОткручиваем пробку и сливаем жидкостьМеняем ОЖ на автоЗаливаем тосол в бачокСливаем ОЖ с блока двигателя

Поиск неисправностей

На любых отечественных авто периодически возникают проблемы в работе электрооборудования. Если вы заметили, что проводка УАЗ работает некорректно, нужно осуществить ее диагностику и проверку всех элементов. При наличии любых неисправностей в работе электронных устройств в первую очередь нужно проверить, не сгорели ли предохранители в монтажном блоке. Если с этими элементами все нормально, а оборудование все равно не функционирует, к примеру, если говорить об оптике, то необходимо проверить, рабочие ли используются лампочки. Если сами лампы рабочие, необходимо произвести прозвон электрической части с использованием тестера (автор видео о прозвоне автомобильной проводки — Рамиль Абдуллин).

Если же Буханка совсем отказывается заводиться, необходимо сделать следующее:

Принцип действия

Охлаждение построено по принципу отбора тепла жидкостью. После, субстанция перемещается в устройство (радиатор), где передаёт скопившееся тепло окружающей среде посредством воздуха, при этом охлаждаясь. Затем рабочее тело снова возвращается к нагретым элементам и процесс повторяется. По такому принципу работает система охлаждения двигателей ЗМЗ 409, УАЗ 402 (421).

При рассмотрении цилиндра, видно, что изделие состоит из внутренней и внешней части. Промежуток между этими частями называют рубашкой, по этому пространству перемещается антифриз. Так же можете прочитать про Раздатка УАЗ 469.

Особенности конструкции

В принципе, двигатель УМЗ 417 скопирован с мотора ЗМЗ 402, но отличия, все же, существуют:

  • посадка гильз в блоке резиновыми кольцами вместо медных прокладок;
  • маховик больше в диаметре;
  • нет оребрения вначале выпуска, затем появились 4 ребра жесткости;
  • маслофильтр съемный вместо стаканного;
  • схема системы охлаждения обратная – и подача и забор ОЖ из ГБЦ;
  • слабый фибровый сальник помпы вместо сальника от мотора ВАЗ;
  • уменьшен диаметр тарелок клапанов.

И самая главная причина снижения мощности УМЗ 417 в сравнении с ЗМЗ 402 – объединенный, не раздвоенный коллектор выпускного тракта.

Особенностями конструкции являются:

  • рядная схема двигателя и его продольное расположение относительно траектории движения транспортного средства;
  • камера сгорания небольшого размера, купольной конфигурации;
  • улучшенная очистка смазочного материала (полнопоточная схема со сменным фильтром);
  • высокий эксплуатационный ресурс от 150000 км пробега;
  • короткий ход поршня и верхняя компоновка клапанов.

Чтобы осуществить капитальный ремонт, не нужно обязательно посещать СТО, все операции можно произвести своими силами в гараже. Для этого руководство пользователя содержит, как описание параметров, так и пошаговые фото.

Даже в отсутствие гидротолкателей производитель рекомендует заливать качественное масло и антифриз для охлаждения мотора с весьма скромным оребрением блока цилиндров.

Предусмотрена изготовителем и возможность модернизации впускного/выпускного тракта, ГБЦ т ШПГ.

Схема и принцип работы

После запуска холодного двигателя начинает работать помпа, установленная на блоке цилиндров. Для передачи крутящего момента используется ременной привод, вентилятор радиатора (расположен в моторном отсеке) не работает.

Поскольку клапан термостата находится в закрытом состоянии, то антифриз из насоса направляется в рубашку мотора по «малому кругу». Часть охлаждающей жидкости отводится в контуры отопителя салона электрическим насосом, ускоряющим теплообмен и повышающим эффективность работы климатической установки.

Смотрите также

Комментарии 14

Мелочей в нашей жизни нет! Это моё глубокое убеждение. А теперь вопрос-какова роль расширительного бачка в нашей модели УАЗов? («нашей»-у меня Буханка 3962, бортовик ещё не завёл))) Он стоит совсем не в том месте где нужно стоят и смысла от него я не вижу.

Он стоит так у всех моделей. Если речь идёт о бачке системы охлаждения? В принципе, он может стоять где угодно. Тосол сиьлно расширяется при нагреве. Если смущает, что он стоит ниже радиатора? То система закрытая и при охлаждении открывается обратный клапан в крышке радиатора и через трубку всасывается тосол в радиатор. Но, это всё прекрасно работает если нет неплотностей в трубке -шланге идущем к бачку.

Что-то мне не вериться, что тосол может обратно «втянуться». ))) Дело в том, что если внимательно посмотреть на крышку радиатора и горловину радиатора, то станет понятно почему я так считаю. Вообщем я его (расширительный бачок) викинул, а на его место поставил воздухоочиститель от 41го москвича. Ну некуда больше мне его воткнуть! )) Некуда.

Но, вот шлангом если пользовался, то знаешь если засунуть шланг поближе к дну и создать в шланге разряжение, то бензин по шлангу пойдёт вверх. А радиатор с бачком такая же закрытая система. А, клапана в крышке радиатора и служат для этой цели. Хочешь, верь, хочешь не верь…

Я достаточно технически образован и поэтому многому верю ))), но … Я всё же считаю, что расширительный бачок не может создать достаточное разряжение (с его-то прокладкой-резинкой с прорезью и двумя «дырочками» в крышке), чтобы поднять тосол в радиатор из такого «глубокого колодца». ))

Конечно, нет! Расширительный бачёк ничего и не создаёт! Это просто банка, причём открытая банка. Повышение и разряжение создаётся только в радиаторе. Именно он нагревается и остывает. Расширительный бачёк это просто банка, в которую уходит лишняя вода при нагревании и возвращается из неё при остывании. Согласен. Если бы шланг был вставлен в бачёк сверху, то в эту банку вода только бы сливалась. Но, так как он вставлен снизу, то работает уже, как шланг в канистре втягивая из бачка. По — идее расширительный бачёк стоит во многих системах сверху. И вода при уменьшении уровня в системе сама стекает в систему. Но если бы бачёк был установлен выше радиатора, то при открытии крышки радиатора вода из бачка вылилась бы. Но, тут принцип шланга. И это позволяет устанавливать расширительный бачёк где угодно. Либо не устанавливать вовсе. Но, допустим тосол расширяется гораздо больше, чем вода. И при каждом нагреве в атмосферу будет выбрасываться энное количество тосола. Которого после остывания будет нужно долить в радиатор.

Штуцерный узел

Под основным приводом находится штуцерный узел мотора. Имеет конструкцию из двух валов, соединенных с помощью диска. В данном узле используется клапан низкого давления. Выводной патрубок размещен ниже карбюратора. Чтобы обслужить узел, необходима стойка. В модификации УАЗ-421 шланг уже установлен в картер. Во всей системе установлены 3 фильтра.

Бак зафиксирован с помощью зажимов. Нижняя часть в данной модификации имеет небольшие отверстия. Также зажимом крепится верхний шкиф. На стойке мотора установлена прокладка. В верхней части имеется воздушный фильтр, ниже – блок соединителя. Под баком находится шкиф. Это является одной из особенностей модели УМЗ-421 («Газель»). Не стоит забывать, что к ним же относятся и шланги подвода системы охлаждения.

Маркировка двигателя

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ IVECO F1A
Количество цилиндров 4
Рабочий объем, л 2,287
Степень сжатия 19
Номинальная мощность брутто при частоте вращения коленчатого вала мин’1, кВт (л.с.) 85,0 (116) / 3900 об/мин
Максимальный крутящий момент брутто при частоте вращения коленчатого вала мин1, Нм (кгс м) 270,0 (27,5) 2500 об/мин
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч)
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 88×94
Масса, кг 250
Экология Евро 3, Евро 4

Дизельный двигатель IVECO F1A под капотом УАЗ Патриот

Радиатор и вентилятор

Антифриз, пройдя через силовую установку, нуждается в снижении температуры. С этой целью используется радиатор, который выполняет функцию охладителя, путём разбиения потока на части, увеличивая площадь обдува. Первоначально, радиатор охлаждения УАЗ Буханка двигатель 409 выполнен из меди с тремя рядами ячеек. Иногда, для увеличения тепловой отдачи, пользователь заменяет изделие алюминиевым. Сам радиатор охлаждается потоком воздуха, который обдувает автомобиль потоком в движении. В стационарном положении, или при медленном перемещении работающему силовому агрегату недостаточно получаемого обдува. С этой целью в конструкции предусмотрен вентилятор.

Вентилятор автомобилей УАЗ Буханка принудительного типа, это означает, что на работающем моторе механизм действует постоянно. Привод изделия выполняется коленчатым валом, через шкив не зависимо, нагружен мотор или нет. Иногда пользователи модернизируют агрегат, устанавливая электрический вентилятор, включающийся по достижению жидкости нужной температуры. Это экономит топливо, и добавляет мотору лошадей.

Рубашка охлаждения и патрубки

Для соединения различных узлов системы охлаждения 402-го двигателя УАЗа «Буханки» используются патрубки. Это резиновые изделия в виде трубок. Элементы достаточно надежны, но если они эксплуатируются достаточно долго, то изнашиваются – стареют. Тогда ОЖ может протекать, и уровень ее падает. В результате мотор перегревается.

система охлаждения уаз буханка 409 двигатель Рубашка охлаждения – это необходимая часть, без которой мотор просто не будет остывать. Рубашка проходит через весь блок цилиндров. Она выполняет функцию поглотителя тепла. Затем ОЖ выводится к радиатору.

«По полочкам»

Рассмотрим составные элементы системы охлаждения «буханки».

Она состоит из широкого ряда запасных частей:

  1. Радиатор с охлаждающей жидкостью, основная функция которого состоит в подаче тепла в атмосферу. Чаще всего изготовлен из меди или алюминия, а также бывает трёх видов — трубчатый, сотовый и пластинчатый. Наиболее распространён последний вариант. Каждая из перечисленных моделей устроена особым образом.
  2. Масляный радиатор, который охлаждает масло воздухом. Этот агрегат используют, как дополнение.
  3. Решетка, которая защищает сам радиатор от температурных нарушений и посторонних деталей.
  4. Радиатор отопителя, который очень схож с первым вариантом, но ставят его уже в салон машины.

Мотор 4215.10

Модель 421 выпускается с модифицированным картером, он имеет охлаждение. Вал установлен на два привода. Одним из отличительных качеств данной модели является устойчивость к повышенным перегрузкам. Масляная система имеет удачную конструкцию, выполнена достаточно качественно. Ввиду ранее сказанного даже маслосливные патрубки редко когда доставляют проблемы с загрязнением. Многие опытные пользователи и механики могут отметить удачную конструкцию, форму и размер каналов. Исходя из этого, масло не закоксовывается. Карбюратор имеет уже привычную конструкцию на стойке, а соединитель имеет нижнее расположение.

Двигатель ЗМЗ-409

Этот мотор отличается другой клапанной крышкой, улучшенным механизмом ГРМ, иной прокладкой ГБЦ. Также вырос объем силового агрегата, что сразу же повлекло за собой модернизацию системы охлаждения ЗМЗ-409 УАЗ «Буханки».

система охлаждения уаз буханка 402

Устройство охлаждающей системы типичное для ДВС такой конструкции, которые когда-либо изготавливались на Заволжском заводе. Двигатель оснащен жидкостной закрытой принудительной системой. Здесь также имеется радиатор, рубашка в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, помпа, расширительный бачок, датчики температуры, электрический вентилятор, радиатор отопителя и другие элементы. Отметим, что принцип работы системы охлаждения 409 УАЗа «Буханки» прост и аналогичен инжекторным моторам. Здесь ОЖ также двигается по большому кругу и по малому.

Помпа

Водяная помпа на автомобиле УАЗ Буханка с механическим приводом, центробежного типа. Назначение устройства, заставлять двигаться антифриз по патрубкам и пустотам мотора. Насос транспортирует поток жидкости в радиатор, где субстанция охлаждается и обратно к цилиндрам. Неполадки в помпе приведут к перегреву мотора и серьёзным поломкам, поэтому агрегат требует ухода. Элементы помпы следующие: алюминиевый остов, крыльчатка, уплотнитель. Крыльчатка, вращаясь, создаёт центробежную силу, отбрасывающую жидкость к стенкам остова. Работа уплотнителя заключается в удержании охладителя и предотвращении течи в месте сочленения.

Помпа на УАЗ-409:

Помпа на УАЗ

Измеритель нагрева

Температурный измеритель УАЗ Буханка, деталь, выводящая на приборный щиток информацию о степени нагрева. Так как на используемых моторах устанавливается принудительная вентиляция радиатора, то датчик не управляет включением изделия.

Если мотор переделали и установили электрический вентилятор, датчик температуры считывает информацию о температурном режиме. После, информация передаётся в блок управления, анализирующий и регулирующий степень нагрева. Измеритель устанавливают на термостате мотора, неполадки изделия ведут к перегреву агрегата и поломке.

Измеритель степени нагрева, мотора ЗМЗ-406:

Измеритель степени нагрева

Газораспределение

Схема впуска и выпуска стандартная для двигателей УМЗ. В систему входит вал, расположенный в блоке и приводящийся шестерёнчатым приводом от основного вала двигателя. Регулировка параметров работы выполняется по меткам на шестернях, которые определяют взаимное положение валов. От вала газораспределения приводится насосы системы смазки и подачи топлива в карбюратор.

Вал вращается в пяти подшипниковых опорах и приводит клапаны через штанговый механизм. При работе обеспечено непрерывное вращение толкателей штанг, что способствует равномерной смазке и износу. Штанги связаны с коромыслами, которые непосредственно воздействуют на клапана.

Клапаны двигателя УМЗ-417 установлены в головке и изготовлены из жаропрочного материала (для выпуска) или стали с высоким содержанием хрома (впускные). Закрытие их выполняется пружинами.

Характеристики, типы и применимость двигателей УМЗ-4218

В начале 90-х годов Ульяновский автозавод стал ощущать острый недостаток мощных и надежных двигателей, которые могли бы наделить новые автомобили УАЗ лучшими скоростными характеристиками и проходимостью. К 1993 году на основе агрегата УМЗ-4178 был разработан и пущен в серию новый мотор УМЗ-4218.10, который отличался большим для легковых автомобилей объемом и крутящим моментом. Однако этот агрегат обладала рядом «детских болезней», которые были «вылечены» на последующей модификации — УМЗ-421.10. В дальнейшем на базе нового мотора было создано целое семейство силовых агрегатов, которые сегодня находят применение на автомобилях УАЗ и «ГАЗель».

Почти все автолюбители знают, что на автомобиле имеется система охлаждения двигателя. УАЗ Буханка или 452 оснащён простой конструкцией силового агрегата, а поэтому и остальные системы имеют простые конструктивные особенности.

Модификации

За годы выпуска двигатель производился в нескольких модификациях, отличавшихся оснащением и октановым числом топлива. Наибольшее распространение получили следующие версии:

  • 10 — базовый вариант, рассчитанный под применение топлива с числом не ниже 76. Имел сжатие около 7 единиц и развивал до 92 сил.
  • 5.10 — дожатая до 8,2 единиц головка под 92-й бензин. Мощность выросла на 6 сил. Поставлялся на конвейер ГАЗ.
  • 8.10 — аналог предыдущего, но рассчитанный на более совершенный карбюратор с двумя камерами.
  • 8.10-01 и 8.10-03 — варианты с увеличенным до 254 мм сцеплением (привод рычагом). Комплектация 03 имела предустановленный насос гидроусилителя.
  • 8.10-10 — вариант двигателя УМЗ-417 с головкой от 421-й модели с увеличенными седлами клапанов выпуска отработавших газов.
  • 8.10-52 — версия с 240-мм сцеплением диафрагменной схемы.
  • 9.10-01 — армейский вариант. Изначально комплектовался экранами электрической системы и опционально — автономным подогревателем. Шел исключительно с 254-мм сцеплением.
  • 9.10-05 и 9.10-25 — варианты с 240-мм сцеплением.

На сегодняшний момент в производстве остался единственный 82-сильный мотор этого семейства.

Термостат

Элемент занимает почётное место в охлаждении силовой установки. Назначение изделия, обеспечить циркуляцию охладителя, переключая движение между малым и большим кругом обращения. Что бы процессы на холодном двигателе не нарушились и мотор быстрей нагрелся до рабочего состояния, термостат переходит в закрытое положение. После нагрева жидкости в малом кругу до 80°С механизм открывается, создавая циркуляцию через радиатор.

Термостат оснащён твёрдым наполнителем, помещается в корпусе мотора. Работа силовой установки без механизма чревата выходом из строя мотора. Жидкость будет циркулировать по малому кругу, без охлаждения в теплообменнике, в итоге это приведёт к перекалу и заклиниванию мотора.

Рабочая схема термостата:

Рабочая схема термостата

Печка с вентилятором

На силовых установках ЗМЗ-409, УАЗ-402(421), устанавливается печка, встраиваемая в контур системы охлаждения. Конструктивно, узел состоит из патрубков, радиатора и вентилятора, работающего за счёт электричества. Нагретый антифриз, циркулируя внутри контура, служит источником тепла в кабине водителя. Летом контур печки перекрывается отсечным краном, в зимний период работа устройства дополнительно охлаждает мотор.

Печка салона

Меняем агрегаты

В случаях серьёзных нарушений можно провести замену СОД. В перечне возможных действий – заменим термостат или радиатор, поменяем насос или улучшим управление вентилятором.

Таким образом, система охлаждения двигателя автомобиля УАЗ «Буханка» довольно простая. Она имеет высокую степень ремонтопригодности. Главное, надо помнить, что любой агрегат нуждается в повышенном внимании.

Охлаждающая остов рубашка и трубки

Пространство, между сдвоенными стенками камер сгорания мотора автомобилей UAZ, расположено внутри силовой установки и головки остова. Визуально, представляет выемки, предназначены для перемещения жидкости и отводящие тепло при эксплуатации мотора. Транспортировка антифриза к теплообменнику и назад происходит посредством патрубков. Неполадки в элементах приводят к перекалу мотора и потере работоспособности агрегата.

Длинная эксплуатация мотора засоряет полости, и ухудшает прохождения антифриза. Это характерно при работе двигателя на воде, поскольку субстанция склонна к образованию накипи и, следовательно, уменьшению сечения отверстий и коррозии. Разрушение стенок цилиндра приводит к утечкам и попаданию жидкости в цилиндр, а это уже капитальная починка агрегата. Дабы не допустить поломки, эксплуатировать мотор рекомендуют на антифризе, нейтральном к материалам двигателя, замену субстанции проводить в установленные сроки.

Отопитель

Это также одна из неотъемлемых частей системы охлаждения УАЗа “Буханки” с 409-м двигателем. Отопитель состоит из патрубков – входящего и выходящего, а также радиатора и электрического вентилятора. Печка активно эксплуатируется зимой, что еще лучше влияет на охлаждение двигателя.

Расход топлива УАЗ.

Расход топлива УАЗ — всегда приемлем. Разработчики всерьез задумались по снижению расходов топлива у разных марок УАЗ.

УАЗ — автомобиль с полным приводом, имеет высокую проходимость и умеренный расход топлива. Передний мост УАЗ выключен по умолчанию и включается по необходимости. Включение переднего моста даст значительное увеличение расхода топлива у УАЗ.

Топливный расход УАЗ — зависит от его модификации (марки), стиля езды и времени года. В нижеописанной таблице представлены средние расходы топлива у разных марок УАЗ.

Расширительный бачок

В эту емкость выдавливаются газы и пары, образующиеся в системе в процессе ее эксплуатации. Также это уровень охлаждающей жидкости. Пробка бачка устроена таким образом, что через нее вытесняется лишний воздух.

система охлаждения змз 409 уаз буханка

Ёмкость расширительная

Прежде всего, расширительная ёмкость хранит запас антифриза. Определённый объём жидкости постоянно должен быть в запасе, что бы поддерживать нормальную работу мотора. Кроме того, в бачок выделяются пары и газ, который скапливается в системе во время её работы. С атмосферой расширитель связан клапаном, который установлен в крышке. Клапан настроен таким образом, что бы в системе постоянно был избыточный напор. Это позволяет работать мотору при высоких температурах, но без кипения антифриза. Избыточный напор стравливается клапанов в атмосферу.

Расширительный бачок

Температурный датчик

Данный элемент измеряет температуру и отдает результаты измерений в ЭБУ. Далее блок управления регулирует температурный режим. Найти данный датчик можно на термостате.

Устройство слива масла

Слив масла в модификации 421 (мотор) находится сбоку от механизма. Клапан циркуляции масла достаточно надежен, так как работает при большом давлении. Газы выводятся при помощи технических каналов. Во избежание быстрой выработки блока установлена прокладка. Шкиф в нижней части мотора защищен от газов. Для слива отработанного масла предусмотрен патрубок без фильтра.

уаз умз 421

Недостатки системы

В штатной системе есть только один плюс – она работает. Владельцы не могут сказать, что на безупречно надежна. Все дело в качестве запасных частей. А вот все прочие достоинства, которые есть у этой системы, можно смело списать в минусы. На 402-м моторе слишком малооборотистый вентилятор – количество его оборотов строго ограничено помпой. Чтобы их хватало, нужен большой радиатор. Зимой приходится этот радиатор закрывать, чтобы мотор не замерз. Существуют проблемы и с работой отопителя. Без дополнительной искусственной прокачки тосола тепла можно не ждать.

Решить все эти проблемы можно посредством модернизации системы охлаждения 402 двигателя УАЗ «Буханки» (замена радиатора на многосекционный, установка второй печки и так далее). Многие владельцы дорабатывают ее, увеличивая эффективность работы.

Итак, мы рассмотрели устройство системы охлаждения двигателя УАЗ Буханка с двигателем 409-й и 402-й модели. Устройство весьма простое, однако надежность системы оставляет желать лучшего, как говорят владельцы. Поэтому многим владельцем придется заняться самостоятельным ремонтом системы охлаждения либо самому, либо в специализированном автосервисе.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации