Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

Состав дизельного топлива

Сколько литров в одной тонне солярки?

  1. Летняя. Делим 1000 кг на 860 кг/м3, получаем 1, 1628 кубического метра. Переводим в литры, учитывая, что 1 куб это тысяча литров независимо от каких-либо дополнительных влияний. Получаем 1162,8 литров. Выполняем аналогичные расчеты.
  2. Зимняя. 1190,5 литров.
  3. Арктическая. 1204,8 литров.

Помним, что настоящий объем жидкости постоянно меняется и зависит от вышеизложенных факторов.

Если все же возникли какие-либо сложности, всегда можно обратиться к справочникам и специальным проверенным таблицам. С их помощью можно легко перевести тонны в литры, узнать количество стандартных бочек или ведер горючего вещества. На все вопросы также ответит специалист. Он развеет все сомнения, окажет информационную поддержку, произведет нужные расчеты и обсудит с заказчиком все нюансы сделки.

Компания «УТК» предлагает широкий выбор нефтепродуктов и моторных масел по выгодным ценам, а также оказывает услуги доставки нефтепродуктов.

Наши специалисты всегда готовы ответить на ваши вопросы. Звоните!

Для чего измерять плотность бензина

Измерением плотности бензина определяется его марка, а также такой показатель, как вес объемный — расчетное значение, зависящее от комбинации показателей веса и объема бензина. Плотность учитывается при сдаче-приемке топлива на АЗС, где сдаваемое перевозчиком количество топлива измеряется по весу, а принимаемое на АЗС — по объему. При различных температурах одно и то же количество топлива по весу будет различаться по объему, в результате могут появляться расхождения в количестве топлива отгруженного завода и оприходованного на АЗС.

С целью стандартизации процесса измерения плотности топлива, ФНС России опубликовала Письмо «О порядке пересчета количества нефтепродуктов из объемных единиц в весовые». Данным письмом установлены средние значения плотности по маркам бензина.

Таблица плотности бензина (среднее значение)

Марка бензинаСреднее значение плотности г/см3
А 76 (АИ 80)0.700-0.750
АИ 920.715-0.760
АИ 950.720-0.775
АИ 980.730-0.780

Метод определения плотности топлива по ГОСТу

Традиционно для выяснения плотности горючего применяют специальный прибор — ареометр. Часто это стеклянная трубка со шкалой степени плотности. Для разных типов горючего — разные ареометры. В случае с дизельным топливом используют приборы типа АН, АНТ-1 и -2 (для нефтепродуктов).

Устройство погружают в жидкость и замеряют показатели:  плотность топлива является отношением массы прибора к тому объему, который он занимает в жидкости.

По итогам измерений топливо относят к одному из типов, соответствующих ГОСТу:

  • летнее дизтопливо — плотностью 860 кг/кубометр;
  • зимнее дизтопливо — 840 кг/кубометр;
  • арктическое дизтопливо — 830 кг/кубометр.

Поскольку плотность горючего зависит от температуры, все измерения производятся при +20 ˚С.

Если учитывать изменчивость среды, то с изменением температуры на 1 ˚С изменится и плотность солярки — примерно на 0,00075. Данный коэффициент дает возможность рассчитать плотность жидкости в различных температурных условиях. Однако это применимо лишь к чистому продукту.

Не всегда топливо обладает заявленными характеристиками. Нередко некачественный продукт содержит посторонние примеси неизвестного происхождения. Поэтому рекомендуется заправляться на проверенных АЗС, где качество топлива гарантировано и минимальны риски получить летнее горючее вместо зимнего или арктического.

Если же в плотности дизтоплива есть сомнения, измерения можно провести самостоятельно.

Вычисление удельного веса для 20 ◦ C

  1. Измерить плотность и среднюю температуру солярки.
  2. Вычислить разность фактической температуры и 20 ◦ С.
  3. Умножить разность температур на поправочный коэффициент.
  4. Если фактическая температура меньше 20 ◦ C, то отнять от значения плотности при данной температуре результат вычисления третьего пункта. Если же жидкость теплее +20 ◦ C, то эти значения нужно сложить.

Например, плотность горючего при температуре 0 ◦ C равна 0,997 г/см 3 . Разница между фактической температурой и 20 ◦ C равна 20. Тогда 20 × 0,0007 = 0,014 г/см. Так как при 20 ◦ C плотность горючего будет меньше, чем при 0 ◦ C, нужно от плотности при 0 ◦ C отнять величину поправки – 0,997-0,14=0,857 г/см 3 . Чтобы перевести результат из грамм на кубический сантиметр в килограмм на кубометр, нужно величину, выраженную в граммах на кубический сантиметр, умножить на 1000. То есть удельный вес нашей солярки при 20 ◦ C будет равен 857 кг/м 3 . Это позволяет нам сделать предположение о том, что она, судя по результатам вычисления, скорее летняя, чем зимняя. Точное же заключение о том, для какого сезона предназначено горючее, сделать на основании величины его плотности невозможно.

Связь плотности горючего и экономичности дизеля

Так как сгорание солярки, имеющей высокий удельный вес, сопровождается выделением большего количества энергии, чем сгорание менее плотного горючего, очевидно, что использование летнего топлива экономичнее. Однако его использование для повышения экономичности дизеля в холодное время года не представляется возможным. Это объясняется тем, что в его состав помимо керосиново-газойливых углеводородов, содержащих основной запас энергии топлива, входят и растворенные в них парафины. Последние даже при незначительном понижении температуры горючего, затвердевают, сгущая горючее и ухудшая проходимость фильтра тонкой очистки топлива. В результате этого ухудшается способность топлива прокачиваться по системе питания и распыляться в цилиндрах двигателя. Поэтому в состав зимних видов дизельного топлива вводят присадки, замедляющие застывание парафинов и сгущение солярки до состояния геля.

Эти добавки, снижая температуру сгущения горючего, совершенно не оказывают влияния на его плотность. Логично предположить, что если добавить присадку-антигель в летную солярку, то в результате получится экономичное зимнее топливо. Но это далеко не так. Потому что добавка только снизит температуру замерзания парафинов, растворенных в топливе.

Сама же солярка не станет менее плотной, а значит с понижением температуры, будет значительно густеть, что затруднит ее распыление в камерах сгорания и продвижение по топливопроводу. К тому же, ошибочно полагать, что залив присадку в замерзшую солярку, мы добьемся того, что парафины в ней растают, и она вновь обретет текучесть.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что плотность очень важна для зимнего топлива. Для летнего же важнее такие параметры, как содержание серы и цетановое число. В том, что дизель зимой менее экономичен, нежели летом, конечно, во многом «заслуга» менее плотной, чем летом солярки, но не только ее. Снег на дорогах тоже не способствует экономичности.

Метод экспресс-проверки дизельного топлива

Владельцу дизеля в повседневной жизни редко бывает нужно проверять качество горючего. Так как обычно он заправляет свой автомобиль на одних и тех же заправках, качество горючего на которых проверенно в процессе эксплуатации авто, и скорее всего устраивает автовладельца. Находясь же зимой в незнакомом месте, экспресс-анализ зимней солярки в морозную погоду можно провести описанным ниже нехитрым способом.

Плотность дизельного топлива – это непостоянная величина, которая обозначает соотношение веса нефтепродукта к объему. Она регулярно изменяется. Колебания плотности зависят от марки дизельного топлива и от температуры окружающей среды. Фактически плотность обозначает удельный вес.

Компания «Ренетоп» предлагает низкую цену на дизельное топливо с доставкой по Уралу.

Почему зимой расход дизельного топлива больше

Характеристика плотности дизельного определяет не только порог его застывания и замерзания. Плотность ДТ также указывает на количество энергии, которое выделяет горючее. Более высокий показатель плотности означает большее количество выделяющейся энергии в процессе сгорания в рабочей камере дизельного ДВС. Чем выше будет плотность солярки, тем большим окажется КПД двигателя. Дополнительно плотность повлияет на расход дизельного топлива на 100 км. Более плотное ДТ в топливном баке заметно повышает экономичность двигателя.

Зимняя или арктическая солярка для дизельного мотора всегда имеет меньшую плотность. Для высвобождения энергии и получения необходимой отдачи от силового агрегата потребуется сжигать большее количество такой солярки сравнительно с более плотным топливом, которое используется в летний период. Этим объясняется повышенный расход менее плотного дизельного топлива зимой.

Использование летней солярки для повышения экономичности дизельного агрегата не допускается. В составе летнего дизтоплива присутствуют не только базовые углеводороды, которые обеспечивают энергию в процессе сгорания, но и парафины в растворенном состоянии. Снижение температуры вызывает начало активной парафинизации топлива, когда горючее утрачивает свою текучесть и превращается в гель.

Парафины не позволяют эффективно прокачивать солярку по системе питания дизельного мотора, забивают топливопроводы и фильтры тонкой очистки. По этой причине в состав дизельного топлива для зимы вводят дополнительные компоненты. Главной задачей становится предотвращение гелеобразования и замерзания парафинов путем добавки специальных присадок. Такие присадки в процессе производства повышают температурный порог замерзания солярки, но на плотность ДТ никакого влияния не оказывают.

Дизтопливо с меньшей плотностью обладает лучшей текучестью. Получается, что даже при низких температурах солярка будет свободно проходить по топливопроводу, не создавая пробок. По этой причине для зимы используется ДТ с меньшим показателем плотности

В теплое время года характеристика плотности солярки не имеет первостепенной важности. Для летнего дизеля основными показателями является степень содержание серы и цетановое число

Особенности перевода бензина разных марок из литров в тонны

Чтобы правильно провести расчёт, нужно знать значения плотности требуемой марки нефтепродукта исходя из таблицы. Лучше всего, конечно, взять пробу топлива и измерить плотность горючего при установленной температуре по действующим нормам.

В среднем, плотность горючего при 20 ºС составляет 0,75 г/л. Используя данные справочника, выполнив простой расчёт, получаем, что объём одной тонны бензина составляет от 1282 до 1429 литров.

Чтобы выполнить более точные расчёты необходимо вносить поправку на температуру, т.к. плотность по стандарту в справочниках указана с учётом температуры от плюс 15 до плюс 20 ºС. В случае, когда температура выходит за границы этого диапазона, требуется учитывать поправку на температуру.

Плотность углеводородов

ГорючееПлотность при 20 ºС, г/см3
Нефтьот 0,74 до 0,97
Топливо для реактивных двигателейот 0,76 до 0,84
Автомобильное топливоот 0,71 до 0,76
Моторное маслоот 0,88 до 0,94
Авиационное горючееот 0,73 до 0,75
Дизельное топливоот 0,80 до 0,85
Мазутот 0,92 до 0,99

Чтобы при заданной температуре точно рассчитать с помощью этих данных плотность углеводорода, понадобятся данные средних поправок на температуру:

Плотность при 20oСПоправка на температуру на 1oСПлотность при 20oСПоправка на температуру на 1oС
от 0,650 до 0,6590,962 * 10-3от 0,830 до 0,8390,725 * 10-3
от 0,660 до 0,6690,949 * 10-3от 0,840 до 0,8490,712 * 10-3
от 0,670 до 0,6790,936 * 10-3от 0,850 до 0,8590,699 * 10-3
от 0,680 до 0,6890,925 * 10-3от 0,860 до 0,8690,686 * 10-3
от 0,690 до 0,6990,910 * 10-3от 0,870 до 0,8790,673 * 10-3
от 0,700 до 0,7090,897 * 10-3от 0,880 до 0,8890,660 * 10-3
от 0,710 до 0,7190,884 * 10-3от 0,890 до 0,8990,647 * 10-3
от 0,720 до 0,7290,870 * 10-3от 0,900 до 0,9090,633 * 10-3
от 0,730 до 0,7390,857 * 10-3от 0,910 до 0,9190,620 * 10-3
от 0,740 до 0,7490,844 * 10-3от 0,920 до 0,9290,607 * 10-3
от 0,750 до 0,7590,831 * 10-3от 0,930 до 0,9390,594 * 10-3
от 0,760 до 0,7690,818 * 10-3от 0,940 до 0,9490,581 * 10-3
от 0,770 до 0,7790,805 * 10-3от 0,950 до 0,9590,567 * 10-3
от 0,780 до 0,7890,792 * 10-3от 0,960 до 0,9690,554 * 10-3
от 0,790 до 0,7990,778 * 10-3от 0,970 до 0,9790,541 * 10-3
от 0,800 до 0,8090,765 * 10-3от 0,980 до 0,9890,528 * 10-3
от 0,810 до 0,8190,752 * 10-3от 0,990 до 1,0000,515 * 10-3
от 0,820 до 0,8290,738 * 10-3

Как считать:

  1. Из паспорта на бензин берём плотность горючего при температуре плюс 20 oС.
  2. Определяем среднюю температуру топлива в бензоцистерне.
  3. Вычисляем разницу между плюс 20 oС и средней температурой топлива.
  4. По столбцу поправки на температуру находим поправку на 1oС, которая соответствует плотности выбранного топлива при плюс 20 oС.
  5. Умножаем температурную поправку на разность температур.
  6. Вычитаем полученное в пункте 5 число из величины плотности при плюс 20 oС, если средняя температура топлива в бензоцистерне выше плюс 20 oС. Или прибавляем это число, если температура горючего ниже плюс 20 oС.

Например, плотность бензина при плюс 20 oС из паспорта на бензин составляет 0,801 г/см3. Температура топлива в бензоцистерне плюс 25 oС. Из таблицы берём плотность горючего при данной температуре. Получаем:

  1. Разница в температурах: 25 oС – 20 oС = 5 oС.
  2. Поправка на температуру на 1 oС из таблицы для плотности 0,801 г/см3 равна 0,765 * 10-3 г/см3.
  3. Вычисляем поправку на температуру на 5 oС: 0,765 * 10-3 * 5 = 0,003825 г/см3, или примерно 0,0038 г/см3.
  4. Определяем требуемую плотность горючего при температуре плюс 25 oС (вычитаем поправку, т.к. температура топлива в бензоцистерне выше плюс 20 oС): 0,801 — 0,0038 = 0,7972 г/см3.

Вопрос, как правильно перевести литры бензина в тонны, оказался не слишком сложным.

Как перевести литры бензина в тонны

Для чего это нужно

Пересчёт объёма нефтепродукта в массу необходим для платёжных документов при продаже топлива. Это упрощает финансовые операции в случае продажи горючего крупными партиями. Расчётами из объёма в массу занимаются бухгалтера, складские работники, водители, логисты.

Формула перевода

Школьная программа физики поможет из литров получить тонну. Если известна плотность (ρ) продукта, можно из его объёма (V) определить массу (m). Всем известная формула определения плотности:

ρ = m / V

Соответственно, чтобы из массы получить объем потребуется следующая формула:

V = m / ρ

Если хотим получить массу из объема, то используем следующую формулу:

m = V * ρ

Необходимо также выполнить пересчёт в системе измерения, поскольку масса в формуле выражена в килограммах, а объём в кубометрах. Поэтому требуется использовать специальные коэффициенты.

1000 л. равна 1 м3 вещества. Поэтому один литр соответствует 0,001 м3. Одна тонна бензина соответствует 1000 кг. Далее, из справочника берём плотность определённого нефтепродукта.

Примеры плотности известных брендов бензина:

Бренд бензинаПлотность в кг/м3
АИ-92735,0
АИ-95750,0
АИ-98776,5

Примеси, которые добавляют в горючее, влияют на его плотность. При основных расчётах высокая точность не требуется, поэтому допускается использовать типовые величины.

Плотность углеводородов намного меньше плотности воды. И в этом легко убедиться практическим способом. При попадании топлива в воду оно плавает сверху.

При расчёте из литража в массу нужно знать плотность соответствующей марки бензина. Вес, например, 1 литра бензина бренда АИ-95 определяется так:

1 * 0,001 * 750 = 0,75 кг.

Коэффициенты

Чтобы выполнить пересчёт из литража в массу, потребуются добавочные коэффициенты перевода литров в тонны. Определим, например, массу 700 литров горючего бренда АИ-98:

m = 700 * 0,001 * 776,5 / 1000 = 0,544 т.

Вес 400 литров бренда АИ-92:

m = 400 * 0,001 * 735 / 1000 = 0,294 т.

Как видно, для пересчёта достаточно школьного учебника по физике и таблиц из справочника. Пересчитать литраж бензина в тоннах в состоянии любой человек

При вычислении важно взять правильный коэффициент перевода бензина из литров в тонны и соответствующие единицы измерения. Часто при вычислениях путают тонны с килограммами

В таблице ниже указаны популярные бренды горючего, его объём и вес:

БрендОбъём в литрахВес в тоннах
АИ-9810000,776
АИ-9510000,750
АИ-9210000,735

Определяем сколько литров в 1 тонне бензина:

БрендВес в тоннахОбъём в литрах
АИ-9811289
АИ-9511333
АИ-9211361

Важным показателем, от которого зависит плотность бензина, является октановое число – мера стойкости к возгоранию топлива. У высокооктановых брендов бензина плотность выше.

Влияние температуры на плотность бензина

Температура бензина – важный параметр при перерасчёте из объёма в массу. Подобно всем веществам, бензин при нагревании увеличивается в объёме. При этом снижается его плотность. Поэтому в расчётах необходимо учитывать колебания температуры.

В соответствии с ГОСТ 2084-77 нормы на плотность горючего не существует. Вместе с тем, плотность необходимо вычислять. Плотность измеряют согласно методикам ГОСТа 3900-85.

24.03.2005 налоговой службой издано письмо № 03-3-09/0412/23 «О порядке пересчёта количества нефтепродуктов из объёмных единиц в весовые». Согласно разъяснениям Минэнерго РФ и информации ОАО «ВНИИ НП» плотность топлива различна в зависимости от температуры и испаряемости горючего. К примеру, для бренда АИ-98 плотность меняется в диапазоне от 0,73 до 0,78 г/см3.

Как влияет плотность вещества на исчисление его массы в тоннах

Литраж бензина зависит от плотности. Последняя зависит от его бренда и важна в расчёте массы. Чем качественнее горючее, тем выше его плотность.

Как указывалось ранее, температура оказывает влияние на плотность материи. В жаркую погоду бензин расширяется, а в холода становится более вязким

Температуру горючего необходимо принимать во внимание при пересчёте объёма нефтепродукта в массу и наоборот. Существуют таблицы, где указана плотность горючего с учётом температуры

Этими таблицами пользуются для более точных расчётов. Были разработаны средние данные плотности горючего.

В ГОСТе 24-77 есть данные по любому бренду топлива. Если следовать указаниям специалистов, перевести объём горючего в массу не составит труда.

Плотность нефтепродуктов от температуры, определение (Таблица)

Справочная таблица для определения плотности нефтепродуктов в зависимости от изменения температуры (кг/м3).

Надо найти в таблице величину известной плотности и вести отсчет вправо (если температура нефтепродукта ниже) или влево (если температура выше известной) на столько значений, на сколько градусов температура отличается от известной.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
А 690,0 690,9 691,8 692,7 693,4 694,6 695,5 696,4 697,3 698,2 699,1 700,0 700,9 701,8 702,7 703,6 704,5 705,4 706,3 707,2
Б 708,1 709,0 709,9 710,8 711,6 712,5 713,4 714,3 715,2 716,1 716,9 717,6 718,7 719,6 720,5 721,4 722,2 723,1 724,0 724,8
В 725,7 726,6 727,4 728,3 729,2 730,1 730,9 731,8 732,6 733,5 734,3 735,2 736,1 736,9 737,8 738,6 739,5 740,3 741,2 742,01
Г 742,9 743,7 744,5 745,4 746,2 747,1 747,9 748,8 749,6 750,5 751,3 752,1 753,0 753,8 754,6 755,5 756,3 757,1 757,9 758,8
д 759,6 760,4 761,3 762,1 762,9 763,7 764,5 765,3 766,2 767,0 767,8 768,6 769,4 770,3 771,1 771,9 772,7 773,5 774,3 775,1
Е 775,9 776,7 777,5 778,3 779,1 779,9 780,7 781,5 782,3 783,1 783,9 784,7 785,5 786,3 787,0 787,8 788,6 789,4 790,2 791,0
Ж 791,8 792,5 793,3 794,1 794,9 795,7 796,4 797,2 798,0 798,8 799,5 800,3 801,1 801,9 802,6 803,4 804,2 804,9 805,7 806,4
3 807,2 808,0 808,7 809,5 810,3 811,0 811,8 812,5 813,3 814,0 814,8 815,5 816,3 817,0 817,8 818,5 819,3 820,0 820,8 821,5
И 822,3 823,0 823,7 824,5 825,4 826,0 826,7 827,4 828,2 828,9 829,6 830,4 831,1 831,8 832,6 833,3 834,0 834,7 835,5 836,2
К 836,9 837,6 838,4 839,1 839,8 840,5 841,2 841,9 842,7 843,4 844,1 844,8 845,5 846,2 846,9 847,6 848,3 849,1 849,8 850,5
Л 851,2 851,9 852,6 853,3 854,0 854,7 855,4 856,1 856,8 857,5 858,2 858,9 859,6 860,3 861,0 861,6 862,3 863,0 863,7 864,4
М 865,1 865,8 866,6 867,1 867,8 868,5 869,2 869,9 870,5 871,2 871,9 872,6 873,2 873,9 874,6 875,3 875,9 876,6 877,3 877,9
Н 878,6 879,3 880,0 880,6 881,3 881,9 882,6 883,3 883,9 884,6 885,2 885,9 886,6 887,2 887,9 888,5 889,2 889,9 890,5 891,1
О 891,8 892,5 893,1 893,8 894,4 895,0 895,7 896,3 897,0 897,6 898,3 898,9 899,6 900,2 900,9 901,5 902,1 902,8 903,6 904,0
П 904,7 905,3 905,9 906,6 907,2 907,9 908,4 909,1 909,7 910,3 911,0 911,6 912,2 912,8 913,4 914,1 914,7 915,3 915,9 916,5
Р 917,2 917,8 918,4 919,0 919,6 920,3 920,9 921,5 922,1 922,7 923,3 923,9 924,5 925,1 925,7 926,3 926,9 927,5 928,1 928,8
С 929,4 930,0 930,6 931,2 931,7 932,3 932,9 933,5 934,1 934,7 935,3 935,9 936,5 937,1 937,7 938,3 938,9 939,5 940,1 940,6
Т 941,2 941,8 942,4 943,0 943,6 944,1 944,7 945,3 945,9 946,5 947,0 947,6 948,2 948,8 949,4 949,9 950,5 951,1 951,6 952,2
У 952,8 953,3 953,9 954,5 955,0 955,6 956,2 956,7 957,3 957,9 958,4 959,0 959,6 960,1 960,7 961,3 961,8 962,4 962,9 963,5
ф 964,0 964,6 965,1 965,7 966,2 966,8 967,4 967,9 968,5 969,0 969,6 970,1 970,7 971,2 971,7 972,3 972,8 973,4 973,9 974,4
X 975,0 975,5 976,1 976,6 977,2 977,7 978,2 978,8 979,3 979,9 980,4 980,9 981,4 982,0 982,5 983,0 983,6 984,1 984,6 985,1
Ц 985,7 986,2 986,7 987,3 987,8 988,3 988,8 989,4 989,9 990,4 990,9 991,4 992,2 992,5 993,0 993,5 994,0 994,5 995,0 995,5

Пример: Плотность нефтепродукта при плюс 20°С равна 727,4. Надо определить его плотность при температуре -10°С и + 32° С. Находим в таблице плотность 727,4. Отсчитав вправо от нее 30 значений (20-(-10)=30), получим плотность 753,0 при -10°С. Отсчитав влево от 727,4 двенадцать значений (32-20=12), получим плотность 716,9 при + 32°С.

Если известная нам плотность нефтепродукта по численному значению не совпадает с плотностъю,указанной в таблице, то берем за основу ближайшую по значению и от нее производим требуемые отсчеты, а к найденному результату прибавляем (или отнимаем) разницу между взятой за основу и известной плотностями.

Всему своё время

Что происходит с летним дизтопливом при низких температурах? Так же, как вода затвердевает при температурах замерзания, солярка летнего качества также кристаллизуется. Результат: топливо увеличивает свою вязкость, и забивает топливные фильтры. Таким образом, мотор больше не может получать качественную солярку в требуемом объёме. Звоночек о грядущих неприятностях состоится уже при наступлении устойчивых заморозков.

В случае зимнего дизтоплива точка текучести понижается, так что солярка не кристаллизуется. Зимнее топливо для дизельных авто существует в нескольких классах, причём часто проводится дополнительная дифференциация между топливом традиционно «зимнего» и «полярного», арктического класса. В последнем случае работоспособность солярки сохраняется даже для весьма пониженных температур.

Замена сортов дизтоплива производится обычно самими операторами заправочных станций. Перед заправкой следует убедиться в том, что в баке полностью отсутствует летнее горючее.

Перевод топлива из тонн в литры и обратно: дизельного, бензина и керосина

Топливо всех марок поставляется оптовыми компаниями в тоннах. Продается в рознице в литрах, поэтому вопросы перевода веса в объем и обратно актуальны, в основном для бухгалтеров предприятий, работающих в этом бизнесе, и налоговых служб, надзирающих за правильным начислением налогов с объемов продаж. Обычный покупатель топлива для своего автомобиля редко интересуется этими тонкостями, поскольку оплачивает и летом, и зимой литры.

Формулы пересчета

Объем и масса жидкости связаны формулой: М = V · ρ,

где М – масса жидкости в тоннах, V – ее объем в м³, ρ – плотность в т/ м³.

В реальной практике менеджеры предпочитают иметь дело с тоннами (закупка топлива) и с литрами (продажа). Если приведенную выше формулу выразить через эти величины, ее вид станет таким:

М = V · ρ /1000

  • где ρ – плотность жидкости в кг/л (числовое значение),
  •  V – объем жидкости в литрах;
  •  M – масса жидкости в тоннах.

Чтобы выяснить, к примеру, сколько весят 1000 л дизтоплива плотностью 0,83 кг/л, подставляем величины в формулу, получаем массу в тоннах:

М = 1000 · 0,83 / 1000 = 0,83 т.

Обратный перевод (из тонн в литры) производим по формуле V = M · 1000/ρ (масса в тоннах, плотность в кг/л, объем в литрах).

Топливо (и дизельное, и бензины, и керосины) физически не обладают постоянной плотностью — она зависит от температуры жидкости, уменьшается с ростом температуры, и растет с ее падением. 

Именно поэтому перевод имеющейся массы топлива в объем для каждого значения температуры жидкости будет давать разные значения. Изменение температуры, а также возможное испарение части жидкости изменят как массу, так и, соответственно, плотность вещества. Если испарениями пренебречь, то главным действом при пересчете массы в объем и наоборот становится установление плотности жидкости.

Пересчет дизельного топлива

В практике продаж дизтоплива фигурируют различные значения плотности, используемые в разных климатических зонах как нормативные для упрощения торговли. ГОСТ № 305-82 устанавливает значения плотности при 20º С для трех видов дизтоплива — летнего (Л), зимнего (З) и арктического (А):

  • Л – 0,860 кг/л;
  • З – 0,840 кг/л;
  • А – 0,830 кг/л. 

Минпромэнерго установил для дизтоплива среднее значение плотности для расчетов. Оно составляет 0,769 кг/литр. В свою очередь Ростехнадзор использует в качестве усредненного значения плотности дизтоплива величину 0,84 кг/л.

Как сориентироваться, какое число подставлять в формулу?

Федеральная налоговая служба РФ, ссылаясь на приказ Минэнерго, считает, что плотность горючего нужно устанавливать по факту при получении партии топлива замером нефтеденсиметром — специальным измерительным прибором типа ареометра.

Если прибор отсутствует, то используют средние значения плотности дизтоплива, которые можно узнать в местном отделении Ростехнадзора.

Пересчет бензинов

Плотность бензинов меняется в диапазоне 0,70 кг/л – 0,78 кг/л. 

При пересчетах применяется выведенная выше формула, в которую, при отсутствии инструментального замера плотности топлива подставляют усредненное значение ρ:

  • Для АИ-80 0,715 кг/л;
  • АИ-92 0,735 кг/л;
  • АИ-95 0,750 кг/л;
  • АИ-98 0,765 кг/л.

Пересчет керосинов

Значения плотности керосинов меняется, в зависимости от марки, в пределах: 0,775 кг/л — 0,85 кг/л. Примеры:

  • осветительный керосин марки КО-30: плотность 0,790 кг/л;
  • осветительный керосин марки КО-20: плотность 0,83 кг/л;
  • авиационный керосин гидрированный для сверхзуковой авиации: плотность 840 кг/л. И т.д.

Пересчет керосинов из литров в тонны производится описанным выше методом после определения или установления значения плотности.

Основные свойства бензина

Как уже было сказано, бензин получают из нефти, причем, что из нее производится около 50% бензина. Сюда можно отнести нефтяные газы, природный бензин, бензин, который получается в результате крекинг-процесса – то есть это все продукты, которые так или иначе могут быть использованы в качестве топлива.

 Загрузка …

Воспламенение бензина – это одно из основных его физико-химических свойств, оно происходит в двигателях внутреннего сгорания принудительным образом: при помощи искры. Отсюда исходит популярное выражение при поиске поломки в автомобилях «куда исчезла искра?». Да, без этого ваш автомобиль сам не сдвинется с места. Это топливо подразделяется на автомобильный и авиационный бензин. Но несмотря на такое четкое разделение оба вида топлива имеют сходные характеристики, о которых и поговорим ниже.

Для спокойной и бесперебойной работы двигателей бензин должен строго соответствовать ряду требований, например:

  • испаряемость;
  • стабильный углеводородный состав, предотвращающий процессы детонации в автомобиле;
  • достаточный срок хранения в течение которого он не испортится и не потеряет своих качеств;
  • отсутствие агрессивного влияния на детали автомобиля, топливный бак и сами емкости для его хранения;
  • экологичность – степень выброса вредных веществ при переработке бензина, также в немалой степени зависит от его свойств и качества.

Как видно, основной состав бензина это углеводороды:

  1. предельные;
  2. непредельные;
  3. нафтеновые;
  4. ароматические.

Кроме них для лучшей работы двигателей и повышения качества топлива могут входить различные присадки:

  • сера;
  • азот;
  • кислосодержащие соединения.

Бензин является самой легкой фракцией нефти, как уже говорилось его получают путем перегонки нефти различными процессами. У каждого вида бензина есть свой фракционный состав, от которого зависит запуск двигателя, легкость движения, сгорание в полном объеме топлива и степень износа деталей. Как правило, фракция этого вида топлива определяется общими стандартами ГОСТ 2177-99 обязательными к соблюдению.

Чем легче бензин, тем проще запустить двигатель, особенно это важно при низких температурах в зимнее время или в условиях Крайнего севера. Для того чтобы разбудить холодный двигатель нужно чтобы около 10 % горючего выкипело при температуре 55 градусов

Такие цифры сгодятся для зимы, в летний период этот показатель поднимается до уровня 70 градусов. Таким образом, легкий фракции бензина очень нужны во время запуска двигателя и его прогрева.

Другая часть бензина носит название рабочей фракции, от ее испарения зависит работ двигателя тоже в немалой степени, а именно:

Полезная информация
1получение горючей смеси для работы автомобиля в разных условиях и режимах
2длительность прогрева, который запускают легкие фракции
3приемистость (при изменении допустим скоростного режима или стиля езды)

Интервал температур в своем минимуме должен содержать в себе значение около 90%, это улучшает качество горючего и уменьшает негативное влияние на детали автомобиля, то есть бережет его. Предел температуры, при которой выкипает 90 % топлива, иногда называют «точкой росы».

Выделим важнейшие свойства бензина с точки зрения физики и химии:

  • однородность;
  • плотность – должна колебаться в пределах от 690 до 750 килограмм на кубический метр;
  • вязкость – важный параметр, который позволяет бензину свободно проходить через жиклеры;
  • испаряемость – обеспечивает легкий запуск двигателя и другие важные этапы работы автомобиля;
  • давление паров в процессе испарения топлива – для избежания процессов конденсации;
  • сгорание бензина – это реакция взаимодействия углеводородов с кислородом при которой происходят реакции горения и воспламенения;
  • стойкость к замерзанию – это достигается путем добавления различного рода присадок в топливо, особенно это свойство бензина, актуально в регионах с холодным климатом.

В нашей стране можно найти следующие марки бензина (согласно ГОСТ Р 51105-97), где цифра в названии вида бензина обозначает его октановое число:

  1. Нормаль-80;
  2. Регуляр-92;
  3. Премиум-95;
  4. Супер-98.

Не забываем конечно же и о нововведениях, например со стороны такого мощного производителя как Лукойл, это бензин с присадками Экто и дорогой, но по их заверениям чуть ли не волшебный бензин с октановым числом 100.

Топлива моторные для среднеоборотных и малооборотных дизелей

В соответствии с требованиями ГОСТ 1667-68 «Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия» с изменениями 1-12, установлены следующие марки моторного топлива: ДТ и ДМ. Требования к качеству топлив представлены в таблице 8.

Таблица 8

Наименование показателяНорма для маркиМетод испытаний
ДТ

высший сорт

ДТ

первый сорт

ДМ
12345
1 Плотность при 20 °С, г/см3,≤ 0,930≤ 0,970ГОСТ 3900
2 Фракционный состав:

до 250 °С перегоняется, %,

≤ 15≤ 10ГОСТ 2177
3 Вязкость при 50 °С:

а) кинематическая, м2/с

б) соответствующая ей условная в градусах

≤ 20·10-6

≤ 2,95

≤ 36·10-6

≤ 5,0

≤130·10-6

≤ 17,4

ГОСТ 33

ГОСТ 6258

4 Коксуемость, %≤ 3,0≤ 9,0ГОСТ 19932
5 Зольность, %≤ 0,02≤ 0,04≤ 0,06ГОСТ 1461
6 Массовая доля серы, %:

а) в малосернистом топливе

б) в сернистом топливе

≤ 0,5

≤ 1,5

≤ 1,5

ГОСТ Р 51947 или ГОСТ 1431, или ГОСТ 1437
7 Содержание сероводородаОтсутствиеГОСТ 17323
8 Содержание ВКЩОтсутствиеГОСТ 6307
9 Массовая доля механических примесей, %≤ 0,05≤ 0,1ГОСТ 6370
10 Массовая доля воды, %≤ 0,1≤ 0,5ГОСТ 2477
11Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С≥ 70≥ 65≥ 85ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356
12 Температура застывания, °С,≤ Минус 5≤ 10ГОСТ 20287
13 Массовая доля ванадия, %≤ 0,01≤ 0,015≤ 0,01ГОСТ 10364

Моторное топливо ДТ применяется для среднеоборотных и малооборотных дизелей и в зависимости от массовой доли серы подразделяется на малосернистое (содержание серы до 0,5%) и сернистое (с содержанием серы в пределах 0,5-1,5%).

Моторное топливо ДМ предназначено для использования в судовых малооборотных дизелях.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию