Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Сапун двигателя: что это такое?

Почему идет дым из сапуна

Неисправность у сапуна может быть только одна: он стал плохо пропускать скопившиеся газы, сравнивая давление внутри двигателя с атмосферным. Но дым, идущий из него, может сказать о многом:

  • Маслосъёмные кольца цилиндров залегли либо сносились. Простая раскоксовка народными методами или специальной химией здесь уже не поможет, поэтому придётся разбирать мотор.
  • Аналогично, если прогорел один/несколько выпускных клапанов. Определить это поможет простой замер компрессии.
  • Маслоотражательные колпачки. Просто поменяйте их, если пришло время, или на них видны следы повышенного износа.
  • Сносились сальники вала, пропускающие масляные пары. Менять их не задумываясь, желательно, не откладывая в долгий ящик.
  • Масло в моторе старое, давно требующее замены. Без комментариев: как показывает практика, чинить «сердце» авто в десятки раз дороже, чем его менять.
  • Белый дым на горячем моторе – охлаждающая жидкость попадает в систему смазки. Где именно течь – придётся искать.
  • Перелив масла. В ДВС он также опасен, как и недолив: износ мотора/расход топлива значительно увеличивается, поэтому проверьте его уровень щупом на ровной площадке, когда двигатель хорошо прогрет. Вот тогда увидите, насколько качественно мастера на СТО (или вы сами) выполнили его замену/долив.
  • Масло некачественное/не подходит авто/контрафакт. Выход один – заменить его. Аналогично, если залили топливо на неизвестной АЗС: просто больше так не делайте.
  • Наконец, сам сапун от времени забился, не работая на все 100%. Простая чистка, профилактика позволит это устранить.

Внушительный список самых разных ситуаций. И можно не сомневаться, что если у вашего авто сапун дымит, вы среди них точно нашли свой случай.

Победа Советской армии

Советская армия начала штурм рано утром седьмого мая. Немецкие части подверглись артобстрелу из знаменитых «Катюш». Через несколько часов к бою подключились красноармейские пехотинцы, которые не без труда преодолели поля, начиненные минами, ограждения из колючей проволоки, а также скрытые огневые позиции врага со снайперами в засаде.

Победа СССР в этом сражении была обеспечена благодаря захвату одного из фашистских флангов. Уже днем того же дня Сапун-гору заняли истинные хозяева местности, хотя противник продолжал сопротивляться. Немцы совершили около одиннадцати контратак. В общей сложности советская армия потеряла на возвышенности восемьдесят тысяч бойцов, а немецкая – только 30 000. Через два дня от неприятеля были очищены все севастопольские улицы.

Сапун в коробке передач: принцип работы и особенности

Итак, чтобы понять, что такое сапун в автомобиле, необходимо отметить, что фактически это клапан, позволяющий понижать давление в картере герметичного агрегата (двигатель, коробка передач и т.д.) Сапун, суфлер или дыхательный клапан- устройство, через которое емкость сообщается с атмосферой, причем даже с учетом разницы температур в емкости удается поддерживать атмосферное давление.

Как известно, коробка передач выполняет задачу по преобразованию крутящего момента от двигателя, после чего происходит передача момента на ведущие колеса. Сама коробка заполнена трансмиссионным маслом, которое в процессе работы КПП имеет свойство нагреваться, расширяясь в объеме. Результат- рост давления, которое нужно сбросить. Если этого не сделать, давление в КПП будет повышено, что становится причиной течи масла из коробки передач через уплотнители, сальники и прокладки.

Не трудно догадаться, что протечки масла из коробки приведут к тому, что уровень смазки понизится, коробка начинает плохо работать, а также быстро и активно изнашиваться. Сначала водитель испытывает затруднения и дискомфорт (передачи хуже включаются), затем появляются посторонние шумы (гул, вибрации коробки), далее выходят из строя синхронизаторы, подшипники, шестерни и другие элементы КПП. В коробке передач сапун установлен на крышке картера коробки.

Добавим, что еще сапуны ставятся на двигатель (сапун двигателя), на раздаточную коробку, редукторы, а также мосты. Что касается ДВС, давление в агрегате растет достаточно активно, так как происходит сильный нагрев, часть отработавших газов неизбежно прорывается в картер и т.д. Чтобы избежать утечек масла в результате повышения давления, указанное давление «сбрасывается» через сапун.

Еще одной важной функцией сапуна коробки или моста, а также двигателя, является защита от попадания пыли, грязи, воды и т.д. Особенно это актуально для мостов автомобиля, так как мост представляет собой открытый элемент (например, на внедорожнике) и может быть погружен в воду или в грязь при проезде сложных участков

Для чего нужна чистка клапана?

Внешние условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, часто приводят к тому, что в нём накапливаются пыль и грязь, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого возникает избыточное или, наоборот, недостаточное давление, приводящее к течи масла. Если возникают ситуации, когда через агрегат кидает масло, в первую очередь следует проверить, не забился ли он. Чтобы масло не выкидывало, нужно снять клапан для чистки или замены. Менять сапун на новый следует в тех случаях, когда он чересчур загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется тщательно очистить и место его установки, что позволит избежать скорого загрязнения вновь.

Сапуны других важных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной чистке для профилактики неисправностей авто

Важно Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять. Неисправный клапан может привести к различным нарушениям: риск течи КПП; быстрый износ синхронизаторов и многое другое

Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.

НАЗНАЧЕНИЕ

Задача сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого пространства двигателя с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.

В процессе работы силовой установки движение узлов, механизмов, смазочного материала приводит к повышению давления внутри картера и под крышкой. Помимо этого, в подпоршневом пространстве скапливаются картерные газы, которые тоже повышают давление.

Поршневые кольца не способны обеспечить полную герметичность камеры сгорания, поэтому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое пространство.

Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего внутри образуется конденсат. Скопление влаги внутри мотора недопустимо, поскольку она – основная причина образования коррозии.

Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, влаги, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и называются картерными газами. Возрастание давления внутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.

Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большом количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.

Поэтому важно выравнивать давления и отвод газов. И это делает сапун, по сути, являющийся воздушным клапаном

Отметим, что этот элемент используется не только на двигателе, он используется и в КПП, задних мостах.

Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автолюбители используют для диагностики мотора. Он помогает определить степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.

При износе составных частей мотора или закоксовке поршневых колец в подпоршневое пространство попадает большое количество газов. А благодаря сапуну это хорошо заметно по дымности выходящих картерных газов. При хорошем состоянии ЦПГ дыма в картерных газах практически нет.

Предназначение

Что такое сапун двигателя? Перед ответом на этот вопрос важно понять для чего он предназначается. Это напрямую связано с принципом его работы

Основной задачей этого приспособления является понижение давления в картере мотора. При работе силового агрегата в картере собираются различные газы. Постепенно они скапливаются и создают достаточно большое давление. Если не стравливать их, двигатель может остановиться, давление будет подпирать поршни.

При этом газ будет искать выход через любое доступное отверстие. Чтобы не произошло такого и устанавливается сапун. Также с помощью этого приспособления происходит вентиляция картера. Из него удаляются ненужные газы. Таким образом, несколько снижается температура внутри двигателя. На сапуне мотора лежат 2 задачи: вентиляция и сброс излишнего давления. В некоторых случаях по работе сапуна можно судить о наличии проблем в работе двигателя. При залегших кольцах или повреждениях поршня, из шланга будет вылетать серый дым характерный для выхлопа. Так можно диагностировать эти неисправности без разбора двигателя. В нормальном состоянии из сапуна идет чуть заметный прозрачный дымок.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Чтобы исключить вероятность продавливания сальников нужно периодически чистить систему вентиляции двигателя. Если удалять загрязнения 2 раза в год, то проблем с проведением работ не возникнет, поскольку грязь удаляется ветошью.

Загрязненный сапун Skoda Octavia

Начинать следует с самого сапуна. В одних двигателях он крепиться при помощи болтов, в других же сапун плотно посажен в посадочное место.

После извлечения стенки сапуна тщательно протираем ветошью. Если загрязнение сильное, то удаляются они проволокой или отверткой. Перед установкой сапуна посадочное место протираем.

Патрубки системы вентиляции промываем и прочищаем шомполом, сделанным из ветоши и проволоки.

Очищать нужно и маслоуловительную сетку, установленную в клапанной крышке. При незначительном ее загрязнении, достаточно лишь протирки.

Если сетка загрязнена отложениями сильно, то удалять все придется при помощи ножа, отвертки, проволоки. Можно также отложения просто выпалить. Для этого на сетку льем немного бензина и поджигаем.

Такие нехитрые действия позволяют содержать систему вентиляции картера, в которую входит сапун, в рабочем состоянии и не допустить продавливание сальников или выдавливания масла через щуп.

Метки

Снятие, замена, установка коленвала и его вкладышей

Принцип работы

Сапун пропускает воздух и газы, которые появляются в результате работы механизмов автомобиля, и позволяет пройти воздуху внутрь, когда работа механизмов автомобиля прекратилась. Данное действие необходимо для восстановления одинакового давления в двух плоскостях.

Варианты применения

В качестве сапуна может выступать шланг или патрубок. Сапун может устанавливаться в двигателе, переднем мосту, коробке переключения передач и заднем мосту. В каждом месте он выполняет одинаковые функции.

Пример работы

Сапун, установленный в двигателе, пропускает через себя воздух и газы из картера, которые появились в результате работы цилиндров, что предотвращает протечку масла из картера. При остановке двигателя давление в полости картера и атмосфере уравнивается путем поступления из атмосферы воздуха. Сапун предотвращает попадание влаги и пыли в механизм двигателя.

Даже опытные водители, «намотавшие» на кардан не одну сотню тысяч километров, не всегда могут с уверенностью сказать, что такое сапун двигателя и для чего он нужен. Что же тогда можно сказать о тех, кто только недавно сел за руль.

Особенности расположения

С тюркского наречия Сапун-гора переводится как «мыльная гора». Считается, что название ей было дано из-за использования в более ранние века местности в качестве карьера для добычи белой глины. Когда-то белая глина была одним из основных компонентов при изготовлении мыла вместо современных химических добавок.

Точный адрес Сапун-горы в Севастополе будет звучать так: возвышенность, отдаленная от города на шесть километров, окружающая долину Балаклавы и расположенная на улице 2-й обороны. С учетом того, что местность упоминается в исторических книгах и летописях в виде природного объекта, некогда использовавшегося для проведения ожесточенных битв, на ее вершине было решено возвести мемориал. Комплекс на Сапун-горе в современные дни привлекает множество туристов, которые приезжают сюда не только для того, чтобы узнать интересные факты, относящиеся к войне, но и почтить память погибших советских солдат.

Наиболее близкими ориентирами являются лесопарк Федохинский, монастырь имени Корсунской Богоматери и садовые участки. Проезжая мимо данных объектов и мест, можно определить, верно ли выбран маршрут, задав координаты в Google.Maps — 44.555116, 33.585116.

«Взрослые» игры

Каждый год, 7 мая, жители города отдают дань погибшим в бою, чтят их память и восхваляют победителей. Более того, за последние 15 лет в Севастополе было организовано несколько военно-исторических и спортивных клубов, которые здесь же устраивают театрализованные представления. Участники делятся на два лагеря и наряжаются в военную форму ушедших времен, берут в руки бутафорское оружие и инсценируют исторические события знаменитой битвы на горе.

Организаторы стараются учитывать даже небольшие мелочи, чтобы все выглядело как можно более правдоподобно. В течение дня проводятся и праздничные гулянья с поздравлением ветеранов. Мероприятия проводятся бесплатно и для местных жителей, и для гостей города. День получается очень насыщенным, фото Сапун-горы в Севастополе с мест празднования не покажут и доли тех эмоций, которые можно получить, присутствуя на торжестве.

Что такое сапун двигателя и зачем он нужен?

Все знают, что двигатель внутреннего сгорания, тот самый, что установлен под капотом вашего автомобиля, работает не на бензине, дизеле или газе, а на их смеси с воздухом. Причём именно воздуха, который ничего не стоит (в отличие от топлива, за которое регулярно оставляем кругленькую сумму на АЗС), требуется во много раз больше. Вот только помимо притока чистого воздуха и вывода отработанных газов через выхлопную трубу при работе ДВС образуются паразитные газы.

Сапун – это ни что иное как дыхательный клапан, постоянно сбрасывающий избыточное давление, образующееся внутри двигателя при работе. Необходимость, нужность этой простой, сравнительно недорогой детали, сложно переоценить.

Немецкие силы при битве за гору

С учетом советской настойчивости во время штурма немцы начали заранее готовиться к тому, что пощады им не будет. Абсолютно все базы гитлеровцев в Крыму изолировали солдаты Советского Союза, тем самым перекрыв любую возможность прихода помощи фашистским частям. Но немцы были упорны в своем отстаивании позиций. Они верили Гитлеру и его словам, согласно которым потеря Крыма означала бы потерю сил союзных Балканских государств.

Командиры, возглавлявшие подразделения, попавшие в изоляцию, прекрасно понимали, что выйти победителями у них не получится, поэтому продолжали бессмысленное сдерживание советского наступления. Враг обладал тройной линией защиты с окопами, укреплениями в виде землянок и железобетонных конструкций, долговременными огневыми точками и минными полями вокруг Севастополя и Сапун-горы. Как добраться до захватчиков с такими разведданными? Сложная задача. В итоге штурм проходил в очень тяжелых условиях, и готовиться к нему начали за несколько месяцев до начала.

Где устанавливается сапун

Сапуны на автомобиле устанавливаются:

  • в самом двигателе;
  • в устройстве КПП;
  • в конструкции переднего и заднего моста;

Отметим, что функции данных устройств практически одинаковые независимо от места установки. Следует добавить, что клапан также имеет дополнительный фильтр, который не позволяет механическим частицам, грязи и влаге проникать в двигатель вместе с наружным воздухом.

Так что для истощения масла требуется много времени, — говорит она. Иногда технология ветра должна удалять от коробки передач от 100 до 120 мл масла для лабораторного анализа. Отчет вернется с разнообразной информацией, одна из которых представляет собой количество частиц в масле. Сопроводительная таблица количественно определяет каждое значение. Например, 22 означает, что образец масла удерживается от 2 до 4 миллионов частиц более 4 мкм в поперечнике. Полный отчет об анализе также описывает химикаты в образце масла.

Сапун в двигателе

Компании могут запрашивать определенный уровень чистоты при поставке нового масла. При смене фильтров, говорит Сантос, вам не понадобится большой ключ для завершения работы. «Просто подтяните крышку корпуса фильтра до тех пор, пока она не станет плотной, а затем вернется на 1/4 оборота», добавляет она. Но есть тенденция как можно больше затянуть крышку корпуса фильтра, что может повредить уплотнительное кольцо.

Если сказать иначе, сапун позволяет «дышать» тем узлам, из которых нельзя допустить вытекания рабочей жидкости, а также попадания воды и грязи снаружи. Во время работы ДВС в картере нагревается, что приводит к его расширению. Также расширяется имеющийся в картере воздух и создается давление. Если это давление не сбросить, тогда масло начнет выдавливать через уплотнители, сальники и прокладки двигателя. Это утверждение справедливо и по отношению к другим узлам автомобиля (мосты, раздатка, КПП).

Вода может быть проблемой и может быть удалена с помощью временных автономных фильтров. Сантос также предупреждает, что в тормозных и гидравлических системах, которые часто пропускаются, есть небольшие фильтры и передышки. Материал меняет цвет, чтобы сказать, что он нуждается в изменении.

Не стоит недооценивать важность дыхательных аппаратов. Возьмите подходящий образец масла от 50 до 100 мл

Используйте лаборатории анализа нефти с использованием энергии ветра и убедитесь, что они знают, что образец поступает из ветряной турбины. В противном случае они относятся к нему по-разному.

После остановки двигателя и прекращения работы других узлов, а также при попадании в воду (актуально для внедорожников) происходит охлаждение. При охлаждении давление в емкости падает, снова возникает разница давлений и наружный воздух пытается прорваться внутрь через прокладки и т.д. Для противодействия указанным явлениям и безопасному выравниванию давления на двигатель, КПП и т.п. устанавливаются сапуны. Получается, клапан предотвращает попадание воды и грязи внутрь силовых узлов при падении давления, а также не позволяет выдавить прокладки и вытечь рабочей жидкости (смазочному материалу) при возникновении избытков давления.

Когда лаборатория вернет отчет, примите меры, руководствуясь условием масла. Поддержание правильного уровня масла в коробке передач и гидравлическом блоке питания. Соблюдайте надлежащие процедуры смены фильтра. По мере того, как поршни поднимаются и опускаются, воздух внутри корпуса также расширяется и сжимается. Если дыхательный аппарат не функционирует должным образом, масло почти наверняка будет вытекать из трещин и трещин. В первую очередь это будет шкала времени, поскольку она, кажется, страдает больше всего.

Это может привести к плохому уплотнению основных уплотнений и возможному протечке вокруг первичной цепочки, где он крепится к корпусу привода. Помимо множества других факторов чрезмерное потребление масла может быть вызвано препятствием в трубе воздуходувки картера. Завод отмечает, что это можно проверить, отсоединив конец картера трубы и продув.

Диорама

Круглое здание Диорамы действительно впечатляет посетителей. Построили его в честь годовщины освобождения города и горы от фрицев. На первом этаже основали музей, а на втором разместили громадное полотно: гигантская панорамная картина рассказывает о подвигах, свершившихся по воле освободителей. С левой стороны можно увидеть комсорга батальона Комиссарова, он ранен, держит в вытянутой руке пистолет, но не боится выйти к бойцам вместо убитого командира и поднять их на штурм.

Справа, рядом с пулеметом, нарисован Кульма Москаленко, подавивший 7 мая обстрел из четырех фашистских пулеметов. Он первый вышел на вершину горы. Около его ног, в воронке, оставшейся после разрыва снаряда, засел снайпер Морятов, убивший более двадцати немцев во время штурмовой операции.

Кроме того, на фронте воевало много женщин, которые работали медсестрами или связистками. На полотне есть образ Жени Дерюгиной, вынесшей с поля боя более восьмидесяти советских бойцов и погибшей под пулями неприятеля.

Здесь же и Дадаш Бабажанов — советский воин узбекского происхождения. На картине он изображен рядом со своим другом — моряком Семеном, который умирает после смертельного ранения, а Дадаш дает ему клятву отомстить за его жизнь. Узбекский красноармеец собственноручно убил семнадцать гитлеровских солдат.

В центре полотна изображен лейтенант Михаил Головня с группой бойцов на разваленном немецком доте. Вместе с ними дорогу к вершине горы помогает зачищать разведчик Гунько с помощью мелкого пулеметного огня. Справа на переднем плане изображен сапер Федор Скорятин, который ценой своей жизни открыл подход к фашистскому блиндажу.

Лейтенант Сахаров и его сослуживцы стремятся захватить блиндаж и совсем не видят, что в укрытии сидит враг и целится в их группу. На помощь приходит Ашот Маркарян, закрывающий на полотне командира своим телом. Рядом с этой сценой рядовой Поликахин кидает гранату внутрь блиндажа и несмотря на то, что из его головы сочится кровь, продолжает сражаться за родину.

Впереди атакующих солдат советской армии прорываются в центральную часть горы знаменосцы с алым флагом Советского Союза. Если вглядеться в глубину полотна, то можно увидеть огнеметчика Дзигунского, закрывающего собой брешь во вражеский дот. Рассматривать картину нужно очень внимательно. Она прорисована со всеми деталями, и, взглянув в лица участников битвы, можно в буквальном смысле ощутить себя в гуще событий.

С обзорной площадки, расположенной на балконе, открывается чудесный вид на живописный ландшафт и места, где разворачивалась битва.

Около Диорамы разбит мемориальный парк, на центральной Стелле которого высечено 240 имен тех, кто первый достиг вершины и полег в бою в первые минуты. Экспонаты мемориального комплекса были выставлены на Сапун-горе еще в 1944 году, сразу после освобождения города-героя.

Большое внимание уделяется выставке военной техники тех лет. Здесь можно посмотреть на «Катюш», старые советские автомобили, торпеды, работавшие на газе и пару, различные виды танков, мины, торпедные катера и другие орудия

Однако кроме советских машин в парке стоят и немецкие трофеи, сохранившие свою первоначальную окраску. Музей под открытым небом абсолютно бесплатен для посетителей. В 1995 году на территории появилась церковь имени Георгия Победоносца. Время работы Диорамы: с 9-00 до 17-00, по понедельникам — санитарный день.

Как добраться?

Теперь остался самый главный вопрос: как доехать? Сапун-гора вкупе с мемориальным комплексом базируется в 6 км от города-героя Севастополя и в 75 км от курортного города Ялты. Рядом с горой стелется дорога, относящаяся к Ялтинской трассе, поэтому сложности при передвижении на автомобиле возникнуть не должно. Выше уже были указаны точные данные для GPS-навигатора, но не стоит расстраиваться, если четырехколесного друга нет, так как до горы можно добраться и на автобусах.

Самым популярным «самоходным» вариантом является рейсовый автобус, курсирующий между Ялтой и Севастополем. Если выезжать из Севастополя, то необходимо добраться до городского автовокзала, находящегося по адресу: улица Привокзальная, 1. Они ходят через каждые 20-30 минут, поэтому долго ждать отправления не придется. Первый автобус уходит в 06:00, а последний в 22:00. Стоимость проезда составит около 20 рублей.

Можно выбрать и городской севастопольский транспорт, отправившись на маршрутке №71 или на автобусе №107. Выходить надо на остановке «Малахов курган». Отправляются маршруты с пл. Нахимова. Стоимость проезда обойдется не более 12-15 рублей, а интервал ожидания составит около 10 минут максимум.

Состоятельные путешественники выбирают один из самых простых способов передвижения — такси. Оно обойдется путешественникам рублей в 500, зато дорога будет комфортной.

Для тех, кто с современной техникой на «вы», для тех, кто «чайник» в использовании интернет-карт, вот правильные ориентиры движения:

  • Двигаться нужно по направлению к севастопольскому автовокзалу, по пути свернув на улицу Ревякина.
  • Выехать на Ялтинскую трассу и двигаться, никуда не сворачивая, 7 км.
  • Далее, на протяжении 3 км, будут появляться указатели с надписью «Сапун-гора».
  • Рядом с комплексом есть парковка-карман.

Теперь необходимо рассмотреть маршрут движения из Ялты. Здесь дорога займет от 1,5 часов. Для того чтобы отправиться в путь на автобусе, необходимо добраться до городского автовокзала, расположенного на улице Маяковского, 8. Автобус нужно выбрать рейсовый, следующий до Севастополя, и выйти на необходимой точке. Автобусы отправляются в 6:00 и заканчивают работу в 22:00. Стоимость проезда около 100 рублей. Городские автобусы из Ялты не ходят до Сапун-горы.

Для тех, кто путешествует на личном автотранспорте, ориентиры следующие:

  • Выехать на улицу Кирова, ехать по направлению Южнобережного шоссе, далее повернуть направо.
  • Доехать до Ялтинского шоссе, а на кольце держаться правой стороны.
  • По указателям добраться до горы и преодолеть все те же 3 км, чтобы попасть до места назначения.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Ранее сапун представлял собой обычный штуцер с одетым на него шлангом, отведенным вниз. Такая конструкция обеспечивала отвод картерных газов в атмосферу. Чтобы исключить выброс масла, перед сапуном устанавливался маслоотделитель. Этот элемент изменял траектории движения газов, при этом масло благодаря инерции оседало на стенках маслоотделителя и стекало в поддон.

Система вентиляции картера ВАЗ 2111: 1. Картер двигателя. 2. Сапун. 3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки. 4. Маслоотделитель под клапанной крышкой. 5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки. 6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки. 7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе.

В современных авто, для повышения экологичности, используется целая система отвода этих газов. Благодаря ей они выводятся не в атмосферу, а подаются в цилиндры, где и сгорают.

Эта система включает в себя:

  1. Сапун.
  2. Маслоотделители.
  3. Патрубки.

Примечательно, что в системе отвода картерных газов используется несколько маслоотделителей – лабиринтный, центробежный, сеточный.

Размещается сапун в самых разных местах нижней части блока двигателя. Он может быть как отдельным элементом, так и выступать в качестве корпуса для щупа.

Сапун – элемент очень простой по конструкции, но от него зависит работоспособность мотора. Если его заглушить, то уже через несколько минут возросшее давление выдавит масло. Если масло выйдет через щуп, тогда достаточно лишь восстановить уровень смазочного материала и вытереть подкапотное пространство. Но если масло продавливает сальники коленчатого вала, то без их замены не обойтись.

В сапуне нет никаких подвижных частей, поэтому ломаться в нем нечему. Но обслуживания он все же требует. Маслоотделитель не способен уловить все масло и масляные частицы в газах остаются. Часть их оседает на внутренних стенках сапуна вместе с сажей и загрязняющими элементами. Постепенно диаметр трубок уменьшается, что ухудшает вентиляцию картера. В зимнее время к грязи на стенках добавляется замерзшая вода.

На некоторых авто система вентиляции картера предусматривает подачу газа в крышку клапанов, где они дополнительно проходят через маслоуловительную сетку перед тем, как поступят в цилиндры. Соты этой сетки также закупориваются грязью, поэтому пропускная способность снижается. «Выливается» это в продавливание сальников распределительного вала.

Ремонт и обслуживание сапуна

Из-за незначительной стоимости, а также простоты снятия/установки, почти всегда ремонт сапуна сводится к его замене. Но это даже забывчивым автовладельцам, проводящим его обслуживание от раза к разу, не понадобится, так как там просто нечему ломаться.

Всё его обслуживание сводится к своевременной чистке. Снаружи достаточно протереть ветошью, а если загрязнения давние, то придётся воспользоваться ножом, отвёрткой или скребком.

Чистка изнутри несколько сложнее, но всё равно очень простая. Сапун необходимо снять (он может быть на болтах или жёстко посажен «в натяг») и примитивным шомполом, сделать который можно из куска проволоки, прочистить. Аналогично поступаем с маслоуловительной сеткой: в редких случаях, когда она сильно забита, механической чистки будет недостаточно. И тогда её нужно прожечь, налив совсем немного бензина, или замочить в агрессивной химии на несколько часов.

Сборка, как это вполне предсказуемо, в обратном порядке. Поэтому весь процесс не займёт много времени и не потребует наличия специальных инструментов или навыков.

При этом делать это лучше всего при сезонной замене масла или прохождении очередного ТО. На большинстве автомобилей со средним пробегом проводить эту нехитрую операцию достаточно два раза в год. Но именно сапун мотора подтверждает непреложную истину: в автомобиле, особенно современном, нет мелочей.

Для функционирования двигателя автомобиля должно соблюдаться ряд условий, среди которых и нормальное давление в картере. И обеспечивает это система отвода картерных газов, одним из основных элементов которой является сапун.

Штурм Севастополя

Севастополь и Сапун-гора были известны не только в XIX веке, но и в период Великой Отечественной войны. После 25-дневной фашистской осады в 1942 году город был взят немецкими оккупантами. Несмотря на то что достаточно большое количество немцев полегло в месте, где находится Сапун-гора, красноармейцы вынуждены были отступить к Херсонесу из-за стратегически сложного для них расположения фашистских подразделений. Отступление было сделано не зря.

Через два года советские воины вновь предприняли попытку освободить Севастополь. Сапун-гора стала укрепленным защитным рубежом для немцев. Захватчики возвели линию обороны в три ряда, и подобраться к ней было практически не возможно. По фото Сапун-горы можно понять, что она расположена в благоприятном месте для отстрела противника и возвышается над всеми близлежащими территориями города, поэтому просто обойти и напасть на немцев не представлялось возможным.

Освобождение Крыма зависело от сражения на горе, в итоге события сложились следующим образом:

  • В 1943 году Советский Союз занял стратегически важную позицию над фашистами.
  • В марте 1944 года красноармейцы смогли прорваться через некоторые участки немецкой обороны города.
  • 7 мая 1944 года советская армия уже штурмовала местность, где Сапун-гора имела наиболее укрепленные позиции.
  • 9 мая 1944 года произошло окончательное освобождение севастопольских земель.

Полезные советы

Как правило, следует выполнять проверку всех имеющихся сапунов на конкретном автомобиле (сапун двигателя, сапун коробки передач, сапун моста и т.д.). Дело в том, что через сапун в процессе его работы могут выдавливаться частицы масла, что приводит к активному загрязнению.

На практике, сапуны нуждаются в демонтаже и очистке от грязи и остатков масла. В том случае, если чистка не дает результатов (в случае, когда масло «давит» из коробки, мотора или моста именно по причине неисправного сапуна), устройство нужно полностью менять.

Также перед чисткой нужно знать, как снять сапун. На многих авто достаточно снять резиновый колпачок сверху, после чего выполнить прочистку клапана. Еще на некоторых моделях может не быть резинового колпачка сапуна, причем сапун находится в крышке 5 передачи. В этом случае очистку также проводят подручными средствами.

Еще добавим, что перед снятием сапуна для чистки или его заменой следует тщательно очистить посадочное место от грязи (чтобы устройство повторно не загрязнилось или новый сапун не вышел из строя через небольшой промежуток времени).

Параллельно добавим, что отдельного внимания заслуживает сапун картера заднего моста (на многих авто установлен в верхней части на картере заднего моста, ближе к правой стороне). Данный клапан подвержен активному загрязнению. Если сапун загрязняется или перестает работать по другим причинам, из моста течет масло по причине увеличенного давления.

В данном случае следует начать с чистки. После очистки рекомендуется проехать 20-30 км. Если течь продолжается, причем нет других явных причин, сапун заднего моста требуется заменить. В случае, когда потеки масла все равно появляются, следует искать неисправность, не связанную с сапуном.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации