Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Как завести машину, если сел аккумулятор

Принцип работы УПП

Силовая часть устройства плавного пуска состоит из силовых тиристоров, включенных встречно-параллельно и обходных контакторов. Изменение напряжения достигается регулировкой проводимости полупроводниковых устройств путем подачи отпирающих импульсов на управляющие контакты. Б.

В состав УПП также входит:

  • Генератор управляющих импульсов. Этот блок вырабатывает сигналы, изменяющие угол проводимости полупроводниковых устройств при пуске и остановки электродвигателя.
  • Управляющее устройство на базе контроллера или микропроцессора. Его основные функции – подача команд на генератор импульсов, обеспечение связи с другими устройствами, прием сигналов от датчиков, обеспечение защитного отключения электрической машины при аварийных и ненормальных режимах работы.

Старт электрической машины осуществляется на напряжении, составляющем 30-60% от номинального. При этом происходит плавное зацепление шестеренок передаточного механизма, постепенное натяжение ремней привода. Далее управляющий блок постепенно увеличивает проводимость тиристоров до полного разгона электродвигателя. При достижении номинальной частоты вращения вала, замыкаются контакты шунтирующих коммутационных устройств. Ток начинает течь в обход тиристоров. Это необходимо для снижения нагрева полупроводниковых устройств, увеличения срока службы УПП, снижения энергопотребления.

При остановке электродвигателя, контактор включает в цепь тиристоры. С генератора импульсов поступают сигналы, плавно уменьшающие проводимость тиристоров до остановки электрической машины.

Функциональные особенности устройства

В случае если вы решили приобрести зарядное устройство, лучшим вариантом станет прибор, который содержит показатель индикатора батарей.

  • прибор должен иметь встроенную защиту от разрядки ноль, поскольку такое устройство будет служить намного дольше;
  • возможность дальнейшей зарядки;
  • мощность приобретаемого устройства должна быть соответственной.

Во избежание неприятностей приобретайте оборудование в специализированных магазинах, которые смогут предоставить соответствующую документацию о качестве и безопасности товара. Только таким способом вы сможете обезопасить себя и свой транспорт.

Как использовать устройство?

Хитрости по использованию:

  1. Процесс эксплуатации устройства для запуска двигателя при севшем аккумуляторе предусматривает накидывание «крокодильчиков» на севшую АКБ, в результате чего будет появляться электрический ток. Правила пользования устройствами у каждого производителя разные. Поэтому перед его использованием необходимо тщательно ознакомиться с инструкцией, и только после этого принимать меры.
  2. Запуск двигателя пусковым устройством не должен навредить АКБ. Разовое воздействие на батарею не должно превышать десяти секунд.
  3. Зарядка работает только от электросети. Поэтому, если неприятность случится в дороге, может помочь только прикуриватель.
  4. При эксплуатации бустера противопоказано оставлять устройство в холоде на длительное время.

Достоинства и недостатки мобильных пусковых устройств

Сначала стоит сказать о минусах бустеров, так как их совсем немного. Один из недостатков – габариты. Это свойственно в основном для изделий бюджетной ценовой категории. Зачастую для устройства может и не оказаться места в машине. Второй недостаток – стоимость. Многофункциональные и мощные бустеры стоят недёшево. Что же стоит отметить из плюсов? Это:

  • возможность быстрого запуска авто в полевых условиях;
  • широкий выбор моделей под любой карман;
  • возможность подзарядки гаджетов;
  • практически неограниченное число пусков при условии своевременной зарядки устройства.

Подводя итог, можно сказать, что покупка бустера будет желательной, если автовладелец совершает частые длительные поездки. Также «пускач» пригодится (особенно в морозы), если у вас нет гаража и машина стоит на улице. В иных случаях, возможно, целесообразнее иметь пуско-зарядное устройство стационарного типа.

Причины севшего аккумулятора

Их может быть несколько:

  1. Истечение срока службы АКБ;
  2. Поломка батареи;
  3. Несвоевременная подзарядка аккумулятора;
  4. Неправильная эксплуатация, частая подзарядка.

Как его завести? Что делать, если аккумулятор автомобильный сел на середине пути? Эти вопросы волнуют многих. Большинство батареей теряют свой заряд в холодную пору. Этому способствует резкое изменение температурных условий. Студеная пора на пользу устройству не идет. Особенно это касается машин, которые длительное время находятся на улице

Также немаловажное значение для эксплуатации в холодное время года имеет нагрузка

Что такое пуско-зарядное устройство

Пуско-зарядное устройство (ПЗУ) помогает севшей аккумуляторной батарее запустить двигатель или полностью заменяет ее. Другое название устройства “Бустер” (от англ. booster), что означает какое-либо вспомогательное или усиливающее устройство.


Пуско-зарядное устройство

Надо сказать, что сама идея пуско-зарядных устройств совсем неновая. Старые ПЗУ при желании можно было собрать и своими руками. Но это были громоздкие и тяжелые аппараты. Постоянно возить его с собой было крайне неудобно или просто невозможно.

Все изменилось с появлением литий-ионных батарей. Батареи, выполненные по этой технологии, используются в современных смартфонах и другой цифровой технике. Можно сказать, что с их появлением произошла революция в аккумуляторной сфере. Следующим этапом в развитии данной технологии стало появление усовершенствованных литий-полимерных (Li-pol, Li-polimer, LIP) и литий-железо-фосфатных батарей (LiFePO4, LFP).

В бустерах часто применяются силовые литий-полимерные батареи. «Силовыми» они называются из-за того, что способны отдавать большой ток, в несколько раз превышающий значение собственной емкости.

Также для бустеров применяются литий-железо-фосфатные аккумуляторы. Главным отличием таких батарей является устойчивое и постоянное напряжение на выходе в 3-3,3В. Соединив несколько элементов, можно получить нужное напряжение для автомобильной сети в 12В. В качестве катода используется LiFePO4.

Что литий-полимерная, что литий-железо-фосфатная батареи имеют компактный размер. Толщина пластины может быть около миллиметра. За счет использования полимеров и других веществ в батарее нет жидкости, может принимать практически любую геометрическую форму. Но есть и свои недостатки, которые рассмотрим позже.

Технические характеристики:

  • Модель: V5 Car Jump Starter
  • Тип аккумулятора: Li-Pol (3S 11,1В)
  • Емкость: 21000mah
  • Стартовый ток/пиковый ток: 400А/750А
  • Входной разъем: DC Port 3,5мм (от сетевого адаптера или автоприкуривателя)
  • Выходные разъемы: силовой EC5 12В (крокодилы) / 2 USB порта – 5В/2,1A (3А максимум на два порта) / DC Port 5мм (12В/2А, 16В/3,5А, 19В/3,5А)
  • Время заряда: 5 часов
  • Индикация емкости: цифровая в процентах
  • Дополнительные функции: аварийная сигнализация портативный фонарь (1W, свечение и строб)
  • Размеры пускового устройства: 175х85х35 мм
  • Вес пускового устройства: 585 грамм

Как определить севший аккумулятор

Поскольку современный автомобиль представляет собой весьма сложное устройство с большим количеством взаимосвязанных узлов и механизмов, практически каждая поломка может свидетельствовать о неработоспособности множества компонентов. Точно так же обстоят дела и с автомобильным аккумулятором. Если вам не удалось завести машину, причины могут быть разные, и далеко не всегда – очевидные.

Конечно, «умершая» АКБ – первое, что приходит на ум, и в большинстве случаев так оно и есть. Если водитель достаточно опытен и внимателен, то он загодя может определить, что в машине сел аккумулятор – он нечасто выходит из строя внезапно. Существует целый перечень признаков, на основании которых можно гарантированно утверждать, что виновником проблем с запуском мотора является именно батарея. Главное – научиться распознавать эти симптомы, что позволит избежать попадания в неприятные ситуации, вовремя подзарядить аккумулятор или приобрести новый, если он не подлежит реанимации.

Перечислим наиболее важные признаки того, что в машине сел аккумулятор:

  • сигнализация начала работать не так, как всегда, с пропусками и прерываниями;
  • после нажатия клавиши на пульте удалённого контроля автомобиль реагирует с большим опозданием;
  • участились случаи заедания ЦЗ и проблем с открыванием дверей автомашины;
  • автомагнитола самопроизвольно выключается вскоре после того, как заглушен мотор;
  • на работающем двигателе освещение в салоне и лампочки на приборной панели горят намного тусклее;
  • при включении фар они не дают ожидаемой яркости;
  • во время пуска силового агрегата после первого оборота стартера наступает короткая пауза, после которой стартер крутит коленвал как обычно, но мотор запускается дольше, чем всегда;
  • если после запуска холодного двигателя холостые обороты на короткий промежуток времени начинают «плавать».

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что автоаккумулятор заряжается не полностью. Если подобное случается после длительных поездок или полной подзарядки АКБ от сети – наверняка он находится в состоянии, требующем незамедлительной диагностики.

Если игнорировать эти признаки севшего аккумулятора автомобиля, может «слететь» прошивка, или бортовой компьютер начнёт «чудить» в самый неподходящий момент. Ну, а худший вариант – это полный отказ АКБ. В этом случае попытка завести мотор будет сопровождаться только щелчками пускового реле.

Отдельные модели (как правило, спортивные), оснащаются вольтметром, показывающим уровень текущего напряжения в бортовой электросети ТС. При проблемах с автоаккумулятором стрелка прибора упрётся в красную зону. В продаже можно встретить и АКБ, оснащённые встроенным индикатором уровня заряда, который сам предупредит водителя о проблемах с зарядом.

Силовые разъемы и провода:

Комплектные силовые провода с крокодилами среднего качества, уровень исполнения на твердую троечку: Силовой разъем – модельный EC5, с защитой от неправильного включения, без проблем держит ток в 120А:

Пружина у крокодилов довольно жесткая, присутствуют пластиковые борта для защиты от случайного короткого замыкания, т. к. силовой разъем всегда под напряжением. Контакт силовых проводов и крокодилов не пропаян, а просто прожат с одной из контактных пластин, вторая пластина в электрике не участвует:

Сечение силовых проводов совсем небольшое, для больших токов совсем не годится. На проводах присутствует маркировка 10AWG:

Глянув в таблицы пересчета «Американского калибра проводов» (AWG) в понятную метрическую систему, можно сделать вывод о том, что аналогом является сечение жилы 5,26мм2 при диаметре жилы 2,6мм:

Где-то, так оно и есть, хотя чисто визуально немного больше. При разборке защитного модуля можно обнаружить 4 силовых диода Шоттки 42CTQ030S, рассчитанные на ток 40А каждый:

Кому интересно, то вот datasheet на диоды:

Они предназначены для защиты аккумулятора пускового устройство от заряда от бортового аккумулятора автомобиля и генератора, т. к. максимум для них 12,6В с балансировкой на банки, а генератор выдает в среднем около 14,4В. Главное требование к диодам – выдержать пусковой ток.

Возможные проблемы, из-за которых происходит разряд

Самые последние модели батарей не желательно доводить до сильной разрядки — это существенно снижает эффективность их работы. Чтобы прибегать к ремонту источника питания как можно реже, надо следить за значением индикатора батареи, находящимся на панели приборов.


Узнать причины разряда батареи можно с помощью соответствующих приборов.

Разрядка аккумулятора возможна по следующим причинам:

  • установка оборудования, несовместимого с определенными моделями генераторов (в этом случае энергия АКБ тратится на приборы постоянно, даже во время движения транспорта);
  • оставленное работать до утра оборудование – очень сильно садит аккумулятор за ночь;
  • множество одновременно работающих приборов, требующих электрическую энергию (кондиционеры, обогреватели стекол, а также зеркал, подогревы сидений, вентиляторы и подключаемые к прикуривателю устройства);
  • вышедшие из строя щетки генератора или диодный мост;
  • не выключенные приборы наружного освещения (фары, габаритные огни), работающие после «заглушки» двигателя;
  • всю ночь проработавшая мультимедиа система;
  • проблемы в работе датчиков (в том числе и установленных в генераторе).

Если вы тщательно проверили весь автомобиль и не обнаружили подобных факторов – скорее всего, проблема в самой аккумуляторной батарее. Например, при сульфатации электродов снижается емкость, что и приводит к изменениям в выдаваемом напряжении.

Проверьте АКБ, замерьте уровень электролита и его плотность, чтобы исключить возможные проблемы.

Еще одна причина того, что аккумулятор разряжается – неисправность в системе проводки. Тут может быть несколько вариантов: периодическое короткое замыкание, окисление контактов, разрыв цепи. В таких ситуациях аккумулятор автомобиля будет разряжаться буквально за ночь, во время стоянки.

Если у вас старый автомобиль, который активно эксплуатируется – скорее всего причина именно в этом. Обратитесь к автоэлектрику для проверки всей проводки.

Неисправность стартера

Многие водители, особенно владельцы моделей ВАЗ или LADA интересуются, может ли стартер разряжать АКБ? Да, наряду с многими причинами, вызывающими проблему, источником неприятностей может быть именно эта деталь. Дело в том, что втулки стартера со временем изнашиваются, якорь задевает обмотку, из-за чего вращение становится очень медленным. В результате деталь берет на себя больше заряда, чем предусмотрено производителем, что и приводит к быстрой разрядке.

Проверить, является ли стартер виновником несчастья, можно двумя способами. Первый – замерить выдаваемое напряжение – в норме 16 В. Если значение меньше, то это означает, что стартер разряжает аккумуляторную батарею. Если показания больше – на АКБ подается чрезмерно высокое напряжение, постепенно это приведет к осыпанию электродов.


Почему садится аккумулятор на машине за ночь — поиск возможных причин и их быстрое устранение.

Второй способ – переставить аккумуляторную батарею на другой автомобиль с заведомо исправным стартером. Нормальный запуск двигателя будет служить сигналом того, что проблема именно в стартере, а АКБ работает исправно.

Стартер потребляет очень много энергии во время запуска двигателя. Поэтому, к возникновению в нем поломок следует относиться очень внимательно.

Неисправность генератора

Генератор имеет непосредственное отношение к электрической цепи автомобиля. В случае неправильной эксплуатации или при неисправностях, он может достаточно быстро разрядить аккумуляторную батарею. Правда в этом случае речь не идет о косвенном влиянии на АКБ.

Если в генераторе сотрутся щетки или выйдет из строя диодный мост – выдаваемое им напряжение будет понижено. В результате потери заряда в АКБ не будут восполняться, и она быстро сядет. Ослабленный ремень генератора также может привести к описываемой проблеме.

Если быстро садится аккумулятор на вашей машине – проверьте, натянут ремень или нет.

Как завести машину, если сел аккумулятор

Завести авто, если сел (разрядился) автомобильный аккумулятор, можно многими способами. Однако не каждый из описанных далее методов подходит для автоматической трансмиссии, и не каждый может быть доступен в данную минуту. Больше всего шансов имеют машины с передним приводом и механической коробкой передач. Итак, что делать в ситуации, когда обычным поворотом ключа в замке зажигания оживить двигатель не удаётся:

  1. Прикуривание от другого авто. В этом случае используется энергия исправной батареи с другого транспортного средства. Вторая машина подъезжает к первой вплотную, но необходимо иметь комплект проводов с «крокодилами». Исправное авто необходимо заглушить. Красный провод подключается к «плюсу» автомобиля-донора, затем к плюсовой клемме неисправного авто. Чёрный провод соединяют с массой первой машины, а только потом с массой донора. Можно завести двигатель, а затем отключить провода, придерживаясь строго обратной последовательности.
  2. Ещё одним популярным методом является запуск с толкача. Для этого придётся привлечь ещё один автомобиль, а также буксировочный трос. Но этот способ подходит лишь для механических КПП. Обе машины соединяются тросом. Запуск двигателя происходит на 3-й передаче, после того как удастся разогнаться до 20 км/час. По этой аналогии можно завести севший автомобиль, если его разгонят несколько человек вручную.
  3. Применение пуско-зарядного устройства. Некоторые из таких приборов требуют электросети, а другие могут быть автономными. Достаточно подключить провода с клеммами АКБ и включить зажигание. ПЗУ осуществляет запуск, заменяя собой батарею.
  4. Быстрый запуск при помощи бустера. По своей сути, это запасной аккумулятор, который тоже должен быть заряженным. Он не поможет во всех случаях абсолютно, хотя и выдаёт высокий ток, но непродолжительное время. Бустера может оказаться недостаточно для дизельных агрегатов или с большим объёмом. Его крокодилы бросают на клеммы и включают зажигание, а после стартер.
  5. Запуск так называемым «кривым стартером». Это не что иное, как пусковая рукоятка, которую часто используют водители спецтехники. Для этого в бампере должно быть отверстие, в который вставляется один конец рукояти. Другим водитель проворачивает коленвал при включенном зажигании. Однако в современных автомобилях производители давно не предусматривают отверстий в бампере, поэтому этот способ используется лишь на старых машинах.
  6. Запуск быстрым зарядом подойдёт для транспортных средств с различной трансмиссией. Суть метода заключается в использовании пары одножильных проводов. В отличие от распространённого прикуривания тут не потребуется машина-донор. Такого эффекта хватает на 10 минут, и заряда будет ровно столько, чтобы запустить двигатель. Однако полностью восстановить ёмкость АКБ можно будет после долгого катания на повышенных оборотах.
  7. Запуск с использованием стропы. Для него потребуются домкрат и несколько метров очень прочной верёвки, которую называют стропой. Поднимаем домкратом любое из ведущих колёс и вывешиваем его. Наматываем на него нашу верёвку, включаем зажигание и прямую передачу. Резко дёрнув за стропу, раскручиваем ведущее колесо. После этого нужно быстро перевести рычаг КПП в нейтральное положение, чтобы машина не заглохла от отсутствия оборотов.
  8. С помощью алкоголя. Самый оригинальный и нетрадиционный способ, о котором слышали лишь единицы. Однако его можно использовать только для разборных, обслуживаемых батарей. В качестве алкоголя берётся сухое вино с минимальным содержанием сахара. В каждый из блоков АКБ нужно залить буквально по 30 мг. В ходе возникающей реакции сопротивление снизится, а напряжение повысится. Считается, что после этого появляется шанс запуска мотора, но сам аккумулятор больше работать не станет.

Для того чтобы не сталкиваться с полностью разряженной АКБ, необходимо контролировать её состояние и процесс эксплуатации автомобиля. По этой причине следует избегать коротких поездок с частым многократным запуском силового агрегата. Не нужно допускать частого полного разряда аккумулятора, а также хранить его в этом состоянии. В случае ослабления ремня генератора необходимо произвести его замену. Точно так же нужно контролировать состояние клемм и контактов, не допуская их сильного окисления. С наступлением морозов и если авто не эксплуатируется какое-то время, следует снять батарею и отнести её на хранение в тёплое место.

Прикурить от аккумулятора другого автомобиля

Самый простой и распространенный способ, который позволит завести машину с севшим аккумулятором, это воспользоваться энергией чужого источника питания. В народе говорят – «Попросить прикурить у другого автомобиля». Данный способ довольно простой, но он имеет ряд ограничений:

Необходимо обзавестись прикуривателем. Под определением «Прикуриватель» скрываются провода для запуска двигателя

При их покупке обратите внимание на несколько параметров: длина проводов (рассчитывайте на среднее расстояние между аккумуляторами автомобилей – около 2 метров), сила тока (не менее 200 Ампер), площадь сечения (выбирайте больше 15 квадратных миллиметров, иначе провода перегорят).

Требуется найти автомобиль с исправным аккумулятором. Внимание: Если ваш аккумулятор имеет напряжение 12 Вольт, то напряжение аккумулятора «донора» должно быть равным по данному показателю.

Отыскав водителя, который желает вам помочь, и обзаведясь прикуривателем, следует соединить два аккумулятора между собою при помощи проводов

Внимание: При соединении соблюдайте полярность, иначе велик риск не только «добить» аккумулятор, но и повредить электропроводку автомобиля

Как прикурить от аккумулятора другого автомобиля:

  1. Ставим машины близко друг к другу (чтобы прикуриватель дотягивался от одной аккумуляторной батареи до другой);
  2. Выключаем двигатель исправного автомобиля, а также все потребители, и открываем капоты;
  3. Берем красный провод прикуривателя (плюсовой) и цепляем его на плюс неисправного аккумулятора, а после на плюс заряженного аккумулятора;
  4. Берем зеленый (или черный) провод прикуривателя (минусовой) и цепляем его за минусовой выход исправного аккумулятора. Второй конец провода подключаем на массу автомобиля, которому требуется подзарядка. В качестве массы подойдет любая неокрашенная деталь автомобиля, но проследите, чтобы провода не попадали в движущиеся элементы двигателя;
  5. Заводим автомобиль с исправным аккумулятором и заставляем его поработать на средних оборотах 5-10 минут (за это время пустой аккумулятор немного зарядится);
  6. После этого глушим двигатель автомобиля с исправным аккумулятором и стараемся завести автомобиль, которому требовалась зарядка;
  7. Если двигатель завести удалось, то оставляем автомобили еще на 5-10 минут (за это время генератор немного зарядит аккумулятор);
  8. После этого глушим автомобиль и снимаем провода;
  9. Теперь пробуем завести автомобиль и надеемся, что заряда аккумулятора хватит для пуска двигателя.

Более наглядно узнать о процессе прикуривания автомобиля вы можете из видео-инструкции от компании Bosch:

Что означают эти цифры?

Впрочем, добавляет специалист, если АКБ уже успели довести до полной разрядки, ей уже не получится чем-либо помочь. Свинцово-кислотная автомобильная батарея может стать химически несбалансированной, что будет препятствовать процессу полноценного заряда. Иными словами, аккумулятор попросту придет в негодность.

Также мы должны упомянуть, что зарядка за четыре часа до 100% – это не жесткое правило. Здесь играют роль много факторов, включая то, насколько разряжена батарея, сколько ампер выдает ваш генератор, на каких оборотах работает двигатель вашего автомобиля на холостом ходу, и так далее, вплоть до утечек тока, температуры, дополнительных электропотребителей…

Старые автомобили, с небольшим количеством компьютеров или другими паразитическими стоками в электрической системе, скорее всего, будут заряжать свои батареи быстрее, даже если у них есть генераторы переменного тока или генераторы с меньшей производительностью.

 фото: Obi Onyeador / unsplash.com

Хотя, с другой стороны, кто ж будет крутить машину вхолостую хотя бы 25-35 минут, не говоря уж о 4 часах, при условии, что законодатель ограничивает долгий прогрев автомобиля на холостом ходу в жилых зонах, во дворах, где запрещена стоянка с включенным двигателем (пункт 17.2 ПДД).

Напомним, что «стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

То есть запрещено гонять мотор в городе вхолостую более 5 минут. Штраф (статья 12.28 КоАП РФ) – 1 500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 рублей. 7 штрафов, которые водитель может получить во дворе

Ну и наконец, как мы говорили выше, запуск автомобиля (момент старта мотора стартером) требует много энергии, поэтому если вы планируете подержать мотор на холостом ходу только в течение, скажем, 15 минут, на самом деле вы потеряете больше энергии, чем зарядите в аккумулятор.

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию